Мем....
При этом слове у каждого в голове всплывает самая смешная, по его мнению, картинка, с которой он «нереально смеялся». Сейчас уже сложно найти человека, который ничего бы не слышал о мемах, если он хоть раз заходил в Интернет.... Но вы знали, что у данного термина есть научное определение?
Мем - это единица значимой для культуры информации.
Иными словами, то, что мы просто пересылаем своим друзьям - это картинка или видео, наполненные важной информацией!
А теперь серьезнее. Чтобы мем стал мемом он должен быть универсальным . То есть, данная картинка должна подходить не под конкретную ситуацию, а ее можно наложить и на другие и это будет уместно и смешно. Как много вы видели мемов про камеру последнего IPhone? Скорее всего, хотя бы одну да точно! А помните Ждуна? Пикачу? Grumpy Cat? «Моя остановочка»?
Удивитесь ли вы, если мы скажем, что все шутки про «стану мемологом» правдивы? С 1970-х годов многие ученые занимались изучением мемов. Им посвящена научная дисциплина меметика (шах и мат, я учёный). В 1976 году Ричард Докинз выпустил книгу «эгоистичный ген», которая ознаменовала зарождение меметики как науки (определение, использованное вначале, тоже его рук дело). Был и ещё один крутой «учёный» Дуглас Рашкофф, который говорил, что мем - это сложный вирус, имеющий разное происхождение. Медиавирусом он называет то, что оказывает сильное влияние на общество и то, что способно быстро менять мнение и отношение к чему-либо. Говорили они это давно, а сейчас это актуально как никогда. Хорошо это или нет, но СМИ, политики и другие довольно быстро это выявили и стали использовать в своих целях.
Как компании используют мемы в маркетинге и рекламе?
Мемы, став неотъемлемой частью социальных сетей, могут не только развлечь друзей, но и моментально донести информацию до клиента.
Интернет-мемом может быть несуразная фраза знаменитости, картинка, необычный ролик, какой-либо повод, а точнее - все, что выражает некий тренд и привлекает достаточное внимание у аудитории.
Мемы бывают остроумны, глупы, но свою задачу они выполняют идеально - западают в память.
Использовать их можно по-разному: забрендировать логотипом, продуктом компании, дополнить слоганом, соответствующим характеру бренда или же просто создать дополнительную активность за счет остроумного использования.
Мем c Шайа Лабафом, сопровождаемый слоганом Nike, является хорошим примером совмещения бренда и развлекательного контента.
Еще одним хорошим примером интеграции является мем “But That’s None of My Business,” использованный в рекламе Lipton, стал популярнее оригинала.
В последнее время все чаще и чаще множество компаний используют мемы в рекламе и это имеет несколько явных преимуществ:
- Визуальная информация легко усваивается и ее легко распространять. (публикация с шуткой, которая уже набрала популярность, может успешно использоваться в рекламе)
2. Их удобно использовать в создании плакатов, билбордов или в качестве рекламных тизеров.
Казалось бы, от использования мемов в своих рекламных компаниях компании должны быть только в плюсе, но всегда ли действительно уместно и оправдано их внедрение? Давайте разберемся.
Смешная шутка, картинка или видео, ставшие популярными в Интернете могут способствовать повышению узнаваемости бренда, кликабельности всплываемых реклам и также увеличению продаж! Рассмотрим примеры того, как компании смогли успешно интегрировать мемы для продвижения своих продуктов:
В условиях современной постоянно растущей конкуренции среди товаров и услуг, связынный с появлением на рынке все новых и новых продуктов вынуждает производителей и компании буквально бороться за внимание покупателя, для этого используются самые разнообразные способы, в том числе различные шутки в сторону конкурентов. Думаем, каждый из нас с удовольствием наблюдает за «войной» двух крупных ресторанов фаст-фуда Макдональдс и Бургер Кинга. Ни иначе как шедеврами рекламные слоганы и баннеры этих компаний, направленные друг на друга, не назовешь!
В чем же смысл такого агрессивного маркетинга? Ведь рестораны рискуют потерять часть своих посетителей. Вряд ли матери захотят, чтобы их дети видели подобную рекламу. Да и серьезным людям такие шуточки вряд ли придутся по вкусу. Так зачем же Бургер Кинг устраивает такие рекламные кампании?
Ответ прост: основная масса потребителей фастфуда сегодня – это не мамочки с детьми и не бизнесмены. Большинство визитеров ресторанов быстрого питания – молодые люди от 16 до 25 лет. Им подобный имидж сети придется по вкусу. Поэтому маркетологи смело ставят на кон нецелевую аудиторию. Ведь победителю в рекламной гонке достанутся внушительные прибыли от основной массы посетителей.
Все же, используя мемы в своих рекламах, компания нужно быть осторожными, так как они быстро выходят из моды и кроме как раздражения не вызывают у покупателя ничего, в таком случае, при виде такого рекламного ролика потенциальный покупатель скорее с вздохом перелистнет на что-то более интересное заезженной шутки. В качестве главного правила использования мемов эксперты в один голос называют оперативность. В противном случае использовавшая его компания не только не получит желаемого эффекта вирусной рекламы, но и будет выглядеть так, будто только что поняла шутку, давно переставшую быть смешной.
Еще одной проблемой можно считать неуместность. Что именно мы под этим понимаем? Черный юмор имеет очень тонкую грань между “да, это смешно” и “ну вот тут они явно перегнули”. Разница в реакциях на такие шутки очевидна, что соответственно сказывается на отношение к самому бренду.
Некоторые рекламные баннеры оставляют массу вопросов после того, как люди видят их на улицах своего города. В них нет черного юмора, грубых и жестких формулировок. Они просто странные и, возможно, запоминаются именно благодаря этому. «Главное же, что функция рекламы выполняется!» Так рассуждают создатели этих баннеров, не задумываясь о том, что человек скорее запомнил несуразную фразу или картинку, но с большей вероятностью не вспомнит даже, на какой продукт производитель пытался обратить его внимание.
Фраза Дмитрия Медведева об отсутствии денег, произнесенная во время встречи с пенсионерами, успела стать интернет-мемом буквально за несколько часов. Она быстро разлетелась по социальным сетям, превратилась в песню и уже успела добраться до рынка рекламы. На прошлой неделе, почти дословно процитировав премьер-министра, к своим конкурентам обратился оператор сотовой связи Tele 2. Компания разместила в Москве несколько баннеров со слоганом: "Конкуренты, но вы держитесь там! Всего вам доброго, хорошего настроения, здоровья!" Правда, уже через несколько дней стало известно, что Tele 2 расторгла договор с агентством, разместившим рекламу.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что несмотря на то, что мемы подразумевают под собой нечто смешное, созданное исключительно в развлекательных целях, должное внимание необходимо уделять их грамотному использованию в своих рекламах, чтобы сохранить позитивный посыл и привлечь к себе аудиторию, вместо того, что одной неуместной картинкой или фразой оттолкнуть пользователя, возможно, даже и навсегда!
Берегите себя и своих близких и используйте мемы по назначению!