Найти тему
Блог Эвелины Гаевской

Агрессивный маркетинг от психологов или просто газлайтинг?

Оглавление
Сцена в суде.
Судья: Подсудимый, вы убили 20 человек, что вы можете сказать в своей оправдание?
Подсудимый: Я Водолей!

Кому не интересно порассуждать о себе, любимом? Этим эгоистическим интересом пользуются маркетологи для продвижения психологических услуг. Выдавая дьявольски эффективную технологию привлечения внимания за некую психологическую ценность, успешно пользуются. Ведь тщеславие - любимый из грехов...

Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог. На этом канале я пишу об изменении жизни людей, произошедших под влиянием современных технологий.

Эвелина Гаевская, фото из инстаграм @evelinagaevskaya
Эвелина Гаевская, фото из инстаграм @evelinagaevskaya

Новая фишка в маркетинге - тестирования потенциальных клиентов. Создается лендинг (посадочная страница), на которую с помощью рекламы создается трафик. Потенциальным клиентам психолога (хотя, в принципе, так можно продавать абсолютно любой продукт, не только консалтинг) предлагается бесплатно пройти некий тест, предположительно, с целью лучше узнать себя, любимого, после чего клиент становится мотивированным на получение уже платных услуг.

На практике же, по-моему, это выглядит как чистейшей воды газлайтинг.

-2

Разберемся в терминологии, на всякий случай. Газлайтинг, согласно Википедии, это:

форма психологического насилия и социального паразитизма, главная задача которого — заставить человека мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности через постоянные обесценивающие шутки, обвинения и запугивания. Психологические манипуляции , призванные выставить индивида «дефективным», ненормальным.

У меня к психологическим тестам (за исключением тестов медицинского уже характера) есть некая не то, чтобы неприязнь, но скепсис. На мой взгляд, они не могут быть эффективны для долгосрочной терапии по той причине, что

1. тесты отражают ситуацию здесь и сейчас. Как будет завтра или обычно бывает - тесты могут не показать

2. тесты отражают некий идеальный образ, существующий в голове, а не реальность. По этой причине люди слегка лукавят, отвечая на вопросы, подбирают "правильные" ответы.

3. главное, в случае если личность развита, тест может показать "размытый" результат, то есть не будет никакой акцентуации ни на конкретном типе характера или качеств. Грубо говоря , человек, родившийся в феврале, будет вести себя не как Водолей, а по-разному.

То есть тесты не подходят для образованных, интеллектуально развитых, нестандартно мыслящих и просто опытных людей.

Кроме того, если в тестах предлагается сделать некий выбор "что бы вы сделали, если бы...", разве не имеет значение контекст? Например:

"как бы вы поступили в ответ на оскорбление?

  • не стали бы это терпеть, ответили бы
  • промолчали
  • расплакались
  • отомстили бы позже

Разве не имеет значение, кто вас оскорбил? Если человек, от которого вы зависите, вас оскорбит, станете вы ему отвечать? А если посторонний? Выбор действий зависит не только от личного темперамента и желаний. Иногда мы понимаем последствия наших действий и управляем своими чувствами. И это говорит об осознанности. И поэтому выбор не может быть всегда одинаковым. И поэтому тест здесь бесполезен.

Тест Роршаха - ассоциативный, поэтому может дать более качественные результаты, чем просто выбор действий. При условии качественных интерпретаций психолога.
Тест Роршаха - ассоциативный, поэтому может дать более качественные результаты, чем просто выбор действий. При условии качественных интерпретаций психолога.

Поэтому я не люблю тесты,

особенно соционические или тесты про темперамент или характер. К слову, у меня всегда разный результат, по вышеперечисленным причинам. Но довольно часто меня спрашивают, кто я по соционическому типу, и это даже забавно.

Недавно, после очередного такого вопроса, я, ради интереса (а может что-то изменилось?) прошла один соционический тест. И получила в качестве результата теста информацию, что со мной что-то не так: "ваш тип не выражен". Затем - обоснование ( перечень причин, почему такая " проблема" возникла: хронический стресс, психотравма... А затем - логичное предложение исправить "проблему".

Технически это выглядело по классике: посадочная страница, легкие для заполнения вопросы, по окончании теста предложение получить результаты через аккаунт в соцсети ( с автоматическим согласием отдать свои контактные данные, между прочим), переадресация в чат и автоматическое сообщение от робота-чатбота...в сообщении, как я уже сказала, описание моих проблем и причин их возникновения.

Почему это так похоже на газлайтинг?

-4

Все просто:

Бесплатный сыр в мышеловке, клиент не должен бесплатно получить решение, клиент должен заплатит. И желательно, платить регулярно. поэтому, клиента надо " подсадить на игру одобрения", то есть поставить в слабую зависимую позицию, чтобы он постоянно сомневался в себе и обращался за помощью. Для этого, в лучших традициях газлайтинга, надо объяснить клиенту, что у него есть проблемы, обосновать их логически, чтобы он как следует почувствовал свою ущербность и расстроился.

А ведь эмоционально уязвимыми людьми легче управлять.

Для вас: Как повысить самооценку, советы психолога

Самооценка: заклятье старых песен о главном

Следующий шаг газлайтера-"маркетолога"-" психолога" (беру в кавычки) - рассказать клиенту, что решение его проблем существует, и оно есть как раз у автора теста, достаточно попросить, нажать кнопку. Можно еще добавить "эксклюзивности", на тему "это предложение уникальное и только для вас" и сыграть на жадности и страхе потери: " а в полночь это предложение превратится в тыкву", и таким образом убедить клиента делать то, что хочет продавец. Классика продаж, основанная просто на запугивании или на искажении реальности клиента с помощью манипуляций. Газлайтинг.

Доверяете ли вы тестам, уважаемые читатели? Выбираете ли вы себе друзей по принципу " а не водолей ли он?"? Легко ли вас типировать и таким образом, влиять на ваши решения и выбор?

С предложением поразмышлять на эту тему

Ваш реалистичный психолог

Эвелина Гаевская

PS Если вам понравилась статья, спасибо за лайк!

приглашаю вас подписаться на мой канал и читать посты на всегда горячую тему отношений мужчины и женщин, которые не показываются широкой аудитории, а только подписчикам.

И для вас небольшой ролик о важности уникальности и о том, как она становится силой, вместо слабости