Растет в местах экологических бедствий, очищает почву, самостоятельно регенерирует от корня, прирост – до 5 метров в год!
В далеком 1823 году в Японию прибыл немецкий естествоиспытатель Филипп Франц фон Зибольд, состоящий на службе у правительства Нидерландов. Путешествуя по стране Зибольд обратил внимание на стройное дерево с огромными листьями. Местные жители называли его «кири» и почитали как священное.
Естествоиспытатель заинтересовался деревом, аналогов которому не встречал в Европе, и, возвращаясь на родину, захватил семена кири с собой. Вместе с семенами предприимчивый Зибольд нелегально стащил у японцев саженцы чайного куста, а заодно и карту страны.
В общем, когда из привезенных семян в условиях Европы удалось вырастить деревья, перед Зибольдом встал вопрос, как назвать новинку. Подумав, естествоиспытатель решил дать растению название по имени королевы Нидерландов, дочери императора Павла I Анны Павловны. К сожалению, назвать род словом Anna было невозможно, поскольку таковой уже существовал. И тогда Зибольд ничтоже сумняшеся назвал дерево павлонией, приняв русское отчество императрицы за второе имя.
Дело в том, что именно Анна Павловна помогла немецкому естествоиспытателю финансировать экспедицию в Юго–Восточную Азию. Впоследствии, Зибольд вместе с коллегой Йозефом Цуккарини издал книгу Flora Japonica, где впервые описал свойства и качества дерева.
Японцам, кстати, позже понравилось европейское название, они тоже стали называть кири павловнией. Стройная изысканная павлония считается в стране Восходящего солнца императорским деревом, ее изображение красуется на гербе императорской семьи, на правительственной печати в официальных документах, на одной из высших наград Японии – Ордене Восходящего солнца и на монете стоимостью в 500 иен.
Так почему же это дерево заслужило такой почет?
Павлония уникальна по многим параметром. Например, она не требует повторной посадки. После каждой вырубки дерево регенерирует, то есть снова растет вверх от корня. Более того, всегда вырастает прямым, если, конечно, специально не придавать ему форму кустарника.
Павлония почти не страдает от болезней и вредителей, хорошо чувствует себя в городских условиях, красиво и эффектно цветет.
Главное же достоинство павлонии – непревзойденная скорость роста. За год она способна вымахать на 3-5 метров. Диаметр ствола полутора-двухлетнего дерева составляет 8–14 см! В хороших условиях за 4 года павлония может достигнуть 20 метровой высоты с диаметром ствола 80 см!
Забавно выглядит императорское дерево в первый год жизни. Его листья очень крупные – сверху пушистые, снизу войлочные, а размером 45–75 см. На стройном прямом стволике они смотрятся как огромные лопухи.
Но это еще не все чудеса павлонии. Дерево, высотой до 27 метров еще и цветет каждую весну. Цветет долго: в течение 6 недель, украшая города.
Казалось бы – красота, скорость роста, способность к регенерации – все это уже делает дерево уникальным. Но павлония продолжает удивлять. Ее древесина относится к ценным породам – это раз, не плесневеет и не деформируется – два, наконец, порог воспламенения павловниевой древесины – 420 °C (у обычной лесной древесины – 270 °C). То есть императорское дерево очень плохо горит, то есть, не подвержено пожарам.
Ну и в завершение. Это дерево прекрасно растет в местах экологических бедствий, в процессе жизни оно очищает землю и грунтовые воды, предотвращает эрозию и деградацию даже самой загрязненной почвы.
Например, в США павлонию используют для фиторемедиации земель, загрязненных ртутью, сероводородом и мышьяком. В Швеции – для очистки сточных вод и переработки жидкостей со свалки. Городские службы разливают отходы вокруг деревьев, которые, в свою очередь, расщепляют и утилизируют их.
Кстати, в деревообрабатывающей и мебельной отраслях павлония известна под названием «алюминиевое дерево»: ведь ее древесина в среднем на 30% легче других пород деревьев.
Ну и еще сейчас селекционеры начинают активно адаптировать павлонию для среднего климата. Говорят, теперь это теплолюбивое, в общем-то, дерево, способно выдерживать заморозки до -20. Дерево предлагают высаживать в местах экологических бедствий и просто всячески культивировать – для красоты, эстетики, промышленности.
Многие, правда, тут же вспоминают нехороший опыт с борщевиком. Однако за границей возможности павлонии активно используют.
А вот ваше мнение каково? Вы бы хотели увидеть в своем населенном пункте такое растение? Экологи говорят, кислорода дает в 10 раз больше любого другого дерева и, мол, на фоне глобального потепления может стать настоящим спасение для тайги да и просто лесов планеты.
Думаете, правда? Или очередной рекламный ход?