В современном мире очень сильны тенденции феминизма. Женщина должна стоять наравне с мужчиной: работать, зарабатывать, иметь одинаковые права и обязанности. Это, конечно, правильно, ведь не в Средние века живем, чтобы быть «вещью».
Вот нас, русских, часто называют ретроградами, мол , отсталые мы, женщины у нас не свободны, как в Европе, замуж стремятся, детей родить, а как же борьба за свои права ? А как же мужчин на место поставить? Да можем мы все: и карьеру сделать, и семью создать, и уют в доме - все в одном. Только сами господа европейцы, а вернее, европейки, забывают, кто им показал путь к этой борьбе, де не когда-нибудь, а в темные Средние века. Русская княжна это была, внучка Ярослава Мудрого.
Как мы знаем, династические браки были нужны для укрепления межгосударственных связей и практиковались с глубокой древности. Наши правители связывали себя и своих детей с европейскими и азиатскими представителями власти. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа. Его сын Всеволод – князь ростовский и Суздальский – взял в жены греческую принцессу, а брат Изяслав, князь Новгородский, женился на польской княжне. Княжон выдавали замуж за иностранцев. Сестра Ярослава стала польской королевной, дочери Анна, Елизавета и Анастасия – правительницами Франции, Норвегии и Венгрии. Их там помнят и почитают до сих пор. Но всё же есть одна женщина, которая своей славой выделяется изо всех. Это внучка Ярослава Мудрого, дочь Всеволода, Евпраксия, которую вывезли в Германию для вступления в брак в 13 летнем возрасте. Она повлияла на всю духовную жизнь Западной Европы. Расцвет культуры в Провансе связан именно с её именем. Её воспевали трубадуры и менестрели. Не известна она только у нас. Кем же было Евпраксия?
Она должна была выйти замуж за германского маркграфа. Для этого её вывезли из Киева и определили в монастырь в Германии. Её окрестили в католичество и дали новое имя Адельгейда. Девочка должна была выучить немецкий язык, усвоить обычаи новый родины, научиться быть женой и хозяйкой и подрасти. Уж очень юная она была. Какая из неё жена в 13 лет? Однако её муж спустя год внезапно умер, и Евпраксия, то есть Адельгейда, стала вдовой, так и не изведав супружеской жизни.
Настоятельница монастыря, кстати, тоже Адельгейда, написала императору Генриху Четвёртому, который на тот момент был вдовцом, о своей воспитаннице и надоумила его жениться на внучке Ярослава Мудрого. Генрих приехал в монастырь, и голубоглазая хрупкая блондинка ему очень понравилась. Так, уроженка Киева стала императрицей Священной Римской империи. Ну на этом радость в жизни ее закончилась.
Император запер молодую жену в башню, а сам предавался кутежам разврату – так принято было в западной Европе. Жена, пусть даже императрица, - всего лишь вещь, которой муж может распоряжаться и пользоваться тогда, когда ему заблагорассудится. В остальное время он волен делать все что ему хочется, а вот она – нет. Но нашей соотечественнице такой порядок не понравился. Она пыталась поговорить с Генрихом, что брак – это союз, построенный на любви и доверии, что люди должны делить и горести, и радости пополам. Генрих только отмахнулся от жены. И вот тогда немецкая императрица совершила не виданный по своей смелости поступок. По связанным между собой простыням она выбралась из замка и отправилась к Папе Римскому. Что она сказала Урбану II – неизвестно, но она сумела убедить его, что её муж ведёт неправедный образ жизни. Тогда Папа Римский решил приструнить владыку и вызвал Генриха Четвёртого на открытый суд.
Суд проходил на площади, так как присутствовали 4000 епископов из Италии, Германии и Франции и 30 000 слушателей. Генрих прилюдно покаялся в своих грехах. Это событие по тем временам было невиданным: жена восстала против мужа, вещь поднялась против своего господина. Все в Средневековой Европе была шокированы таким происшествием, а люди не знали, как отнестись к этому событию. Но глава церкви поддержал женщину, значит, она права. Значит, женщина может бороться за свои права, за свою честь?
Муж был чрезвычайно зол и решил расправиться со своей супругой по дороге домой. Она поняла его намерения и бежала в Венгрию, к своей старой тётке, которая некогда была королевой Венгрии. В приеме ей отказали, боясь навлечь гнев императора Священной Римской империи. Она отправилась в Киев, но и здесь её не приняли с распростёртыми объятиями, но не потому, что она могла навлечь на них войну. Нет, войны с Германией Киевская Русь не боялась. А вот то, что жена вышла из повиновения мужа, да ещё и опозорила его пли прилюдно – это плохо. Однако её не прогнали.
Евпраксия ушла в монастырь. Тихо и незаметно прожила она там 14 лет и умерла 9 июня 1109-го года. Похоронили её в Киево-Печерской Лавре, о чем сделана отметка в летописи.
Да, поступок по тем временам не просто смелый, отчаянный, однако именно Евпраксия стала одно из первых женщин, боровшихся за свои права и за свою честь. Её поступок вызвал к жизни великую культуру Прованса.