Слово литография произошло от от греческого λίθος «камень» и γράφω «пишу, рисую». То есть рисую на камне.
Это разновидность печатной графики, основанная на технике плоской печати.
Литографский камень шлифуют водой с песком. Поверхность может стать либо идеально гладкой, либо, при желании, шероховатой.
Технические приёмы для нанесения изображения: штриховка, заливка, процарапывание.
В 19 веке в России стали печатать репродукции икон.
А в начале 30 годов во Франции стали таким образом печатать не только произведения искусства, но и репродукции, географические карты, объявления, афиши, этикетки.
В 20 веке в этой технике часто печатали портреты вождей и других известных личностей, пейзажи и разные сюжетные композиции.
Изображения, которые получаются в процессе печати немного напоминают рисунки тушью, или акварелью. Но, если вы повнимательнее присмотритесь, то увидите что изображение напечатано.
Сейчас осталось мало мастеров, которые так работают. В Советском Союзе было гораздо больше творческих мастерских, оборудованных необходимой техникой для такой печати. Были даже целые комбинаты с большим штатом сотрудников.
В Полиграфическом институте, где я училась, была такая небольшая мастерская.
Процесс нанесения изображения на камень:
Если художник решил что в его работе будет (к примеру) четыре цвета , это означает, что он должен подготовить четыре камня.
Пример распределения цветов на разных камнях:
- На первом будет то, что хотим сделать жёлтым (к примеру, все условно)
- На втором камне, то, что хотим сделать зелёным
- На третьем будет то, что должно стать синим
- На четвёртом то, что задумали сделать чёрным. Эти цвета могут быть какие угодно. Всё зависит от желания автора.
Когда все четыре камня готовы их поверхность слегка протравливается кислотным раствором. Эти протравленные участки смачивают водой, и они будут отталкивать литографскую краску. На местах где был нанесён жировой рисунок краска станет прилипать. Эти участки водой не смачивают.
Для того чтобы краска с камня отпечаталась на бумаге нужен печатный станок. Бумагу плотно прижимают к покрытому краской литографскому камню и прогоняют под прессом. Таким образом получаем изображение. Если у нас четыре цвета, процедура проката повторяется четыре раза.
У меня сохранилась одна работа, напечатанная на шёлке. Это очень красиво. Но печать на ткани - исключение из правил. В основном используют бумагу. Она может быть разной плотности и разной текстуры.
Когда я была маленькой мне разрешили однажды нарисовать на литографском камне что-нибудь, а потом этот рисунок напечатали. Это было незабываемо.
Мама печатала часто свои работы большими тиражами. Не все печатники были аккуратны - при совмещении цветов нужно было следить за тем, чтобы изображение соединилось идеально. Для этого на полях камня рисуют справа и слева от основного изображения маленькие кресты. Печатник должен специальной иглой проколоть листы в этом месте и соединить отпечатанный оттиск с новым камнем.
После этого работы развешивают для просушки. Когда всё высыхает, художнику выдают стопку напечатанных листов и он ставит свою авторскую подпись в правом нижнем углу работы.
Если вам понравилась моя статья буду рада лайкам. Заходите на мою страницу, подписывайтесь, пожалуйста, на канал.
Есть и ещё статьи про мою маму и её творчество:
"Если вы любите стихи: стихи-картины"
Ещё много моих публикаций о моей семье и искусстве (моём и не только моём) можно найти по тегам:
#художник_о_семье
#художник_и_искусство