Почти во всех крупных российских городах можно наблюдать одну и ту же картину: за обветшавшим забором покоятся руины старого завода, прекратившего работу еще 20, а то и 30 лет назад. Все, что можно было забрать, давно вынесено, крыша держится на честном слове, слепые окна зияют чернотой, а территория вокруг давно заросла бурьянами.
Или другая картина: во время простоя бывшие промышленные территории сменили не одного владельца и в итоге оказались поделены на маленькие кусочки, которые используются под склады, автомастерские и мойки – максимум в шахматном порядке.
Немало таких и в столице. В 2017 году был найден механизм для редевелопмента проблемных участков – комплексное развитие территорий (КРТ).
Как работает КРТ?
Допустим, есть большая промышленная зона. Частично она продолжает оправдывать свое название – несколько заводов там все еще работают. Однако большая часть территории – бесконечные заборы, самострои и руины. Благодаря механизму КРТ, город имеет право определить границы территории под комплексное развитие, а потом четко обозначить, что на ней в итоге будет стоять: жилой дом, новое предприятие, социальное учреждение, деловой центр и т.д. При этом обычно куски земли довольно большие и на них удается органично вместить сразу несколько видов объектов.
Какие гарантии?
Заявить о намерении построить целый квартал со школой, детсадом и поликлиникой, а затем возвести только жилье или вообще забрать территорию под торговый центр, не получится. Механизм КРТ законодательно закрепляет права и обязанности как инвесторов проекта, так и города. В соглашении жестко прописываются все детали проекта, а также сроки его исполнения. Нарушение предполагает штрафные санкции вплоть до расторжения контракта и поиска нового инвестора.
Кто и на какие деньги должен застраивать промзоны?
Редевелопмент может быть инициирован либо правообладателем земли, который готов реализовывать проект самостоятельно, либо городом. Если у территории более одного законного владельца, то обязанности по осуществлению мероприятий КРТ они разделят между собой. Если собственники договорились о перспективах территории, а разработанные ими проекты ее развития получают одобрение властей, то правообладатели приступают к ее реновации. Это КРТ по инициативе правообладателей.
Однако бывает и так, что правообладатель за такой проект браться не готов, либо несколько собственников просто не могут прийти к единому решению. Тогда столичные власти ищут подходящего инвестора сами. У правообладателей есть полгода, чтобы определиться: если через шесть месяцев после принятия Правительством города решения о включении площадки в программу КРТ они не реализуют свое право на развитие территории, будет объявлен аукцион, который привлечет на территорию инвестора, готового взять расходы на себя. Либо город займется проектом самостоятельно.
Какие территории требуют комплексного развития?
Сейчас в Москве почти 15 тыс. га промышленных территорий.
Из них 3,2 тыс. га – это территории с действующими предприятиями и организациями; 6,2 тыс. га – городские застроенные территории, уже не относящиеся к промышленной сфере; а 5,4 тыс. – территории, потенциально пригодные для редевелопмента. Развивать в рамках механизма КРТ будут почти 2 тыс. га. Кстати, мы уже писали о перспективах развития столичных промзон.
Пишем интересно и достоверно о московской промышленности. Еще больше статей – на нашем сайте PROMMOSCOW
#промзона #развитие территорий #промзоны #москва #благоустройство #промышленность