Конец января подарил мне новый волнительный опыт - в Тверском театре юного зрителя прошла сдача эскизов спектаклей, отобранных и поставленных в ходе режиссерской лаборатории ТЮЗ.Lab.
Два года длилась лаборатория. Из сотни заявок от режиссеров были отобраны четыре, эскизы по которым были поставлены в Тверском ТЮЗе и представлены на суд критиков и зрителей 31 января.
Проект проходил при поддержке центра современной культуры Рельсы. Три эскиза были показаны на сцене ТЮЗа, а четвертый - в пространстве “Рельсы”. Там же проходило и финальное обсуждение.
Я посмотрела все четыре и приняла участие в обсуждении.
Признаюсь, я впервые присутствовала на таком событии. Для меня это было сродни наблюдением за родами. На моих глазах родились четыре спектакля. Еще неизвестно, кто из них выживет и во что вырастет, но само таинство появления их на свет действительно завораживает.
Руководство театра еще не озвучило решение, какие из эскизов превратятся в полноценные постановки, поэтому я расскажу кратко обо всех.
Нам были представлены:
- Оксана Погребняк "Майская ночь, или утопленница" Н. Гоголь
- Александр Баркар "Осенняя скука" Н. Некрасов
- Вера Попова "Король Артур и рыцари круглого стола" Питер Акройд
- Павел Макаров "Где здесь Я?" авторский спектакль по мотивам произведений мировой классической литературы о подростке.
Эскиз Оксаны Погребняк начался сторителлингом режиссера и актеров, где каждый рассказал о том, что связывает его лично с Украиной. Н.В. Гоголь для сегодняшнего зрителя является скорее классиком общемировым, нежели сугубо украинским писателем. И не столько репрезентативным именно в сегодняшней реальности двух стран, сколько носителем исторической культуры. Тем не менее, режиссеру удалось, на мой взгляд, протянуть очень личную связующую нить, на одном конце которой большая боль, а на другом - большая любовь. Особенно остро воспринимался эскиз в контексте внешних событий: весь центр Твери был перекрыт ОМОНом. Идти в театр через это черное оцепление и оказаться погруженным в столь болезненную тему - такое совпадение обостряет восприятие. Театрально эскиз был решен гармонично и технично. Классическая повесть Гоголя осталась классической повестью Гоголя. Территория эксперимента здесь оказалась над и за текстом, создавая рамку, оформляющую эскиз в единое целое. Мне было бы интересно увидеть такой спектакль. Вот эти личные истории, сказочный вокал Надежды Мороз и Елены Фоминой, фантасмагория в магическом круге на сцене, показывающие, что искусство с большой любовью возвышается над болью и политикой, протягивая ниточки к сердцам зрителей.
“Осенняя скука” Александра Баркара лично для меня - эскиз фаворит. Театр абсурда под музыку Летова. Такое прочтение Некрасова было весьма неожиданным. Господа критики не разделили моих восторгов, как мне показалось, но я смею остаться при своем мнении. Да, в какой-то момент форма вытесняет содержание. Но этой формой, мастерски исполненной Дмитрием Федорвым, Игорем Лебедевым и Викторией Бакластовой, я наслаждалась каждую секунду постановки. Чистый кайф. Без хронотопа, без цели, без смысла. Как у самурая - только Путь. И вот это сумасшедшее, абсурдное безвременье увлекает в себя, позволяет погрузиться, а в конце вынырнуть с ощущением звенящей от пустоты головы. Я вижу этот спектакль в пространстве камерной сцены ТЮЗа. Мне бы очень хотелось его там действительно увидеть.
Режиссер Вера Попова “Король Артур и рыцари круглого стола”. Пожалуй, это самый неоднозначный для меня эскиз.
Его эксперимент начался с того, что часть зрительских мест располагалась на сцене. Таким образом зрители были введены в пространство эскиза в качестве, вероятно, рыцарей круглого стола. Но этим взаимодействие ограничилось. Я не видела еще в Тверском ТЮЗе спектаклей, которые бы подобным образом поступали со зрителем, делая его участником постановки. Даже на экспериментальной сцене, где зритель располагается на сцене, он все равно отделен от актеров четвертой стеной. Здесь режиссер частично ломает эту стену, задавая некоторую интригу. Но она не получает развития. Удивительным образом во время обсуждения выяснилось, что критики и зрители увидели в спектакле политический подтекст сегодняшней повестки и сложили свое впечатление именно через эту оптику. Режиссер же сказала, что совершенно не проводила параллелей, а следовала именно классическому тексту, со всеми его интригами и коллизиями. Эскиз сыгран исключительно мужским составом. Королева упоминается лишь устно и не присутствует физически. Классическая костюмная драма, сыгранная без костюмов. Пара антагонистов Артур - Ланселот в исполнении Грищенко - Иванов уже знакома зрителю, например, по спектаклю “Чайка”, где те же актеры играют соперников. На мой взгляд, если в “Чайке” они находятся в идеальном балансе, то в данном эскизе, в заглавии которого записан все-таки король Артур, самой “тяжеловесной” фигурой стал Именно Ланселот. И такая развесовка, возможно, и стала основой для аллюзий к современности.
Я люблю постановки классических текстов в ТЮЗе. Уверена, что и этот эскиз может превратиться в спектакль, который встанет в одном ряду с “Королем Лиром” и “Фаустом”, например. Но лично мне не хватило именно развития его экспериментальной, иммерсивной составляющей.
Последний эскиз был показан в пространстве “Рельсы”. Возможно, это дало ему дополнительную отстройку от трех предыдущих. Он сложился и был показан в другой театральной обстановке, без классической сцены и рампы.
Режиссер Павел Макаров "Где здесь Я?" авторский спектакль по мотивам произведений мировой классической литературы о подростке.
Мне очень нравится, что сегодня формируется определенная ниша в искусстве, именуемая young adult. Если в термине “подросток” все-таки гораздо больше от ребенка, чем от взрослого, young adult это все-таки молодой взрослый человек. Он молод в силу возраста и психоэмоциональных тенденций, но взрослый в своей потребности к критическому осмыслению ситуаций и самопрезентации. Он нуждается в принятии на равных, а не с позиции сверху вниз. Актеров, задействованных в эскизе: Инну Волкову, Сергея Зюзина, Алексея Пучкова мы уже неоднократно видели в подростковых спектаклях, Дарья Астафьева в роле экзальтированной матери тоже весьма привычна для тюзовского зрителя. И тем не менее вместе они делают нечто новое. Смешное и трагическое одновременно. Эскиз оказался страшным. Жаль, что в зале не было самих молодых взрослых, но многие присутствовавшие родители говорили слова благодарности через слезы. Я считаю, что театр должен со сцены говорить о том, что было в этом эскизе. И буду очень рада, если спектакль появится в репертуаре.
Конечно, представленные эскизы не являются готовыми спектаклями. Они могут измениться по форме, методу, даже по содержанию. Поэтому я не ставила себе задачу пересказать их.
Самым интересным этапом для меня оказалось именно обсуждение. Я услышала, как различаются “профдеформированное” в хорошем смысле впечатление критика и мнение зрителя. Обсуждение очень четко отделило эмоции от более структурного понимания. Я пока не знаю, к какому типу зрителей могу себя отнести. С одной стороны я иду в театр за катарсисом, с другой - обожаю моменты “как круто это сделано!”. В любом случае, опыт, полученный на финале режиссерской лаборатории ТЮЗ.lab, для меня получился совершенно новым и важным для понимания того, как и из чего происходит театр.