Прежде чем мы начнем говорить про местонахождение города Бактры, хотелось бы немного остановиться на географии и истории самой древней Бактрии.
Территория древней Бактрии занимает Южный Узбекистан и Таджикистан, а также Северный Афганистан. Практически посередине этой обрасти протекает река Амударья, известная во времена Александра Македонского как Окс.
Древнейшая история Бактрии плохо известна. Более подробно мы о ней знаем когда она была завоевана восходящей Персидской державой между 539 и 530 гг. до н.э. Киром II Великим и находилась под властью Ахеменидов. Первое упоминание о бактрийцах в античной литературе сделал Эсхил в "Персах" (472 г. до н.э.) после Греко-персидских войн. И не просто упомянул их, а особо отметил боеспособность бактрийцев и соседних с ними саков (они же скифы) выше десятитысячной гвардии "бессмертных" Ксеркса. Бактрия была настолько важной территорией в составе Персидского государства, что сатрапами (наместниками) назначались либо сами Ахемениды, либо их ближайшие родственники, которые неоднократно предъявляли свои права на персидский трон (например, братья Ксеркса Ариамен и Масиста в 486 и 478 гг. до н.э. соответственно). Ну и конечно самый "знаменитый" сатрап Бактрии - Бесс, бывший военачальник Дария III, убивший его в 330 г. до н.э. и узурпировавший власть, хоть и не надолго, под именем Артаксеркса.
Именно устранение Бесса было одним из главных мотивов вторжения Александра Македонского в Бактрию в 329 г. до н.э. До казни Бесса и заката всей великой Персидской державы оставались считанные месяцы... и последний акт этой трагедии разыгрался именно в Бактрии.
Еще одна небезызвестная уроженка Бактрии - Роксана, дочь знатного бактрийского вельможи Оксиарта, которая стала женою Александра. Познакомились они в очень "романтической" обстановке - при осаде Александром крепости под названием Согдийская скала в Железных Воротах. Как сообщает Арриан "У Оксиарта была дочь, девушка на выданье, по имени Роксана. Воины Александра говорили, что после жены Дария они не видели в Азии женщины красивее. Александр увидел ее и влюбился. Он не захотел обидеть ее как пленницу и счел ее достойной имени жены" (Anab. IV, 19,5). Роксана переживет своего мужа и будет убита в 309 г. до н.э. в далеком Амфиполе, столице Македонского царства. Но это уже другая история, а мы вернемся в Бактрию в поисках "матери всех городов".
Бактрия до настоящего времени остается малоизученным регионом, не последнюю роль в котором играет нахождение большой ее части на территории неспокойного Афганистана. Однако раскопки там велись как французскими, так и советскими археологическими экспедициями под руководством Э.В.Ртвеладзе, В.И.Сарианиди, и до настоящего времени ведутся усилиями узбекско-российского сотрудничества археологов Института археологии РАН и Института Искусствознания АН РУз. Благодаря этой современной экспедиции под руководством Н.Д.Двуреченской (Бактрийский отряд) была исследована крепость Узундара и установлен факт расположения северной границы Бактрии в древности по отрогам Байсунских гор, что поставило точку в споре о северных границах Бактрии в древний и эллинистический периоды.
Традиционно столицу Бактрии - Бактры размещают на месте крепости Бала-Гиссар, что примыкает к небольшому североафганскому провинциальному городу Балх, расположенному к северо-западу от Мазари-Шарифа. Однако полномасштабные раскопки в Балхе не проводились: за последний век здесь было три небольших французских археологических экспедиций. Однозначно найти здесь древнюю Бактру им не удалось.
Относительно недавняя экспедиция австралийского журналиста Дэвида Адамса в Афганистан выдвинула предположение, что древняя Бактра расположена не в границах Балха, а южнее на 30 км, в северной части долины Шулгара.
Его предположение основывается на раскопках французских и афганских археологов под руководством Ролана Бесанваля, которые весной 2008 г. объявили, что обнаружили руины большого и ранее неизвестного древнего города на склонах горы Чешм-э-Шафа, что переводится как "Город неверных". Местные жители давно знали об этом месте и промышляли здесь в поисками древних артефактов: античных монет и керамики для продажи антикварным охотникам и контрабандистам.
Найденный для научного мира город занимал стратегическое положение в Бактрии. Расцвет его пришелся на ахеменидский период. К северу и востоку от него простирается бесплодная холмистая местность, а южнее зеленеет долина, дорога из которой ведет к разрушенным статуям Будды в провинции Бамиан. Фортификационные сооружения древнего города ограничивают пространство размером около 4 квадратных километров, а на возвышенностях обнаружена сеть смотровых башен.
Археологи также обнаружили большой камень высотой 2 метра, похожий на наковальню, который они идентифицировали как алтарь древнего зороастрийского храма огня, датируемый примерно 6 веком до н.э.
Арриан в своем монументальном труде "Поход Александра" называет самым большим городом Бактрии - Зариаспа, а не Бактру. Однако Страбон и Плиний в своих сочинениях отождествляют эти два города; это мнение разделяют также российские и зарубежные историки. В этом нет противоречий: предполагается, что именно в Бактре между 1000-600 гг. до н.э. родился, а впоследствии сожжен на алтаре основатель зороастрийской религии Зороастр (В.И.Сарианиди, Бактрия сквозь мглу веков, стр. 89). Эта религия была одной из основных в многонациональной Персидской державе. Сами Ахемениды и ближайшие к ним люди исповедовали зороастризм и поклонялись огню. Так что в Бактре в обязательном порядке должен находиться храм огня. А учитываю связь города с Зороастром, это должен был быть один из наиболее почитаемых храмов.
Впрочем точно установить, является ли найденный город столицей Бактрии помогут дальнейшие археологические раскопки.