В 1970г, по окончании института, я была направлена в сельскую школу. Село находилось, примерно, в 20 километрах от нашего города. Это было замечательно, в любое время можно было приехать в домой.
В середине августа я отправилась по направлению по месту будущей работы, в сельскую школу.
Школа оказалась двухэтажной, утопающей в зелени клёнов и тополей.
Нас было трое молодых специалистов: учительница начальных классов - Надя,
учительница физкультуры - Нина , и я , Зоя, учительница русского языка и литературы.
В школе нас быстро оформили на работу, директор поздравила с началом трудовой деятельности и объяснила, что нам пока предоставят временное жильё в деревянном доме, а в ноябре нам дадут на троих трёхкомнатную квартиру в новом доме.
Директор пригласила завхоза и попросила проводить нас.
Всю дорогу наша провожатая, Анна Петровна рассказывала про родное село, школу, учителей. Рассказала, что дом хороший, но с зимы стоит нетопленый, поэтому там сыро, а от сырости прохладно и нужно протопить печь.
Подошли к бревенчатому дому, окна которого были закрыты резными ставнями. Это было крепкое строение с высоким крыльцом.
Мы вошли внутрь и оказались в темных сенях. Тусклая лампочка осветила помещение. В доме была кухня с русской печью. Везде было чисто, приятно пахло свежей побелкой, но чувствовалась сырость и было довольно прохладно. Жилье нам понравилось.
Единственно, что тревожило, как топить печку, ведь все трое были городскими жителями и никогда этим делом не занимались.
Видимо, беспокойство и растерянность отразились на наших лицах. Анна Петровна поспешила успокоить. Она сказала, что бояться не надо, что дрова скоро привезут, а топить печь нас научит сама.
Действительно, через несколько минут во дворе зашумела машина.
Мы поспешили на крыльцо. Во дворе стоял грузовик и двое мужчин сбрасывали сырые берёзовые, осиновые и сосновые бревна. Машину разгрузили, и она уехала.
Мы были потрясены и раздавлены увиденным, стояли и изо всех сил сдерживали слезы.
Завхоз тяжело вздохнула и позвала нас с собой. Мы последовали за ней в соседний дом. Оказалось, что она живет рядом.
В ограде была поленница из сухих березовых дров. Хозяйка велела нам набрать дров и идти к нашему дому. Началось обучение самому важному делу в деревне - топить печь.
Первым делом Анна Петровна, потянув заслонку, открыла трубу печки, затем быстро сорвала бересту с нескольких поленьев, положила ее в топку, подожгла бересту, дождалась, когда она загорит.
Из кармана она достала несколько лучинок и стала аккуратно подкладывать в огонь. Лучина весело затрещала, огонь все сильнее разгорался. Теперь уже можно было закладывать в печку дрова, которые быстро охватывал огонь. В избе становилось все суше и теплее. Когда печь нагрелась, мы на лежанку положили для просушки матрасы. Печка топилась исправно. Мы от души поблагодарили нашу спасительницу.
Так мы получили сразу несколько важных уроков: урок выживания, урок доброты и урок душевной щедрости.
В дальнейшем, соседка взяла над нами негласное шефство. Уже в ближайшее воскресенье из ее двора были принесены: пила, топор, козлы (специальное приспособление для распилки дров), и закипела работа.
Двое из нас пилили бревна, одна пыталась колоть чурбаки. Конечно, делали мы все это крайне неумело.
Вскоре к нам на помощь пришли мужчины из соседних домов, об этом, видимо, позаботилась Анна Петровна.
Одни стали распиливать бревна, другие - кололи дрова, а мы складывали дрова в поленницу.
Работали дружно, весело и быстро, постоянно шутили, даже усталости не почувствовали.
Когда соседи ушли, мы все сделали как они советовали истопили печь сначала берёзовыми дровами, а когда дрова прогорели, в теплый очаг для сушки положили сырые поленья. Так мы делали пока не высушили все дрова.
Так началась моя учительская жизнь.