Найти в Дзене
Военная история

Герои Расейняя. Как один советский танк, в течении суток, мешал продвижению целой танковой дивизии вермахта.

6-я танковая дивизия вермахта из состава группы армий «Север», дребезжа гусеницами и поднимая в воздух большое количество серой июньской пыли, вполне успешно продвигалась по дорогам Прибалтики. Немецкие танки, отразив контрудары советских танковых частей под городком Расейняй, развивали наступление с целью соединения с финской армией и организации дальнейшего наступления на город Ленинград.
Все

6-я танковая дивизия вермахта из состава группы армий «Север», дребезжа гусеницами и поднимая в воздух большое количество серой июньской пыли, вполне успешно продвигалась по дорогам Прибалтики. Немецкие танки, отразив контрудары советских танковых частей под городком Расейняй, развивали наступление с целью соединения с финской армией и организации дальнейшего наступления на город Ленинград.

Все дороги и обочины были усыпаны разбитой и брошенной советской техникой. В основном брошенной… Как и любой танк, советские танки были очень прожорливы, а после вероломного нападения Фашисткой Германии, практически вся советская военная инфраструктура на передовой, атак же полевые склады оказались уничтожены. Нечего было заливать в баки, нечем заряжать орудие. Отступающие советские моторизованные части отстреляв боезапас, а зачастую и вместе с ним, бросали технику и шли на восток пешком. Но не все советские танкисты готовы были мириться с таковым положением дел.

Все началось вечером 23 июня 1941 года. Недалеко от литовского Расейняй, на дороге около деревни Дайняй, появился одинокий танк с красными звездочками на боках башни. Он двигался на восток, но вдруг остановился и неподвижно замер, прижавшись к обочине, скорее всего горючие у него было на исходе. Это был советский тяжелый танк КВ-1 – безусловно самый мощный и крепкий танк на то время, но что мог противопоставить одинокий танк, против наступавшей танковой дивизии рейха?!

танк КВ-1 ("Клим Ворошилов")
танк КВ-1 ("Клим Ворошилов")

Возможно, у командира КВ был приказ, а может дальнейший ход событий был исключительно его решением или решением всего экипажа. Неизвестно какие споры раздавались в бронированной утробе танка, какие доводы приводил командир, какой был план действий и на что надеялись танкисты, но экипаж не покинул свои посты и решил дать бой! Скорее всего, каждый понимал, что этот бой станет для него последним, но также понимал, что каждая минута и секунда внеплановой задержки, остановки наступления врага спасает жизни отступающих товарищей, дает время на организацию обороны и подтягивание резервов, дает шанс на полный и безоговорочный разгром врага.

В целом, местоположение танка было стратегически выгодным и важным для обороны. Данная дорога проходила в болотистой местности, не позволяя совершить обходной маневр на небольшом удалении, чтобы выйти на основную магистраль, не вступая в бой с советским танком. Пришлось бы сделать значительный крюк, но это могло привести к срыву сроков наступления пунктуальных немцев.

танк КВ-1 давит гусеницами немецкий грузовик
танк КВ-1 давит гусеницами немецкий грузовик

К двум часам дня, 24 июня на дороге показалась немецкая автоколонна, судя по всему, переводившая горюче смазочные материалы и боеприпасы. Ни немецкая разведка, ни водители грузовиков не предали значение одиноко стоящему советскому танку, ведь как было сказано выше ­– такая картина всем уже успела примелькаться. Каково же было их удивление, когда этот исполин ожил и «гремя огнем, сверкая блеском стали» ринулся прямо на них… Танк раздавил гусеницами и уничтожил пулеметно-орудийным огнем 12 грузовиков снабжения, после чего стал посреди дороги, тем самым полностью ее перегородив.

Попытки обойти советский танк оказались безрезультатными, а имеющиеся у немцев под рукой легкие чехословацкие танки Lt vz. 35 со своими 37-мм орудиями, стреляя по броне КВ-1 оставляли лишь небольшие сколы и вмятины. Зато сами, в буквальном смысле, разваливались от одного попадания советского танка.

танк Lt vz. 35
танк Lt vz. 35

После того как немцы осознали факт, что им противостоит лишь один КВ, полковник Раус – командующий 6-й дивизией, приказал выделить для его уничтожения четыре новейших противотанковых орудия РАК-38.

По-тихому расставив и замаскировав свои орудия вокруг советского танка, немцы начали методичный обстрел. Но оказалось, что и орудия 50-мм не могут справиться с русским тяжеловесом…, КВ-1 обнаружил обстреливающие его пушки и подавил все четыре, затратив по одному снаряду на каждую.

Обескураженные еще сильней, немцы предприняли попытку обстрелять танк из 105-мм полевых гаубиц не прямой наводкой, чтобы избежать ответного огня. Но не смогли добиться прямого попадания и прекратили эту затею.

К вечеру Раус запросил зенитную пушку FLAK-36 калибра 88-мм, чтобы наверняка пробить броню. Но пока немецкие зенитчики развертывали орудие и наводились на цель, советские танкисты успели их опередить. Зенитку и расчет накрыло попаданием фугасного снаряда, после которого они полностью вышли из строя.

Тяжелая зенитная пушка  FLAK-36 калибра 88-мм
Тяжелая зенитная пушка FLAK-36 калибра 88-мм

Немцы в бессилии отступили. Но теперь у немецкого командования созрел гениальный план – под прикрытием ночи, отправить взвод саперов для минирования и подрыва танка. В ночь на 25 июня саперы прибыли и приступили к своей работе. Уставший советский экипаж спал или попросту не заметил немецких саперов. Закончив минирование, немцы произвели подрыв, но опять что-то пошло не так, башня танка повернулась и вновь открыла огонь по ошарашенным немцам.

Взбешенный Раус затребовал эскадрилью пикировщиков, но получил от Люфтваффе отказ в виде: - Вы там что, не можете целой дивизией справится с одним танком? Справляйтесь своими силами! Мы не собираемся тратить ресурсы и время на одиночный танк!

К 11 часам утра 25 июня немцы предприняли новую попытку и на этот раз у них получилось. В то время как несколько немецких легких танков катались на полной скорости перед советским танком, отвлекая внимание, две зенитки FLAK-36 успели развернуться у него в тылу и открыть огонь. После 8 полученных попаданий советский танк перестал подавать признаков жизни. Подошедшие к нему после этого немецкие солдаты зафиксировали лишь 2 пробития.

Немецкое командование, пораженное подвигом советских танкистов, поручило извлечь из танка их тела и с военными почестями похоронить. Местные жители выкопали могилы для шестерых танкистов у дороги, рядом с подбитым танком.

Полковник Эрхард Раус, приводя доблесть танкистов в пример своим солдатам сказал: «Если все немецкие солдаты будут сражаться так, как сражались эти русские, то Германия быстро выиграет войну».

Долгое время имена героев были неизвестны, так как их документы забрали немцы. Но в 1965 году во время перезахоронения танкистов на воинское кладбище, удалось установить фамилии двоих из них и инициалы третьего.

Ершова П.Е. идентифицировали по квитанции – она чудом сохранилась спустя столько лет. На одной из солдатских ложек было выбито В.А. Смирнов, а на другой инициалы Ш.Н.А. Трое героев все же остаются неизвестными.

Захоронение героического экипажа находится на Расейняйском воинском кладбище. Посетители постоянно возлагают цветы – в знак памяти и благодарности всем павшим за мир и свободу войнам.

-5

Если статья оказалась полезной, буду очень признателен за лайк, подписку или репост...