Найти в Дзене
BH PC

Ил-76 - ЛЕГЕНДА!

  • Ил-76 — советский и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт , разработанный в ОКБ Ильюшина по проекту и под руководством академика Г. В. Новожилова ; первый в истории СССР военно-транспортный самолёт с турбореактивными двигателями.
  • Серийно производился в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова [1] . В 2010 году производство официально перенесено на ульяновский « Авиастар-СП ».
  • Ил-76 предназначен для транспортировки техники и грузов различного назначения. Самолёт способен доставлять, в зависимости от модификации, грузы максимальной массой 28—60 т на расстояние 3600—4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч.
  • Грузовая кабина имеет размеры 24,5 м в длину (из которых 4,5 приходится на рампу ), 3,46 м в ширину и 3,4 м в высоту ; наклонная грузовая рампа служит одновременно трапом для въезда техники. Пространство под полом грузовой кабины используется под вспомогательные грузовые отсеки для размещения различного снаряжения [6] . Все кабины Ил-76 герметизированы , что даёт возможность перевозить 145 (в двухпалубном варианте — 225) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных дивизий . Один Ил-76 может десантировать парашютным способом, на десантных платформах, до четырёх единиц техники ( БМД-1 , БМД-2 , БТР-Д или ГАЗ-66 ) или три с сопровождающим десантом до 21 человека, или четыре единицы посадочным способом. Также может перевозить большую часть техники мотострелковых дивизий .

Самолёт способен брать на борт до 109 000 л топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 т/час, перегоночная дальность до 10 500 км.

Предназначен для эксплуатации на бетонированных и грунтовых аэродромах с прочностными характеристиками не ниже 0,6 МПа, способен выполнить посадку на ледовый аэродром Антарктиды. Длина разбега на взлёте составляет 1500—2000 м, а пробег при посадке 930—1000 м.

Ил-76 позволяет доставить грузы в труднодоступные места, в том числе на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане используя различные способы их парашютного десантирования. Характеристики самолёта позволили установить несколько мировых авиационных рекордов. Ориентировочная стоимость самолёта — 27 млн долларов США.

28 июня 1966 года Министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ С. В. Ильюшина провести исследовательские работы по созданию проекта военно-транспортного самолёта [9] , с четырьмя турбореактивными двигателями, предназначенного для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов. [10] Уже 25 февраля 1967 года Генеральный конструктор С. В. Ильюшин утвердил разработанное техническое предложение по созданию Ил-76 [11] . 27 ноября 1967 года Советом Министров СССР было принято постановление о начале работ по созданию Ил-76 [12] . Работы по созданию самолёта проходили под руководством заместителя Генерального конструктора Г. В. Новожилова (с 28 июля 1970 года Новожилов — Генеральный конструктор ОКБ московского машиностроительного завода « Стрела »). Разработка эскизного проекта самолёта велась под руководством Д. В. Лещинера . С 12 по 31 мая 1969 года работала Макетная комиссия под руководством командующего ВТА генерал-лейтенанта Г. Н. Пакилева [13] , тогда на изготовленном в натуральную величину макете самолёта проверялось в том числе и размещение различной военной техники в самолёте (выбор размеров грузовой кабины представлял собой сложную задачу из-за большого разнообразия перевозимых грузов и техники).

Проектирование самолёта осложнялось ещё тем, что необходимо было обеспечить эксплуатацию самолёта на грунтовых аэродромах ограниченных размеров и получения в этих условиях коротких длин разбега и пробега.

Акт работы Макетной комиссии был утверждён Главнокомандующим ВВС П. С. Кутаховым 20 ноября 1969 года .

Постройка первого опытного самолёта проводилась в Москве на машиностроительном заводе « Стрела ». Первый полёт самолёт совершил 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе , посадку совершил на аэродроме Раменское . В мае 1971 года самолёт был впервые представлен вниманию международной общественности на авиасалоне в Ле Бурже . Испытания самолёт проходил в гарнизоне Кречевицы (близ Великого Новгорода) и в этой же дивизии ( Витебск-Северный , Кречевицы, Кресты (Псков) ) впервые встал на вооружение ВВС СССР .

Первый серийный самолёт совершил свой первый полёт 5 мая 1973 года с аэродрома ташкентского авиационного завода, экипаж лётчика-испытателя A. M. Тюрюмина . В дальнейшем самолёты Ил-76 различных модификаций производились на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова ( ТАПОиЧ ), всего за годы производства построено 955 самолётов, из них более 100 отправлено на экспорт. Эксплуатируется 393 самолета . Объемы производства доходили до 65 самолетов в год.

Хорошо зарекомендовал себя на учениях «Щит-76» и «Щит-78». Показал себя с лучшей стороны в Афганистане .