Найти в Дзене

Расширяем кругозор: литография это разновидность печатной графики

Оглавление
Пример картины, созданной в технике цветной литографии.. Автор работы Иванова Галина Ивановна, художник-график.
Пример картины, созданной в технике цветной литографии.. Автор работы Иванова Галина Ивановна, художник-график.

Слово литография произошло от от греческого λίθος «камень» и γράφω «пишу, рисую». То есть рисую на камне.

Это разновидность печатной графики, основанная на технике плоской печати.

Литографский камень шлифуют водой с песком. Поверхность может стать либо идеально гладкой, либо, при желании, шероховатой.

Технические приёмы для нанесения изображения: штриховка, заливка, процарапывание.

В 19 веке в России стали печатать репродукции икон.

А в начале 30 годов во Франции стали таким образом печатать не только произведения искусства, но и репродукции, географические карты, объявления, афиши, этикетки.

В 20 веке в этой технике часто печатали портреты вождей и других известных личностей, пейзажи и разные сюжетные композиции.

Изображения, которые получаются в процессе печати немного напоминают рисунки тушью, или акварелью. Но, если вы повнимательнее присмотритесь, то увидите что изображение напечатано.

Сейчас осталось мало мастеров, которые так работают. В Советском Союзе было гораздо больше творческих мастерских, оборудованных необходимой техникой для такой печати. Были даже целые комбинаты с большим штатом сотрудников.

В Полиграфическом институте, где я училась, была такая небольшая мастерская.

Процесс нанесения изображения на камень:

Если художник решил что в его работе будет (к примеру) четыре цвета , это означает, что он должен подготовить четыре камня.

Пример распределения цветов на разных камнях:

  • На первом будет то, что хотим сделать жёлтым (к примеру, все условно)
  • На втором камне, то, что хотим сделать зелёным
  • На третьем будет то, что должно стать синим
  • На четвёртом то, что задумали сделать чёрным. Эти цвета могут быть какие угодно. Всё зависит от желания автора.
Литографский карандаш. Для примера сделала скриншот фотографии на сайте  магазина Красный Карандаш: https://krasniykarandash.ru
Литографский карандаш. Для примера сделала скриншот фотографии на сайте магазина Красный Карандаш: https://krasniykarandash.ru

Когда все четыре камня готовы их поверхность слегка протравливается кислотным раствором. Эти протравленные участки смачивают водой, и они будут отталкивать литографскую краску. На местах где был нанесён жировой рисунок краска станет прилипать. Эти участки водой не смачивают.

Для того чтобы краска с камня отпечаталась на бумаге нужен печатный станок. Бумагу плотно прижимают к покрытому краской литографскому камню и прогоняют под прессом. Таким образом получаем изображение. Если у нас четыре цвета, процедура проката повторяется четыре раза.

У меня сохранилась одна работа, напечатанная на шёлке. Это очень красиво. Но печать на ткани - исключение из правил. В основном используют бумагу. Она может быть разной плотности и разной текстуры.

Когда я была маленькой мне разрешили однажды нарисовать на литографском камне что-нибудь, а потом этот рисунок напечатали. Это было незабываемо.

Мама печатала часто свои работы большими тиражами. Не все печатники были аккуратны - при совмещении цветов нужно было следить за тем, чтобы изображение соединилось идеально. Для этого на полях камня рисуют справа и слева от основного изображения маленькие кресты. Печатник должен специальной иглой проколоть листы в этом месте и соединить отпечатанный оттиск с новым камнем.

После этого работы развешивают для просушки. Когда всё высыхает, художнику выдают стопку напечатанных листов и он ставит свою авторскую подпись в правом нижнем углу работы.

Если вам понравилась моя статья буду рада лайкам. Заходите на мою страницу, подписывайтесь, пожалуйста, на канал.

Литография Ивановой Галины Ивановны. Русская изба, чаепитие. Здесь я вижу два цвета, которые выбрал художник: серый и жёлтый. Следовательно литографских камня было два.
Литография Ивановой Галины Ивановны. Русская изба, чаепитие. Здесь я вижу два цвета, которые выбрал художник: серый и жёлтый. Следовательно литографских камня было два.
На этом оттиске цветов гораздо больше. Их четыре.
На этом оттиске цветов гораздо больше. Их четыре.

Есть и ещё статьи про мою маму и её творчество:

"Если вы любите стихи: стихи-картины"

Ещё много моих публикаций о моей семье и искусстве (моём и не только моём) можно найти по тегам:

#художник_о_семье

#художник_и_искусство