Январь сего года кончался протестными акциями, которые в феврале продолжаться не собирались. Быть может, из-за этого активность российских умов перешла в сферу публицистики.
Прошедшая неделя порадовала пробуждением русской публицистики.
10 февраля режиссёр Константин Богомолов опубликовал манифест «Похищение Европы 2.0», спустя день партфункционер «Яблока» Григорий Явлинский выпустил вторую статью о протестах и Навальном «Вот так просто попасть в палачи: промолчи!», развивающую мысль его прошлой статьи «Без путинизма и популизма» на эту же тему. А затем ещё один режиссёр – Андрей Звягинцев написал статью «Страх съест душа».
Если статья Звягинцева не несёт чётко выраженной идеологии, главным образом протестуя против всепоглощающего тиранического безнравственного государства, то статьи Явлинского и Богомолова имеют ярко выраженный леволиберальный и консервативный характер соответственно. Кроме того, представители социального либерализма обрушились с критикой на манифест «Похищение Европы 2.0».
Рискну предположить, что это и хорошо, и плохо. И вот почему.
Плохо это потому, что интеллигенция, оппозиция и прочие не могут консолидироваться из-за идеологических разногласий.
Хорошо же это по нескольким причинам. Во-первых, это развивает общественную мысль. Значит российское общество в здравии и сознании, может мыслить критически, чётко формулировать свои чаяния и делать планы на будущее, а также производить публицистические произведения, находящие отклик в народных умах. Во-вторых, эти публикации означают, что это самое будущее у нас есть, независимо от настоящего. Государственная повестка не настолько сжала общество до критической массы, когда оно представляет собой единый оппозиционный фронт, та сторона баррикады тоже пёстрая, как в полноценном демократическом государстве.
К тому же «Похищение Европы» представляет собой интересное проявление правой идеологии, которой в России, в отличие от идеологии либеральной, мало.
А нам же остаётся читать сии нарративы и становиться от этого лучше и просвещённее.
Статьи:
«Вот так просто попасть в палачи: промолчи!»