Потому что ОПЯТЬ … ДВОЙКА!
Показательное произведение академического бытового жанра. Герои четко делятся: «отрицательный» мальчик по одну сторону, а все, кто справа – «положительные» персонажи.
Изначально Решетников собирался рисовать картину «Опять пятерка», но ему показалось, что реакция на неудачу более выразительная.
«Опять двойка» (1952 г.) - это вторая картина из триптиха. Первую можно заметить возле двери, где отрывной календарь.
«Прибыл на каникулы» (1948 г.) полотно о предновогоднем приезде мальчика-суворовца домой.
Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство
- ребенка
- родных
- а главное всей страны.
Тем более, когда учиться есть возможность. А Решетников показывает своему зрителю, что она есть - это ковер, велосипед и часы, как признаки приличного материального положения семьи.
Мальчик-сирота (а после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи родители погибли на фронте) и достаточно обеспеченный хулиган, у обоих нет отца.
Чувствуете осуждающее сравнение? Кто здесь положительный типаж, к которому должен стремиться каждый советский ребенок?
Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в семье. Прообразом хулигана стала дочь Люба. У нее случались двойки, и, приходя расстроенной и виноватой, всегда норовила проскользнуть домой незамеченной.
Но, изображен соседский мальчишка Эдвард, сын художника Густава Клуциса. Мальчик не подозревал о том, что стал частью истории мировой живописи. Пока он играл на улице в футбол, художник делал наброски.
Эдвард не знал отца. Клуциса арестовали по сфабрикованной политической статье и расстреляли, реабилитировали лишь спустя 20 лет. Эдвард посвятил свою жизнь сохранению творческого наследия отца.
Третье полотно — «Переэкзаменовка» (1954 г.), и точно так же здесь мы видим еще картину этой трилогии, в этот раз в углу «Опять двойка». Главный персонаж вновь смещен влево, он значит отрицательный, и опять только собаке все равно, что ее друг-двоечник.
А вот интересно, сколько родителей сейчас полностью избавили себя от переживаний по поводу оценок ребенка?