Найти тему
Деньга

Россия запретит вывоз леса: кто на этом сможет заработать, а кто – потерять деньги?

Сегодня Мишустин утвердил стратегию развития лесного комплекса до 2030 года. Согласно этому документу, планируется увеличить вклад отрасли в экономику до 1,14 триллиона рублей, ровно в два раза.

Самое интересное в нем – поддержка перерабатывающей отрасли. А конкретно, Россия перестанет экспортировать круглый лес, и переориентируется на продажу более дорогой, обработанной продукции, а не сырья. Собственно, лично Путин уже объявлял, что с 2022-го года Россия перестанет экспортировать необработанную и грубо обработанную древесину.

Буквально пару дней назад полпред президента в ДФО Юрий Трутнев рассказал про кое-какие нюансы. Дело в том, что на Дальнем Востоке в лесозаготовке работает 34 000 человек по самым скромным оценкам.

Китайцы проявили традиционную твердость в переговорах – они не хотят инвестировать в производства на российской территорию, и, будучи основными потребителями нашего леса (70% экспорта), ожидают, что власти сдадутся и снимут заградительные пошлины на продажу сырья.

В ответ на это Юрий Трутнев заявил, что рассматривается вопрос о создании госкорпорации, которая будет заниматься этими вопросами и сохранит занятость. Но что будет с дальневосточными бизнесменами?

Какие проблемы назрели сейчас?

В 2021-м году пошлины на вывоз необработанной древесины составят 80%, что может почти полностью убить доходы дальневосточных лесозаготовителей.

К 2022-му году планируется полный запрет на вывоз древесины как сырья. Но бизнес возражает, что за это время запустить предприятия по переработке – нереально. Кроме того, из-за специфики Дальнего Востока это иногда принципиально невозможно – нет дорог, топлива в достаточном количестве и т.д. Также встает вопрос и с транспортировкой – кому продавать готовые изделия? Китай – как основной покупатель, ясно дал понять, что российская древесина интересна ему только как сырье. Более того, многие китайские предприятия уже начали переориентироваться на древесину из Новой Зеландии.

Очевидные последствия – рост незаконных «серых» на Дальнем Востоке. Правда, с этим планируют бороться путем цифровизации, уже к июлю 2021-го анонсировали запуск ЛесЕГАИС. Это единая система контроля древесины.

А что будет с дальневосточными предприятиями и 34 000 работников пока непонятно.