Когда-то пещера называлась по горе, в которой расположена – Ямазы-Таш, но в XIX веке поселился здесь отшельник Игнатий. И старое название забылось. Пещера стала Игнатовой, а потом и Игнатиевской. Ее обитателя почитали за святого, а вокруг жизни и смерти отшельника родилось множество легенд, по одной из которых старцу за его праведность был явлен в камне образ Богородицы. Нерукотворная икона.
Но Игнатий был не первым, кто взывал в этой пещере к высшим силам. Ее камни хранят свидетельства значительно более древних мистерий.
В темноте, тишине, через каменные лабиринты и узости, преодолевая собственный страх и волнение вглубь пещеры пробирались наши далекие предки. Им предстояло умереть, чтобы узнать за чертой великую тайну сотворения мира. Все больше вокруг духов, все громче стучит сердце, все быстрее бежит кровь по венам. Впереди узкий лаз, который означает смерть, за ним – свет и ответы на главные человеческие вопросы.
Впрочем, возможно, все было совершенно иначе. Узнать это, увы, не представляется возможным. Приблизительный возраст рисунков, обнаруженных в Игнатиевской пещере, по разным оценкам от 10 до 14 тысяч лет. Что они значат, зачем наносились на стены и потолок, какую роль играли в жизни наших предков, мы может только предполагать.
Среди рисунков пещеры, помимо традиционных мамонтов и лошадей, есть так называемое Красное панно. На потолке Дальнего зала, на площади около 20 м² древний художник зашифровал какой-то сюжет.
Главные герои – Женщина и Зверь*, похожий то ли на носорога, то ли на мамонта, а может и вовсе фантастический. Оба персонажа удивительно крупные для пещерной живописи. Высота Женщины около 1 м, размер зверя – 2,3 м. Нарисованы красной краской. Из лона Женщины в сторону Зверя идут три ряда точек, общее число которых – 28. Им навстречу из груди зверя выходит пунктирная линия, в которой 21 точка. Рядом с главными героями множество не поддающихся сейчас трактовке цветовых пятен, а также две крестообразные фигуры. Рядом Черное панно, где внимание привлекают верблюд: его горбы узнаваемы, но вместо морды антропоморфная личина, и странная маска, которую исследователи назвали фантомом.
*По материалам книги «Урал. Антология лучшего» (Светлана Логинова, Издательство Азимут, 2015 год). Описание рисунков дано по книге «Искусство ледникового века», Широков В.Н., Петрин В.Т., Екатеринбург, 2013 год