14 февраля 2001 года – знаковая дата в истории Всероссийского детского центра «Орлёнок». В этот день у его руля стал Александр Васильевич Джеус, ранее возглавлявший комитет по делам молодёжи администрации Краснодарского края. Преодолев огромное число испытаний и сложностей, именно он вывел «Орлёнок» из застойного периода 90-х годов, наметив путь дальнейшего развития на ближайшие полвека. Чем жил Всероссийский детский центр последние два десятилетия, какие задачи решал и к чему стремится в будущем. Об этом мы поговорили с Александром Васильевичем Джеусом накануне дня его назначения на должность.
- Вернёмся на 20 лет назад. Ваши первые дни в роли директора Всероссийского детского центра: какими они были? Что Вы сделали тогда в первую очередь?
- В это время «Орлёнок» переживал не лучшие времена. Инфраструктура, инженерные сети, объекты находились в критическом состоянии, по стадиону гуляли коровы, а корпус лагеря «Звёздный» был разобран до самого каркаса. Начавшийся незадолго до моего прихода ремонт так и не был завершён. На календаре февраль, до июня всего три месяца, а у нас нет ни денег, ни строителей. Тогда я поставил себе условие: если справлюсь, то останусь в «Орлёнке» и буду дальше работать, а нет – уйду. «Звёздный» был восстановлен! Ценой невероятных усилий нам удалось это сделать, и в июне месяце обновлённый лагерь принял первых детей.
Вообще тогда создавалось впечатление, что «Орлёнок» стране не очень нужен. Средств катастрофически не хватало, появились долги по заработной плате… Мои предшественники делали всё возможное, чтобы справиться с тем множеством проблем, которые копились годами, но за короткие сроки своего руководства решить их глобально не могли. Необходим был серьёзный шаг, рывок, который бы сдвинул центр с мёртвой точки.
До 2003 года мы воскрешали хозяйственную инфраструктуру «Орлёнка», залатывая дыры – сегодня, наверно, это звучит странно. Но теплотрасса в «Штормовом» была как решето и постоянно несколько раз в день прорывалась. Сотрудники шутили: «Опять гейзеры забили с горячей водой». Пока зимой тёплая вода доходила до детского лагеря, температура не поднималась выше 10-12 градусов. Это, конечно, ужасная история, но так было.
Мы привлекали все имеющиеся ресурсы, создавали бригады. Фактически вручную месили бетон, прокладывали дорожки, ремонтировали освещение, расчищали лесопарковую зону – она тогда больше напоминала бурелом, заваленный строительными отходами и упавшими деревьями. Для этого за каждым подразделением «Орлёнка» закрепляли определённый участок, проводили субботники, воскресники. Очищали, вывозили мусор, в общем, приводили территорию центра в порядок. Такие работы объединяли людей, вселяли в них надежду, что «Орлёнок» возродится, что он кому-то нужен.
Тогда же происходила и идеологическая трансформация, что было, конечно, непросто. Мы объединяли опыт минувшего века с устремлениями наступившего. На стыке идеологических противоречий, в спорах и сомнениях формировалась новая концепция, направленная на воспитание и образование ответственного и активного гражданина страны.
- В 2003 году вы предприняли серьёзный шаг и пригласили главу государства В.В. Путина в детский центр. Не было страшно?
- Волновался, но страшно не было, я решил показать Владимиру Владимировичу все объекты, здания и сооружения, как они есть, без прикрас. Мы осмотрели отремонтированный нашими силами «Стремительный», оглядели вставший на ремонт «Штормовой» и нуждающийся в реконструкции пирс, проехали на территорию «Олимпийского», где обсудили план строительства нового лагеря.
Президент внимательно слушал, говорил мало – только уточняющие вопросы. И если сегодня посмотреть на фотографии того визита, то можно увидеть его озадаченное лицо. Думаю, он не ожидал увидеть некогда первый лагерь России в такой степени бедствия.
Позже на совещании Владимир Владимирович дал чёткие указания и поручение «О разработке и представлении плана реконструкции и развития всероссийских детских центров «Орлёнок» и «Океан». На основании этого документа в 2004 году было принято Распоряжение Правительства РФ «О передаче функций государственного заказчика по проектированию, реконструкции и строительству объектов ВДЦ «Орлёнок» Управлению делами президента РФ». Именно с этих документов начался этап подготовки и согласования концепции реконструкции и строительства объектов ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок», ставшей для нас важнейшим шагом к серьёзным изменениям.
- Кто поддерживал вас в начале пути?
- Конечно, не обошлось без помощи правительства, без тех людей, которые назначили меня тогда на должность директора «Орлёнка». Это, например, в ту пору вице-премьер Валентина Матвиенко (сегодня – председатель Совета Федерации) или нынешний вице-премьер Татьяна Голикова, которая тогда была заместителем министра финансов и одним из тех людей, который реально оказывал нам помощь. Я помню, когда «Орлёнку» дали первые 10 миллионов, я радовался, как ребёнок.
С благодарностью вспоминаю Владимира Филиппова, министра образования того времени. Он был первым моим союзником, сам часто звонил в министерство финансов, в министерство экономического развития или в Правительство, в результате чего многие вопросы решались быстрее.
За время работы на краевом уровне у меня у самого появились связи, которые я тоже старался использовать в своей новой деятельности, на благо «Орлёнка».
Каждый из этих напряжённых первых дней в «Орлёнке» стал для меня одновременно и уроком, и экзаменом в управлении. Ведь коллектив встретил меня достаточно осторожно, но это можно понять. Им казалось, что люди, которые приходят со стороны, не смогут разобраться с тем количеством проблем, которые образовались в «Орлёнке». Нужно было доказать, кто я такой, зачем сюда пришёл и что могу сделать. Приходилось каждодневным трудом завоёвывать это поле и приобретать новых союзников.
И я благодарен очень многим людям, которые поддержали мои начинания тогда и разделяют их сейчас.
- «Орлёнок» — это большой организм, где все части зависят друг от друга. Если в одной сфере что-то происходит, это приводит к общей рассинхронизации. Случались ли у вас за 20 лет работы здесь какие-то форс-мажоры, с этим связанные? Как из них получалось выходить?
- Неоднократно. В том числе и внешние. Достаточно вспомнить 2012 год, когда случилось ужасное наводнение. Инфраструктура, инженерные сети были разрушены. Четверо суток мы были без воды. Стояла страшная жара. Всё это вызвало вспышку энтеровирусных заболеваний, в том числе и у детей. Вывозить их из «Орлёнка» было некуда… Приходилось принимать экстренные меры.
Вспоминается недавний случай, когда прохудилась ёмкость и разлился мазут. Люди героически работали, чтобы не допустить экологической катастрофы и жидкость не попала в море.
И в такие моменты всегда проявлялся лучший характер орлят – коллектива «Орлёнка». Каждый такой случай показывал, как сотрудники могут объединиться ради общего дела. Пусть мы все разные, со своими характерами и особенностями, но есть у нас одна объединяющая нас черта – мы очень быстро собираемся и в радости, и в горе.
- Что для вас совершенно неприемлемо в работе?
- Разгильдяйство, халатное отношение к своей работе, равнодушие и ложь. Больше всего меня задевает ложь. Рано или поздно всё тайное станет явным. А попытки скрыть правду приведут лишь к более тяжёлым последствиям.
Однако так устроен человек. Думает, что сам быстро решит проблему, и никто не узнает. Но это невозможно, особенно когда ты работаешь в большом коллективе. Поэтому и детей, и наших младших коллег – вожатых мы учим быть честными. Не нужно бояться ошибаться и признаваться в этом – ещё есть возможность всё исправить. Скрытая правда может привести к трагедии. А это недопустимо, особенно когда дело касается жизни и здоровья детей.
- Что самое главное в работе директора детского центра?
- Самое главное – это искренняя и истинная любовь к детям, строгое и справедливое отношение к себе, вера в то, что ты делаешь и доверие к своей команде. Будь ты трижды гениален, и обладай ты хоть всеми лучшими человеческими качествами, но без команды, без людей, твоих единомышленников, ничего не сможешь.
- А ваша команда – это всё-таки, в первую очередь, убеждённые люди одной идеи или прежде всего профессионалы?
- Наверно, и то, и другое. Когда я принимаю специалиста на работу, то задаю вопросы: «Зачем ты пришёл сюда? Что тебя привело?» Важно, чтобы человек понимал, «Орлёнок» – не завод, где изготавливают чугунные отливы. Сегодня не справился с заданием, потому что устал или по другой причине, ушёл домой и можешь двое суток не появляться, потому что ничего не изменится. Только меньше чугунных отливов изготовишь. В «Орлёнке» такое невозможно. Ведь ребёнку не скажешь, подожди дня два, я тут что-то устал, вот отдохну и отвечу на твои вопросы. Образовательный процесс непрерывен. Это надо чётко понимать.
Нужно качественно выполнять свою работу, пусть это не всегда просто. И ещё – уметь готовить себе смену. Кто-то уехал в командировку, приболел, ушёл в отпуск, а его дело всё равно должно продолжать крутиться дальше. Пусть говорят, что незаменимых людей не бывает. Бывает. Все люди заменимы. Просто, когда приходит другой человек, это уже совсем другая история.
- Пять достижений за время руководства в «Орлёнке», которыми вы больше всего гордитесь?
- Во-первых, конечно, боеспособный коллектив. Это самое главное. Потому что здания, стены, сооружения, благоустроенная территория - это всё замечательно, но без коллектива они бессмысленны. Наличие такой команды, как наша, – одно из главных достижений.
Во-вторых, мы отвоевали историческую территорию, которая многие годы была незаконно занята самовольными постройками, и теперь планируем возведение там жилого фонда для сотрудников.
В-третьих, был принят ряд директивных документов, которые обеспечивают нам безопасность – имущественную, финансовую и человеческую. Например, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации «Орлёнок» включён в государственный реестр особо охраняемых объектов. И это крайне важное решение!
В-четвёртых, мы перешли под юрисдикцию Правительства Российской Федерации, оставаясь при этом, естественно, в оперативном управлении Министерства просвещения.
В-пятых, и это наша общая заслуга, мы смогли привлечь к «Орлёнку» внимание государства, создать концепцию развития, которая позволяет нам двигаться вперёд. Но нет ничего незыблемого, всё должно развиваться. Сегодня мы трансформируем существующую программу, значительно её расширяя, с учётом уже имеющегося опыта.
- В последние годы в «Орлёнке» ведутся большие работы над строительством новых зданий, сооружений. Сейчас прокладываются новые инженерные сети. Какие объекты планируются к сдаче в 2021 году?
- Во-первых, общественный центр в «Олимпийской деревне». Во-вторых, часть инженерных сетей и сооружений. Только часть, потому что это большая работа. Ведь с момента создания «Орлёнка» они не подвергались масштабной реконструкции. А время неумолимо. Полностью меняются инженерные сети, будут новые очистные сооружения, линии электропередач, подстанции, обновлённая система водоснабжения. Результатами этой работы будут пользоваться наши последователи – запас прочности новых инженерных сетей закладывается на ближайшие 50 лет. Надеюсь, что в 2021 году будет введён в эксплуатацию многофункциональный центр приёма и размещения детей в г. Краснодаре, который значительно расширит наши возможности и спектр экскурсионных программ, направленных на знакомство детей с культурой и историей Кубани, позволит проводить полномасштабные встречи и научно-практические конференции по проблемам детства, размещать во время заезда/разъезда детей, прибывающих в вечернее и ночное время в аэропорт и на ж/д вокзал Краснодара.
«Орлёнок» ждёт газификация – это одна из основных стратегических задач, которую удалось решить. Её можно сравнить со строительством амфитеатра на 1500 мест. Уникальный объект, который мы строили 10 лет, меняли планы, принимали трудные решения. Строительство далось нам крайне болезненно, но сейчас амфитеатром могут пользоваться дети всей России и всего мира.
- Какие задачи ставите перед собой и своей командой в этом году?
- Первая задача – принять новую комплексную программу развития «Орлёнка» до 2025 года. Её проект уже разработан и сейчас находится на обсуждении в Министерстве просвещения РФ.
Вторая – летом выйти на приём детей из всех регионов России. Наш опыт работы в 2020 году и начале этого года показал, что можно работать даже в жёстких условиях пандемии. Мы были первыми, кому руководитель Роспотребнадзора Анна Юрьевна Попова разрешила принимать детей из регионов страны с благополучным эпидсостоянием. Теперь благодаря нашим усилиям и опыту, всем остальным центрам дали возможность принимать 75 процентов детей из регионов с благополучной эпидемиологической ситуацией. Это большая победа. А к лету, я надеюсь, с учётом проведения вакцинации, схода на нет пандемии, мы вернёмся в своё привычное русло. Для нас очень важно, чтобы мы работали в полную силу, а не находились в состоянии половинчатости и ожидания.
- А в ближайшие годы что предстоит сделать?
Новая программа развития включает в себя несколько серьёзных аспектов, в том числе реконструкцию детских лагерей «Комсомольский», «Солнечный», «Дозорный», «Олимпийский», Дворца культуры и спорта и Дома вожатых; капитальный ремонт пирса, Дома авиации и космонавтики, детских лагерей «Штормовой», «Стремительный» и «Звёздный», строительство новых объектов, таких как Учебно-воспитательный центр, открытый концертный зал на 4000 мест, детский аквапарк.
Также нами предусмотрено создание масштабной интернет-платформы «Цифровой Орлёнок»: образование» и интерактивной инсталляции «Россия-страна возможностей».
При успешной реализации всех планов через пять лет мы получим современное образовательное пространство для детей. Оно должно быть эталонным с точки зрения инфраструктуры, в том числе архитектуры и дизайна, цифровизации образовательного процесса, содержания и технологий, а также выстраивания коммуникации.
Ввиду того, что я являюсь президентом Национальной ассоциации детских лагерей, мы постоянно подпитываемся новыми инновациями, в том числе и опираемся на опыт Международной ассоциации лагерного движения. Важно понимать, какие процессы происходят в мире, чтобы закладывать будущее для подрастающего поколения.
Есть такая фраза: «Все полководцы готовятся к прошлой войне». У нас такого права нет – мы должны смотреть вперёд. Сейчас у нас поколение «Z», какое будет завтра, неизвестно. Но мы обязаны уметь это просчитывать, как и те риски, с которыми столкнётся общество через десять лет. Закладывать опорные точки, от которых будет отталкиваться будущее молодое поколение. А набираться этого опыта они могут уже сегодня, приезжая в детские центры, в том числе и в «Орлёнок».
- Каким вы видите «Орлёнок» через 50 лет?
- Я думаю, это будет город новой реальности для детей, умная человекоцентрированная среда. С одной стороны, она будет основана на искренности, внимании, безусловном позитивном принятии другого человека, а с другой – гармонично связана с цифровым миром и высокоавтономными системами.
Я уверен, детям будущего удастся сохранить тепло и искренность общения, атмосферу дружбы, сотрудничества и сотворчества.
- Какой совет вы дали бы себе молодому директору в 2001 году?
- Не унывать. Как говорил мой отец: «Вперёд, отважная шпана, покорять мир!» А ещё – больше анализировать. Хотя опыт в определённом смысле тоже недостаток, потому что неопытный человек имеет гораздо больше рвения делать то, во что никто не верит. И я надеюсь, что во мне это рвение осталось. А накопленный жизненный багаж будет только помогать.
Подробную информацию об «Орлёнке», сменах, лагерях и о том, как попасть во Всероссийский детский центр, ищите на нашем сайте.
Подписывайтесь на наши социальные сети ВКонтакте , Instagram и Facebook .
Смотрите видеоотчёты на телеканале «Орлёнок TV» .