Найти тему

Разящий "Феникс": турецкий ударный беспилотник Anka-S

Оглавление

Разработка беспилотника класса MALE (Medium-Altitude Long Endurance), т.е. средневысотного, большой продолжительности полета дрона, была начата турецкими специалистами в 2004 году – после того, как Анкара получила от Вашингтона отказ на просьбу продать разведывательно-ударные беспилотники семейства Predator/Reaper.

Дело в том, что турецкие военные, еще с 1994 года эксплуатировавшие беспилотники-разведчики GNAT 750-45 (шесть БЛА, одна НСУ и одна мобильная станция сбора и обработки тактической видовой информации), постепенно пришли к пониманию необходимости расширения парка своей беспилотной авиации.

С этой целью в 1998 году были приобретены еще пара аппаратов Improved GNAT и две наземные станции управления (НСУ), а также множество других БЛА разного класса и типа.

Одновременно командование ВС Турции достаточно быстро пришло к выводу о необходимости принятия на вооружение еще и ударных дронов.

Американцам был направлен запрос о поставке четырех MQ-1 Predator (в переводе с английского - "Хищник") и двух MQ-9 Reaper (в переводе с английского - "Жнец"), но, как утверждается, Конгресс сделку не одобрил. В результате в Анкаре было принято решение создавать необходимые беспилотные летательные аппараты своими силами.

БЛА Anka B (Фото компании TAI)
БЛА Anka B (Фото компании TAI)

История создания

Официальной датой отсчета нового проекта считается 24 декабря 2004 года, когда соответствующий контракт был выдан компании Turkish Aerospace Industries (TAI) Управлением оборонной промышленности Минобороны Турции (Savunma Sanayii Mustesarligi – SSM). Последнее курирует все работы по созданию и закупке вооружений для нужд национальных Вооруженных сил.

Причем одновременно военные решили приобрести и 13 израильских дронов – 10 Heron от Israel Aerospace Industries (IAI) и три Aerostar от Aeronautics Defense Systems.

Первоначально перспективный турецкий беспилотник получил обозначение TIHA – это аббревиатура от Turk Insansız Hava Araci, что в переводе с турецкого означает «турецкий беспилотный летательный аппарат» . Впоследствии же он получил название Anka (точнее Anka Kusu, что в переводе с турецкого означает «Феникс»).

Согласно первоначальному плану, работы по проекту должны были осуществляться в четыре этапа:

  • концептуальная проработка проекта перспективного БЛА;
  • предварительное проектирование;
  • рабочее проектирование;
  • постройка, испытания и оценка летных прототипов.

Последних надо было построить три штуки, причем первый из них намечалось поднять в воздух в 2009 году.

БЛА Anka B (Фото компании TAI)
БЛА Anka B (Фото компании TAI)

Впрочем, планы, как показали последующие события, оказались слишком оптимистичными: поднять «Феникса» в воздух удалось только 30 декабря 2010 года. Причем в первом же полете, на 15-й минуте, он разбился.

Аналогичная судьба постигла в последующих испытаниях, которые достаточно сильно затянулись, еще два из пяти построенных прототипов первой серии, обозначавшихся как Anka A (также Block A)!

В то же время следует отметить, что уже тогда турецкие специалисты провели достаточно успешное испытание создаваемого ими беспилотника на возможность применения вооружения.

В мае 2013 года один из дронов Anka A , вооруженный двумя подвешенными под крылом 70-мм управляемыми ракетами Cirit с «живыми» боевыми частями, имеющими полуактивное лазерное наведение, выполнил ими пуск по стационарной наземной цели.

Подсветка последней осуществлялась с помощью станции AselFLIR-300T. Испытание было признано успешным, но в ходе него выяснилось, что пуск таких ракет возможен только с высот до 10 тыс. футов (3048 м).

Впоследствии Управление оборонной промышленности выдало компании TAI контракт на поставку турецким ВВС первой партии серийных беспилотников, которым было присвоено обозначение Anka B (Block B).

30 января 2015 года первый из таких БЛА был поднят в воздух, а 10-14 октября 2016 года были выполнены заключительные приемо-сдаточные испытания нового аппарата, после чего эти машины пошли в войска.

Особенности конструкции

В конструктивном плане Anka во многом напоминает аппарат аналогичного класса Watchkeeper WK450, разработанный в интересах британских военных компанией UAS Tactical Systems (U-TacS). Последняя представляет собой совместное предприятие израильской Elbit и британской Thales UK.

В качестве же основы для Watchkeeper WK450, в свою очередь, послужил беспилотник Hermes 450, разработанный первой из указанных компанией. Главные отличия – несколько угловатая, а не цилиндрическая форма фюзеляжа и расположение основного воздухозаборника сверху, а не снизу (внизу – выхлопные патрубки двигателя).

Anka имеет высокорасположенное крыло большого удлинения, монококовый фюзеляж и V-образное хвостовое оперение. Все конструкции выполнены преимущественно из композитов. Имеется современная электроимпульсная антиобледенительная система и система управления полетом с двойным резервированием.

Двигатель первоначально был установлен дизельный типа Thielert Centurion 2.0S (CD-155) мощностью 155 л.с. Затем на девять беспилотников – вероятно, типа Anka S – были установлены модернизированные двигатели типа PD155. Эти двигатели были поставлены в период до декабря 2017 года турецкой компанией Tusas Engine Industries (TEI; входит в состав TAI).

Однако с 2018 года на беспилотники этого семейства устанавливается дизельный двигатель PD170 с турбонаддувом мощностью 170 л.с., разработанный TEI. Первый полет с новым двигателем, в котором принимал участие Anka B с бортовым № 17-025, состоялся в декабре 2018 года (видеоролик компания TAI обнародовала в начале января 2019 г.).

Воздушный винт – толкающий трехлопастный. Шасси – трехопорное, убирающееся: все стойки убираются назад по полету в ниши в фюзеляже.

БЛА Anka S (Фото компании TAI)
БЛА Anka S (Фото компании TAI)

В качестве полезной нагрузки аппарат получил новую систему технического зрения высокого разрешения, включающую оптико-электронную и инфракрасную камеры, лазерный дальномер-целеуказатель и малогабаритную РЛС с синтезированной апертурой.

Есть информация, что применяется также РЛС с обратным синтезированием апертуры (ISAR ), которая позволяет получать двумерное изображение цели с высоким разрешением.

Дрон также оснащается системой спутниковой связи, защищенной системой передачи данных и бортовой цифровой вычислительной машиной турецкой разработки.

Аппарат обладает возможностью совершать полет как под управлением оператора – для этой цели используется специальная наземная станция управления на два рабочих места (оператор-летчик и оператор целевой нагрузки), разработанная в рамках этого проекта и оснащенная шестью широкоформатными и шестью меньшими по размеру дисплеями, так и в полностью автономном режиме – без участия оператора. В последнем режиме, в том числе, могут осуществляться взлет и посадка беспилотника – это обеспечивается системой управления с двойным резервированием.

Задачи дрона Anka B – наблюдение и разведка, обнаружение, классификация и сопровождение целей, выдача данных целеуказания на свои средства поражения, работа в качестве ретранслятора связи и т.п.

Потенциально аппарат может нести на двух подкрыльевых узлах внешней подвески четыре корректируемых авиабомбы типа MAM-L – по два на каждом из катапультных устройств (MAM – от «Mini Akilli Muhimmat», в переводе – «Умные мини-боеприпасы», а L – с лазерным наведением).

Развитием семейства беспилотников Anka стал разведывательно-ударный дрон Anka S, который был облетан 5 декабря 2015 года (аппарат с бортовым № 14-006).

Внешне он отличается от предшественника доработанными крылом и, в особенности, фюзеляжем, имеющим в носовой части характерный наплыв, под которым размещено оборудование системы спутниковой связи. Кстати, после этого турецкий аппарат по своему экстерьеру стал очень похож на израильский беспилотник Hermes 900.

Впрочем, наиболее существенным отличием новой модификации стала возможность применения управляемых авиационных средств поражения: о первых проведенных успешных огневых испытаниях было заявлено в августе 2018 года.

Разведчик и киллер

Применение вооружения обеспечивается двухканальной системой наблюдения и прицеливания CATS (Common Aperture Targeting System – «прицельная система с общей апертурой») с оптическим и инфракрасным каналами и встроенным лазерным дальномером-целеуказателем, которая разработана и выпускается турецкой компанией Aselsan.

В настоящее время точно известно о том, что эти беспилотники могут применять оснащенные полуактивной лазерной системой наведения корректируемые авиабомбы MAM-L, разработанные турецкой компанией Rocketsan и способные поражать живую силу, бронетехнику и объекты инженерной и фортификационной инфраструктуры.

Калибр боеприпаса – 160 мм, длина – 1 м, а масса – 21,5 кг. Есть несколько типов боевых частей – осколочно-фугасная, бронебойная, способная пробить до 700 мм гомогенной брони, или термобарическая. Дальность поражения – до 8 км, точность – не более 3 м. Беспилотник может нести на подкрыльевых узлах подвески два таких боеприпаса.

Судя по всему, беспилотник может брать на борт также противотанковые управляемые ракеты (не подтверждено официально), многоцелевые ракеты MAM-C с полуактивным лазерным наведением (созданы на базе 70-мм НАР и способны на дальности до 8 км поражать живую силу и легкобронированную технику противника с точностью не более 3 м) и 70-мм управляемые ракеты Cirit (в ряде источников указывается, что Anka S может нести минимум один контейнер с Cirit).

Не исключено, что в перспективе Anka S получит возможность применять и другие авиационные средства поражения.

Добавим, что при использовании спутниковой системы связи боевой радиус беспилотника существенно возрастает, а первое успешное испытание такого способа управления состоялось в июне 2017 года.

По данным турецких источников, посредством спутниковой системы связи центр управления одновременно может осуществлять контроль за действиями шести находящихся в воздухе аппаратов типа Anka S.

БЛА Anka S (Фото компании TAI)
БЛА Anka S (Фото компании TAI)

Контракты и служба

На сегодня известно о контракте на поставку трех комплексов в составе 10 дронов Anka S, 12 НСУ и необходимого количества систем автоматизированных взлета и посадки с соответствующим радиолокационным оборудованием с тем, чтобы обеспечить одновременно базирование новых дронов на двух разных военно-воздушных базах ВВС Турции.

Контракт стоимостью 290 млн долл. подписан 25 октября 2013 года, причем на долю компании Aselsan пришлось 33,6 млн долл. – поставка 10 систем CATS и различной авионики, включая блоки INS/GPS и радиосвязное оборудование.

Контракт полностью исполнен в январе 2019 года, когда турецкие ВВС получили 9-й и 10-й аппараты (еще один дрон, летный прототип, находится в распоряжении компании-разработчика). Причем они, в отличие от предшественников, были оснащены канадскими системами CMX-15D (разработчик - компания L3 Wescam) , а не турецкими CATS.

Согласно имеющимся в открытых источниках данным, в общей сложности турецким ВВС и ВМС на сегодня поставлено около полусотни беспилотников семейства Anka всех модификаций (флот получил пока четыре аппарата, но планирует приобрести 12 дронов). По состоянию на 2019 год, они налетали в общей сложности более 37 тыс. ч.

Есть неподтвержденная официально информация о том, что ВВС Турции заказали еще три системы с БЛА типа Anka S (с 10 дронами), а еще шесть БЛА этого типа по контракту от 2018 года получила турецкая жандармерия – два в апреле и четыре в сентябре 2019 года.

В марте 2018 года на сайте www.millisavunma.com появилась информация о том, что турецкое Национальное разведывательное управление (Milli Istihbarat Teskilati – MIT) получило в свое распоряжение беспилотник типа Anka I, который оснащается современными системами радиотехнической и радиоэлектронной разведки (ELINT/COMINT).

Данный аппарат разработан в кооперации компаниями TAI и Aselsan и стал первым турецким БЛА, специально предназначенным для ведения такого рода разведки и, судя по всему, решения задач РЭБ.

Внешне данный образец хорошо отличим по множеству расположенных снизу антенн, а также наличию контейнеров со спецаппаратурой, размещенных по бокам фюзеляжа перед крылом. Судя по всему, такой беспилотник пока имеется в единственном экземпляре.

* MIT – созданная в 1965 году турецкая спецслужба, осуществляющая разведывательную и контрразведывательную деятельность.

БЛА Anka S (Фото компании TAI)
БЛА Anka S (Фото компании TAI)

Основные тактико-технические характеристики

  • длина – 8,6 м,
  • высота – 3,25 м,
  • размах крыла – 17,5 м (Anka B – 17 ,3 м)
  • масса пустого – 1380 кг
  • максимальная взлетная масса – 1680 кг
  • масса полезной нагрузки – до 250 кг (Anka B – до 200 кг)
  • максимальная скорость полета – 217-218 км/ч
  • крейсерская скорость полета – около 200 км/ч
  • продолжительность полета с полезной нагрузкой 250 кг – не менее 24 часов (по некоторым данным, с минимальной нагрузкой БЛА может продержаться в воздухе до 32 часов, а с полной нагрузкой – 18 часов)
  • практический потолок – около 9 км
  • боевой радиус действия при использовании управления по радиолинии – не менее 250 км
  • максимальная дальность полета – около 1400 км
  • рабочий диапазон температур – от -54 до +50 град. С.

Полное описание истории создания и применения всех существующих на сегодня турецких разведывательно-ударных БЛА изложено в статье автора, опубликованной в журнале "Взлет" №№ 1-4 за 2021 год.

Еще по теме:

Воинственный "Знаменосец": турецкий ударный дрон Bayraktar TB2