Моя МАМА
Мама
Моя мама, Зорина Нина Николаевна, родилась 17 ноября 1919 года в городе Ветлуга Нижегородской губернии. Её отец, а мой дед, Зорин Николай был женат на Валентине Ивановне, моей бабке, Кроме мамы у них были ещё два сына, с которыми мама возилась все время, до поступления в университет. Даже погулять не могла без них, ну и на танцы с братиками тоже не пойдёшь.
А бабка, Валентина Ивановна, влюбилась в офицера Воронина и сбежала от семьи на Дальний Восток к месту его службы. Там она вышла замуж и прожила в Хабаровске до конца жизни.
Ну а дед женился на тёте Тоне.
В школе мама была круглой отличницей, и поэтому с первой попытки поступила в ленинградский университет на отделение механика и математика. Как она рассказывала, в школе математика была её любимым предметом, но на мехмате им сразу стали преподавать четыре разные математические дисциплины, и мама просто растерялась. Она стала путать эти предметы между собой, и от былой любви к математике не осталось и следа. Сначала она жила у тёти Нади, а потом ей дали место в общежитии. После первого курса началась Великая Отечественная война. Одну зиму Мама пережила в блокадном Ленинграде.
Потом ей удалось выехать в Москву, но из-за испуга перед математикой она пошла не в МГУ, а в московский энергетический институт (МЭИ), где познакомилась с будущим своим мужем.
МЭИ и Алма-Ата
Во время войны Мама училась в московском энергетическом институте. Кроме учебы она занималась общественной деятельностью.
Когда объявили о наборе студенток на курсы рентгенологов для фронтовых госпиталей Мама сразу записалась и по всем предметам получала только пятерки.
Но на выпускном экзамене ей показали рентгенограмму грудной клетки пациента с обширными затенениями в области груди. Мама вспоминала все что знала, включая и рак, но ей поставили тройку и на фронт не взяли. Мама долго плакала из-за того что это оказался снимок женщины и это были ее груди, а курсантов то тренировали на снимках мужчин.
Всех, кто сдал экзамен на 5 и 4 взяли в армию и все они не вернулись с фронта.
Работая в одной из общественных секций Мама как то в третий раз опоздала. И руководитель секции, мой будущий отец, когда все ушли, просто отшлепал ее как ребенка. Возмущению Мамы не было предела, но больше она не опаздывала.
У Мамы был друг студент и, когда его на 3 месяца направили на практику в другой город, он попросил моего будущего отца присмотреть за Ниной.
Отец присмотрелся и….вскоре они стали думать о своей свадьбе.
После окончания МЭИ Маму направили в Алма Ату на ГЭС №10. Отец ушел из престижного института постоянного тока и выбил направление тоже на ГЭС№10.
Там они и работали сменными инженерами.
Из воспоминаний Мамы был один случай. Когда в ее ночное дежурство пошла шуга (смесь воды и мелкого льда) которая забила турбины и вода полилась в машинный зал, грозя затопить оборудование и вывести его из строя.
По рассказу Мамы она в белых валенках носилась по затапливаемому полу выключая электрооборудование и аварийно открывая дополнительные шлюзы для сброса воды.
Когда через двадцать минут примчался директор ГЭС Мама сидела в мокрых валенках на стуле в центре зал и плакала. А вода уже почти вся ушла, не успев навредить оборудованию.
Через некоторое время Отца и Маму перевели в Казань, где они стали работать на ТЗЦ 1
Двигатель для вертолетного завода
После переезда из Казахстана в Казань Отец и Мама работали на ТЭЦ-1.
Но, когда в 1953 году родилась моя сестрёнка Света, Мама перешла в Казанский авиационный институт (КАИ), преподавать электротехнику.
А на казанском вертолётном заводе в начале 50х годов была серьёзная проблема. Вертолётные винты, перед установкой на вертолёт, требовалось проверять в рабочих и критических режимах. Для этого их устанавливали на настоящий вертолётный двигатель, закрепленный на земле, и гоняли винты во всех режимах. Все хорошо, только у двигателей ресурс работы мал, сотни часов. Затем двигатель списывали и устанавливали новый. Это было чрезвычайно дорого, да и двигателей было маловато.
Вот кто-то на заводе и предложил использовать электрический двигатель. Стали искать в справочниках … и ничего похожего не нашли.
Тогда вспомнили, что в Казани есть КАИ!!!
Быстро составили техническое задание с уникальными параметрами на электродвигатель, и через министерство обязали КАИ разработать этот проект.
В ректорате КАИ сразу сообразили, что на третьем факультете есть кафедра электротехники так разработку этого двигателя кафедре и поручили.
Там тоже долго голову не ломали, а решили доверить работу новой молодой преподавательнице - Зориной Нине Николаевне, мол, она недавно МЭИ окончила и знаний должно хватить.
Мама за несколько недель провела громадную работу и, сделав необходимые изыскания и расчёты, представила результаты. Были обоснованы и выбраны тип двигателя, его характеристики, типы обмоток и требуемый тип проводов обмотки. Представлены примерные весовые и габаритные параметры электродвигателя, а так же разработанная схема питания и управления двигателем.
После успешной защиты работы на кафедре документация была отправлена на крупнейший электромеханический завод, где были разработаны конструкция и технологии изготовления этого большого и необычного электродвигателя.
Завод отлично справился со всеми проблемами, и вскоре эксклюзивный двигатель был отправлен на казанский вертолётный завод.
В Казани на заводе с энтузиазмом принялись за установку новинки. Но вскоре позвонили в КАИ с претензией:
-Ваш двигатель вообще не работает!?!
Маму сразу направили на завод. Она стала внимательно все проверять и когда дошла до шкафа управления обнаружила, что схема управления абсолютно не соответствует разработанной схеме.
На вопрос Мамы, почему схема не соответствует документации, ей ответили, что лучший заводской электромонтажник авторитетно заявил о полной неправильности документации и собрал схему управления по своему разумению.
Мама потребовала, чтобы всю схему управления разобрали и поручили другому специалисту, который сможет точно по документации собрать схему управления двигателем.
Когда это было сделано, Маму снова пригласили на завод. Она сама вновь всё перепроверила. В этот раз отклонений от документации не было, и Мама провела первое включение и проверку всех режимов работы двигателя.
ВСЕ БЫЛО ПРЕКРАСНО!!!
Двигатель легко переходил с одного режима на другой и во всех режимах работал устойчиво и мощно.
Работники радовались как дети, т.к. управление двигателем было надёжное, очень простое и понятное. Маму долго благодарили. И с тех пор, пока она работала в КАИ, ей высылали, оплачиваемые приглашения на всесоюзные и отраслевые конференции и семинары, на которых говорилось об электродвигателях в авиа и вертолётостроении. Мама рассказывала, что по этим командировкам она объехала весь Советский Союз.
В восьмидесятых годах прошлого столетия Мама вышла на пенсию.
И вдруг в конце девяностых годов ей домой позвонили с казанского вертолётного завода:
-Нина Николаевна, это ведь Вы разрабатывали двигатель для испытания вертолётных винтов?
-Да я
-А Вы не смогли бы разработать другую схему питания двигателя от сети переменного тока? Надо заменить устаревшие мощные ламповые выпрямители на ртутных игнитронах (каждый размером с небольшой самовар) на современные выпрямители на полупроводниковых тиристорах (размером с кулак) .
Моя Мама им дословно ответила:
-Ребятки! Я УЖЕ 15 ЛЕТ НА ПЕНСИИ . Вы бы не боялись и сами попробовали это сделать .
-А Вы не будете возражать?
-Зачем? Удивилась Мама, ведь вы ребята наверняка хорошие специалисты.
-Значит, Вы разрешаете?
-Да. Удачи вам!!!
-СПАСИБО!!!
Похоже, этот двигатель работает и до сих пор.
Мама, попляши!!!
Поздний вечер.
Отец, мама, я и Света давно лежим в кроватях, но заснуть не дают капризы и нытье трёхлетней сестрёнки:
-Мама! Покачай!
-Мам – погладь!
- Мамааа – я пить хочу!
Мама встаёт, качает, гладит, из другой комнаты приносит водичку… и это тянется больше часа.
Наконец сестрёнка всхлипывает и вроде затихает. Мама в очередной раз ложится в кровать и в это время снова вскрик
МААММА А А А !!!
Мама бросается к кроватке сестрёнки «Что такое?»
МААММА А А А - П О П Л Я Ш И И И И !!!
Мама вышла на середину комнаты и начала, притопывая кружиться.
Но тут Отец вскакивает с кровати, подхватывает маму и мощнейшим шлепком по мягкому месту просто кидает её на кровать. Затем, выхватив сестрёнку из детской кроватки, даёт ей три быстрых увесистых шлепка, а рука у батюшки тяжёлая, и почти бросает её в кроватку.
Сестрёнка зашлась в крике (от боли, а не в капризе), мама рванулась к ней, но отец зажал её на кровати.
Света кричала наверно минуту. Потом крик стал стихать и вскоре все уснули.
К сожалению, вся дальнейшая жизнь мамы и сестрёнки проходила под этим лозунгом
М А М А П О П Л Я Ш И И И И !!!
Экзамены - вид с двух сторон..
Моя мама, Зорина Нина Николаевна, в пятидесятых - семидесятых годах преподавала в КАИ (Казанском Авиационном Институте) электротехнику. Когда я поступил в КАИ на 5-ый – радиотехнический факультет, мама преподавала на 3-ем – приборостроительном факультете. А т.к. у нас были разные фамилии, то о нашем родстве мало кто знал.
Итак, второй курс, зимняя сессия. Я иду по институтскому коридору. Вдруг из распахнувшейся двери вылетает мой знакомый Ильдар Рахимов. Весь взъерошенный, возбуждённый, красный. Я спросил
-Сдавал?
-Да! Электротехнику!
-Ну и как?
-ТРОЯК!!! Выпалил он радостно.
-Ох, как она меня топила–топила!!! Но я все же выкрутился!!!
И он, счастливо улыбаясь, побежал к выходу. А я, заглянув в аудиторию, с удивлением увидел маму, принимающую экзамен у следующего студента
.…………………………………….
Дом, за ужином, я спросил:
-Мам, а ты сегодня у группы 3204 экзамен принимала?
-Да, неплохая группа. – Ответила она
-А Рахимова помнишь?
-Ой, такой слабый студент! Уж я его ТЯНУЛА, ТЯНУЛА !!!
Я чуть не поперхнулся и на удивленный вопрос мамы ответил, что Рахимов сказал, что она его ТОПИЛА, ТОПИЛА!!!
- Я ТОПИЛА???, невольно приподнимаясь и с возмущением вскрикнула мама.
Все за столом долго смеялись.
В общем, всегда надо выслушать обе стороны.
Наследство
Когда в Ветлуге умер Зорин Николай, мамин отец,она поехала на похороны отца. Пробыла там две недели, а когда вернулась, то несколько дней все рассказывала – кто, когда и в какой одежде приходил на похороны и поминки. О чем все говорили, кто с кем в ссоре и кто помирились. Кому какое наследство досталось. Сама же она получила набор красивых чайных ложечек.
Но меня поразило превращение Мамы из интеллигентной преподавательницы в сельскую кумушку сплетницу, перемывающую всем косточки и обсуждающую все, что вокруг творилось.
Недели через две Мама вернулась в свой обычный образ.
Часы ребёнку.
Летом 1987 года мы всей семьёй приехали на отпуск в Казань к родителям.
Моя мама сказала
-Гарик, мы не смогли тебе в мае на день рождения сделать подарок, поэтому мы решили сейчас подарить тебе ручные часы.
А мои родители к этому времени уже были на пенсии и я возразил:
- Мам! Не надо! Спасибо! Ведь это дорого!!!
На это она с возмущением спросила
-Что я не имею права своему ребёнку на сорокалетие подарить часы?!!!
……………
Первой опомнилась 14-ти летняя моя дочка – Эля.
-Бабуля! Что ты говоришь??
-РЕБЁНКУ НА СОРОКАЛЕТИЕ?!!!
Отношение мамы ко мне и к сестре
Конец 90 х годов прошлого столетья.
Я с улицы Роторной (это около ВДНХ, на Среднем Кабане) после работы ехал через весь город к Эбикэй (середина Ленинского района Казани в 10 км от моего жилья), привозил продукты, потом заходил к родителям на ул. Восстания (800 метров от Эбикэй) и пил чай. Затем, через весь город ехал обратно, на Роторную.
Как то я спросил у Мамы:
-А Света может за 800 метров продукты Эбикэй приносить?
Мама с искренним удивлением от моей наивности сказала:
– Конечно нет! Она ведь после работы!!!
(А я с танцев, что ли?)
К сожалению, такое отношение ко мне осталось и потом.