Найти тему
СберБизнес

Арендуем помещение у города за 9 шагов

Оглавление

Часть своей недвижимости государство сдаёт бизнесу. Найти и занять подходящее пространство непросто — зато это выгоднее аренды коммерческих помещений. Например, Москва сдаёт площади по цене от 1000 рублей за м2 в год на подвальных этажах и от 4750 рублей — на остальных. Как снять помещение у города — разбираемся вместе с руководителем агентства «Планета недвижимость» Александром Саяпиным.

1) Убедитесь, что сможете снять помещение

Крупным компаниям городскую недвижимость не сдают — арендаторами могут стать физлица, а также ИП и организации, которые относятся к малому и среднему бизнесу с оборотом до 2 млрд рублей. Проверить себя можно в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства . Это обязательное условие.

2) Получите электронную подпись

Её оформляют в МФЦ, удостоверяющих центрах , на сайте Сбера или через интернет-банк СберБизнес. Ознакомьтесь с инструкцией Минкомсвязи.

3) Пройдите аккредитацию на площадках для торгов

Арендатора выбирают на онлайн-торгах, в Москве их организует Департамент по конкурентной политике . Доступные для аренды помещения публикуют на Инвестиционном портале Москвы . Там же в описании объекта есть информация об электронной площадке, где будут проводиться торги. Для участия в них нужно пройти аккредитацию на электронной площадке. Лучше это сделать до того, как выберете конкретное помещение: «Аккредитация занимает от трёх до пяти дней, а некоторые лоты вывешивают всего на неделю. Если вы обнаружите лот на третий или четвёртый день, велика вероятность, что не успеете», — говорит Александр Саяпин.

Читайте также

Как малому бизнесу выиграть тендер на госзаказ

Чтобы получить аккредитацию, подайте онлайн-заявку со сканами документов:

  • Выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, полученная не ранее чем за полгода до публикации извещения о проведении аукциона на сайте торгов.
  • Заявления об отсутствии решения о ликвидации компании; признания компании или ИП банкротом; открытого конкурсного производства; приостановления деятельности из-за административного правонарушения.
  • Если заявка от юрлица — сканы учредительных документов.
  • Решение о согласии на совершение крупной сделки, с указанием её суммы и других существенных условий. Его составляет директор, который пишет буквально следующее: «Я разрешаю своей компании проводить крупные сделки».

4) Определитесь с помещением

Выберите лот на электронной площадке. Если нет ничего подходящего, подождите: город выставляет лоты регулярно. Посмотреть, какие помещения Москвы могут появиться на торгах в ближайшее время, можно на mos.ru .

5) Внесите задаток

Он указан на электронной площадке и, по словам Александра Саяпина, может быть очень высоким — до 50% начальной стоимости лота.

6) Отправьте заявку на участие в торгах

Дождитесь уведомления, что электронная площадка приняла заявку. Оно должно прийти на электронную почту в течение часа.

7) Участвуйте в торгах

В назначенное время на электронной площадке состоятся торги. Если вы предложите лучшую цену, с вами заключат договор аренды.

8) Внимательно изучите договор

Договор заключают либо на 5, либо на 10 лет. Читайте его внимательно: порой там есть невыгодные предпринимателю условия.

Договор заключают либо на 5, либо на 10 лет. Читайте его внимательно: порой там есть невыгодные предпринимателю условия.

«Когда мы пытались снять помещение у города, столкнулись с тем, что в договоре было прописано: “Расторжение договора возможно в любой момент времени без объяснения причин”. В итоге мы не стали участвовать в торгах. Помещение снял тот, у кого было больше уверенности в завтрашнем дне»,— рассказывает Александр Саяпин.

Читайте также

Безопасный договор: как арендовать помещение без рисков для бизнеса

9) Убедитесь, что помещение — в вашем распоряжении

Проверить, передали ли вам в пользование городское имущество, можно через выписку Росреестра .

Снять помещение у города непросто, предупреждает Саяпин. Прежде всего, потому что о лучших помещениях становится известно только после объявления торгов — и приходится действовать быстро. К тому же, возникают сложности с согласованием осмотра помещения, особенно во время пандемии.
«На сайте указывают телефон специалиста, до которого практически невозможно дозвониться. Иногда они просят писать письма, на которые тоже не отвечают. В общем, приходится всеми правдами и неправдами находить специалиста, чтобы договориться об осмотре помещения. Если вам удалось договориться об осмотре помещения, дальше всё просто, проблем нет. Либо вам говорят «Приходите завтра, охрана в курсе, вас пропустят», либо приезжает человек и показывает помещение. Но, как правило, 80% участников торгов арендуют помещения у города без осмотра, потому что их цена в большинстве случаев реально ниже рыночной. Но таких лакомых кусочков осталось совсем немного в Москве и практически не осталось в области», — поясняет эксперт.

Что дальше

Назначение помещений, арендованных у города, — свободное. Вы сами решаете, как его использовать: открыть спортзал, кофейню или коворкинг. Однако если захотите передать права по аренде другой компании или ИП, нужно получить согласие властей. Для этого в Департаменте городского имущества надо оформить госуслугу: «Предоставление согласия на совершение сделок в отношении права аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города N».