На сайте Комитета по финансам Санкт – Петербурга появились данные об итогах выполнения бюджета Санкт – Петербурга в 2020 году. Можно предположить, что в определяющей части бюджет города формируется в экономике города. А на экономику города в значительной части повлияли ограничения, связанные с эпидемией. В связи с этим интересны сопоставления бюджета 2020 года с учетом эпидемических ограничений с бюджетом 2019 года, в котором эти ограничения не присутствовали.
В качестве критерия для оценки позитивных и негативных тенденций бюджетных показателей будут выбраны целевые показатели Указа Президента России № 474 от 21.07.2020 года. В частности, в этом Указе поставлены следующие цели на период до 2030 года, которые, в частности, должен решать бюджет города:
1. повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания.
2. снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
3. обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции.
4. обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности. Как неоднократно говорил Глава государства, бюджет должен обеспечивать экономический рост – рост валового внутреннего продукта.
5. рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.
Позитивные тенденции бюджета.
Несмотря на сдерживание экономической активности в связи с эпидемическими ограничениями бюджет в 2020 году возрос на 4,9% по доходам и на 9,3% по расходам по отношению к предыдущему году. Рост доходов был обеспечен в основном за счет двух факторов: налог на доходы физических лиц возрос на 8,8% против 7,5% в 2019 году, это вклад бизнеса города. Безвозмездные поступления возросли на 83%, это вклад Минфина РФ за счет межбюджетных трансфертов. Рост расходов бюджета – это рост продаж, в том числе для организаций города. А рост продаж – это создание предпосылок для роста валового регионального продукта в городе, который состоит из двух половин: прибыли юрлиц и заработной платы физлиц. Можно предположить, что это важная макроэкономическая предпосылка для обеспечения экономического роста в нашем городе, как этого требует Указ Президента №474.
Наиболее сильно возросли затраты бюджета в 2020 году на здравоохранение: с 80 млрд. рублей в 2019 году до 131 млрд. в 2020 году (на 64%). На социальную политику затраты бюджета выросли с 121 млрд. рублей в 2019 году до 142 млрд. в 2020 году (на 17%). Это также можно считать вкладом в повышение уровня жизни, как этого требует Указ №474.
Негативные тенденции бюджета.
Резко возрос государственный долг бюджета: в 2017 – 2019 году долг был равен в пределах 30 млрд. рублей, в 2020 году этот показатель составил 85 млрд. рублей – возрос в 2,8 раза. При этом, хотя объем долга не превышает установленный законодательством лимит, но по сути этот долг по мере его возврата будет снижать платежеспособный спрос бюджета в период до 2027 года за счет его роста в 2020 году. А Президент России поставил задачу по увеличению темпов роста валового внутреннего продукта выше среднемировых на период до 2030 года.
В 2020 году снизился на 20% доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, что также внесло свой вклад в уменьшение доходной части бюджета. При этом это снижение было зафиксировано уже достаточно давно и эпидемия в данном случае не повлияла: в 2015 году – на 13%, в 2016 году – на 5%, в 2017 году – на 16%, в 2018 году – на 7%. В 2019 году был установлен рост на уровне 8%, что не компенсировало отставание, допущенное в предыдущие годы. Снижение доходов бюджета также создает предпосылки для снижения платежеспособного спроса со стороны бюджета и снижения валового регионального продукта на этой основе.
Крайне неравномерно происходит освоение расходов бюджета по месяцам. В течение января – ноября ежемесячное освоение колеблется в диапазоне 40 – 60 млрд. рублей в месяц. В декабре этот показатель резко возрастает: в декабре 2018 года он составил 87 млрд. рублей, в декабре 2019 года – уже 104 млрд. рублей, в декабре 2020 года дорос до 138 млрд. рублей. Почти 20% расходной части бюджета освоено в декабре 2020 года – всего за 1 месяц. Это типичная ситуация, которая характеризуется известной поговоркой: «Сначала спячка, потом раскачка, потом горячка».
Еще один фактор снижения вклада бюджета в экономический рост города – это постоянный срыв выполнения плана расходов. План расходов утверждается городским законом и в силу этого должен быть выполнен. В случае невыполнения плана виновные должны понести наказание. Это в теории. А на практике срыв выполнения плана по расходам – это обычное дело: в 2017 году не освоено 19 млрд. плановых рублей, в 2018 году – 18 млрд. рублей, в 2019 году – 17 млрд. рублей, в 2020 году – 10 млрд. Наметилась тенденция к снижению, но при этом за 4 года платежеспособный спрос бюджета снизился на сумму более 60 млрд. рублей. План освоения средств не выполнен по всем статьям расходов, особенно сильно не выполнен план по общегосударственным расходам – 93,4%.
Еще один фактор снижения вклада бюджета в экономический рост города – это постоянный срыв выполнения плана расходов на строительстве объектов адресной инвестиционной программы. Например, с 2011 года этот план систематически не выполнялся. Только за последние пять лет не освоено порядка 50 млрд. рублей. На заседаниях предыдущего Правительства города в качестве объективных причин срыва выполнения плана приводились такие как неподготовленность ПСД, нерешенность вопросов землеотвода, проблемы с собственностью и так далее. Хотя все случаи срыва выполнения плана должны рассматриваться как некачественная работа исполнителей с соответствующими оргвыводами. Недостатки в инвестиционном комплексе бюджета города создают предпосылки для снижения инвестиционной активности в целом по городу. Вот последние показатели по изменению инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций: 2017 год – 96,3%, 2018 год – 119%, 2019 год – 81,5%, январь – сентябрь 2020 года – 105,5%. По отношению к 2016 году – снижение (98%). Недостатки в инвестиционной политике города, свой вклад в которую вносит срывы выполнения адресной инвестиционной программы бюджета города, создали предпосылки для срыва выполнения Указа Президента России №596 от 7 мая 2012 года: к 2017 году норма накопления (отношение инвестиций в основной капитал к ВРП) должна была составить 27%, отчет – только 17,6%. Известно, что в активно развивающихся странах (Китай, Индия) этот показатель превышает 20 и даже 30%. Для выполнения Указа №474 по увеличению инвестиций в основной капитал до 2030 года не менее чем на 70% необходимо создавать предпосылки для резкого наращивания инвестиционной активности в городе, в том числе за счет бюджета города. Не допускать срывов в выполнении плана на объектах адресной инвестиционной программы.
Самый важный целевой показатель Указа №474 – это повышение уровня жизни граждан. В Указе требуется обеспечить устойчивый рост доходов населения и уровня пенсионного обеспечения, снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. (до 2030 года).
Рассмотрим показатель реальных денежных доходов населения в процентах к предыдущему году. По старой методике исчисления этого показателя реальные доходы жителей города снижались с 2015 до 2017 года. В 2018 году был отмечен небольшой рост на уровне 100,4%, который не компенсировал допущенное отставание. В 2019 году Росстат утвердил новую методику расчета этого показателя, по которой вместо падения доходов в этих годах был зафиксирован их рост. Но и это не спасло ситуацию, в январе – сентябре 2020 года опять было зафиксировано падение на уровне 99,1%, рассчитанное уже по новой методике. В результате сформировалась четкая тенденция к снижению реальных доходов населения: в 2018 году – 104,2%, в 2019 году -101,6%, в январе – сентябре 2020 года – 99,1%. Линейная интерполяция этого показателя с 2010 года по 2030 год носит явно выраженный падающий характер и к 2030 году составит 97%.
Следующий важный показатель уровня жизни граждан – это снижение уровня бедности. В статистической отчетности он обозначается как динамика численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. В 2017 году он составил 387,1 тыс. человек, в 2018 году – 351,9 тыс. человек, в 2019 году – 352,6 тыс. человек. Обращает на себя внимание крайне тревожный факт: в 2019 году число граждан с доходами ниже прожиточного минимума возросло по отношению к 2018 году. Это создает предпосылки для того, что задача по снижению уровня бедности в 2 раза может быть не выполнена.
Следующий важный показатель уровня жизни – это реальный размер назначенных пенсий. В Указе №474 поставлена задача по достижению устойчивого роста уровня пенсионного обеспечения. Как обстоят дела с этим показателем в настоящее время? Средний размер назначенной пенсии составил за январь – сентябрь 2020 года 16,5 тыс. рублей. Для проживания в нашем городе этого маловато будет. Реальный рост назначенных пенсий также сравнительно мал: 2018 год – 100,1% по отношению к предыдущему периоду,2019 год – 102,6%, январь – сентябрь 2020 года – 101,4%. И такие суммы пенсий получают полтора миллиона жителей нашего города - это почти половина избирателей, причем самых дисциплинированных. Для решения задачи по достижению устойчивого роста уровня пенсионного обеспечения требуются дополнительные меры со стороны бюджета города.
Нехватка средств для поддержания, сложившегося в предыдущие годы уровня жизни вынудила жителей города прибегать к жизни в долг. Это привело к тому, что задолженность по всем кредитам для физических лиц в рублях и валюте резко возросла в прошедшие годы (включая ипотечные жилищные кредиты): с 492 млрд. рублей в 2016 году до 952 млрд. в 2019 году – почти в 2 раза. В декабре 2020 года задолженность превысила триллион рублей (1090 млрд. рублей). (Источник – ЦБ РФ).
Что означает объем кредитной задолженности в сумме более триллиона рублей? Это значит, что на каждого жителя города приходится долг в сумме почти 200 тыс. рублей (!). Это значит, что задолженность составляет один триллион рублей, а валовый региональный продукт - более 4 трлн. рублей. Некоторые эксперты считают, что опасным порогом для кредитования является объем задолженности не более 10% от ВВП. Следовательно, опасный порог для объема кредитной задолженности превышен более чем в 2 раза. Рост кредитной нагрузки при снижении реальных доходов может привести к массовому банкротству жителей города. А это, в свою очередь, может привести к обострению социальной напряженности и росту протестной активности. Возможно выселение семей из уже построенных квартир. Но и без банкротства наличие кредитной задолженности является фактором, снижающим платежеспособный спрос населения и этим, создаются предпосылки для снижения валового регионального продукта. Это обстоятельство также создает предпосылки для срыва выполнения Указа №474.
В целом, оценивая ситуацию с недостатками в выполнении бюджетных проектировок в городе, можно предположить, что эти недостатки внесли свой вклад в обострение социальной напряженности в последнее время.
Предложения для обсуждения.
Можно предположить, что эффект сдерживания экономической активности в городе в связи с эпидемическими ограничениями в 2021 и 2022 году сохранится. В этих условиях для создания предпосылок по выполнению Указа Президента РФ №474 от 21.07.2020 года, относящихся к бюджету Санкт – Петербурга, можно рассмотреть следующие предложения:
1. ввести плановые лимиты освоения расходной части бюджета по кварталам с выделением ответственных за выполнение плана.
2. при разработке плана бюджета по расходам исходить из необходимости минимизации объема расходов, так как реальное прогнозирование развития экономики на плановый период маловероятно в сложившейся экономической среде. Лучше перевыполнять сниженный план, чем недовыполнять завышенный.
3. ввести строгую персональную ответственность за выполнение адресной инвестиционной программы по каждому объекту от начальника комитета до экономистов. Связать итоги выполнения плана и премирование.
4. для повышения уровня жизни граждан города увеличить объем расходов на реализацию социальной политики примерно наполовину. Практика показала, что существующие объемы расходов не позволяют реально улучшать жизнь граждан. Рассматривать рост выплат пособий, пенсий и других составляющих не как подачку, а как вклад в рост платежеспособного спроса и на этой основе вклад в рост валового регионального продукта, в рост уровня жизни жителей города. Можно предположить, что существующая социальная политика в городе во многом обусловила протестную активность граждан по совершенно незначительному поводу.
5. для предотвращения потенциально возможных негативных последствий при возможном выселении малообеспеченных семей из квартир, полученных по ипотеке и отбираемых вследствие прекращения платежей, закупить несколько домов с отделанными квартирами и предоставлять их на условиях социального найма этим семьям.
6. вышеприведенный анализ свидетельствует о двух больших недостатках существующего бюджета: во-первых, он мал для решения поставленных задач, во-вторых – неэффективно используется. При сложившейся в последние годы динамике доходов к 2024 году бюджет будет насчитывать менее 900 млрд. рублей. Этого сравнительно мало для такого города как Санкт – Петербург для выполнения задач, поставленных в Указе №474. Что нужно обеспечить для решения этой задачи? Нужен прорыв в экономике города и на этой основе резкое увеличение бюджета города. Именно о необходимости прорывного развития сказано в преамбуле Указа № 474. Какие виды экономической деятельности будут обеспечивать рост продаж в ближайшие годы на уровне 20 – 30% и выше? А рост продаж будет обеспечивать такой же рост прибыли и заработных плат. А рост прибыли и заработных плат будет обеспечивать рост налогов в городской бюджет. Одновременно будут создаваться предпосылки для роста валового регионального продукта. Ответ можно найти по меньшей мере в двух источниках. Первый – это работы академика Глазьева С.Ю. о необходимости перехода к шестому технологическому укладу: к биотехнологиям, к нанотехнологиям, к цифровым технологиям, к искусственному интеллекту, к новому природопользованию, к новым подходам к здоровью человека. Второй – это работы Клауса Шваба, немецкого экономиста, основателя Давосского форума. Он написал книгу «Четвертая промышленная революция» о профессиях и технологиях будущего. В их числе пересадка органов с использованием 3D-печати, сбор налогов с помощью блокчейна, новая занятость на удалённом доступе, роботизация и многие другие технологии ближайшего будущего. Какой вывод? Нужна новая промышленная политика города в рамках которой должны быть выделены прорывные предприятия и организации и для них создана благоприятная предпринимательская среда для их ускоренного развития. А сейчас структура экономики города достаточно примитивна: по итогам 2020 года удельный вес оборота торговли составил 48%, оборот обрабатывающих производств только 22%. При этом за январь – ноябрь 2020 года удельный вес прибыли обрабатывающей промышленности составил 34%, а торговли всего лишь 26%. В структуре оборота обрабатывающей промышленности в 2020 году более 40% составляют производства ресурсов и продукции первых переделов. Иными словами - экономика конца 20 века не сможет обеспечить резкий рост объемов продаж в начале 21 века и не сможет на этой основе обеспечить резкое увеличение бюджета города. Новым фактором торможения экономического роста явились ограничения, связанные с эпидемией. Они могут продлиться в среднесрочной перспективе. Для выполнения задач, установленных в Указе №474 от 21.07.2020 года, нужна новая прорывная экономика.