Театр начинается с вешалки…
Однажды великий русский режиссёр Константин Сергеевич Станиславский обратился к гардеробщикам МХАТа со словами, которые стали крылатыми: «Друзья, помните – театр начинается с вешалки»… Станиславский хотел подчеркнуть, что образ Театра у зрителей начинает складываться не в зрительном зале, в при входе в здание, ещё, быть может, на его ступенях, и в театре зрителям важно всё: спектакль, кресла, в которых предстоит сидеть, гардероб, буфет в антракте, программка…
У каждого театрального поклонника свой образ Театра. Может быть, такой…
По вечерам театр завораживает взоры прохожих. Притягивает в распахнутые двери взбудораженную публику. Портик его залит апельсиновым светом. Светом сказки и радости.
А внутри театра волшебно варится тайна искусства: среди малиново-золотых лож, в бриллиантах искр торжественной люстры, в медовом дрожании оркестровых струн, душистом ветре ожившего занавеса, в театральном действии, разворачивающемся на сцене, в шуме аплодисментов публики, в прелести цветов, запелёнутых в причудливые целлофановые обертки. Их передают после спектакля в благодарные руки артистов, красиво бросают на сценические подмостки….
Если бы возможно было сесть в машину времени да и промчатся вдоль и поперёк из одного века в другой, из другого – в третий, четвертый, мы увидели бы и запомнили тысячи счастливых зрителей – и застывшее в них восхищение: «Да здравствует Театр, сияющий остров праздника!»
Константин Сергеевич Станиславский – выдающийся актер, режиссер, педагог, театральный теоретик, создатель уникальной актерской системы, театра МХАТ.
Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский – это псевдоним, который актер взял в 1885 году) родился в Москве 17 января 1863 года. Никто из его родственников, кроме бабушки по матери, не имел отношения к театру. Бабушка Мари Варлей в молодости блистала на Парижских подмостках в амплуа трагической актрисы.
В семье, помимо Константина, было еще девять детей. Родители много времени уделяли воспитанию и образованию отпрысков: с детьми занимались приходящие педагоги по музыке, танцам, литературе, иностранным языкам, фехтованию, словесности. По моде той эпохи Алексеевы устроили любительский театр. Представления, в которых нередко участвовали и профессиональные актеры, друзья дома, проводились для узкого круга близких родственников и гостей. Летом все общество перемещалось в Любимовку на реке Клязьме, где также был устроен домашний театр, названный Алексеевским.
Впервые маленький Костя принял участие в одном из семейных спектаклей в возрасте 4 лет, затем такие выступления стали постоянными. Мальчик, проявлял недюжинный талант в лицедействе, что родители всячески поощряли, но лишь в качестве увлечения.
Все постановки Алексеевского кружка в период с 1877 по 1888 годы осуществлялись по инициативе юного Константина Сергеевича. Он был идейным вдохновителем, сорежиссером и одним из актеров любительских спектаклей.
В 1888 году Станиславский с Федором Комиссаржевским и Федором Сологубом организовал Московское общество искусства и литературы, устав которого разработал лично.
За десять лет деятельности общества Станиславский создал немало ярких персонажей, участвуя в спектаклях. Его актерский талант признала публика и видные критики. С 1891 года работа Станиславского взял на себя руководство режиссурой.
В 1898 году произошла встреча Станиславского и Немировича-Данченко. 18 часов основатели классической театральной школы обсуждали проект создания Московского художественного театра.
Настоящим событием мирового сценического искусства стала «Чайка» Чехова, представленная на суд зрителей в 1898 году. Впоследствии силуэт чайки стал символом театра и остается им по сей день, а с Антоном Павловичем у Станиславского завязались дружеские отношения, основанные на совместном творческом процессе.
Константин Сергеевич уделял много времени режиссуре, воспитанию молодых актеров, теоретической и практической разработке своей системы, согласно которой артист должен полностью вживаться в роль, а не изображать чужие переживания, одновременно стараясь передать зрителю основные мысли пьесы.
В 1912 году при МХАТе открылась первая студия, где Станиславский преподавал студентам актерское мастерство.
В 1922-1923 годах Станиславский с основной труппой МХАТа гастролировал в США. Тогда же он начал писать первую из своих книг о разработанной им системе «Моя жизнь в искусстве». У советской власти деятельность Станиславского находила самую горячую поддержку и одобрение. Сам Иосиф Сталин не раз бывал на спектаклях МХАТа, который к тому времени получил статус государственного, сравнявшись по рангу с Большим и Малым театрами.
В 1928 году, на юбилейном вечере МХАТа у Константина Сергеевича, игравшего в спектакле, случился сердечный приступ. После этого врачи категорически запретили Станиславскому выступать на сцене, и он целиком отдался режиссерской и педагогической деятельности.
В 1938 году вышла его книга «Работа актера над собой», уже посмертно. Десять долгих лет режиссер боролся с болезнью и творил, превозмогая боли. Скончался Константин Сергеевич 7 августа 1938 года.