Найти в Дзене

Солёные эффекты в акварели.

Андерсенград. 30х40 см.
Андерсенград. 30х40 см.

Кто никогда не солил акварель?

Имеет смысл попробовать.

Большинство замысловатых узоров малопонятного происхождения - её заслуга. Соль умеет рисовать за художника, а зачастую и лучше художника.

Ещё она умеет изобразить светлое на тёмном, что для акварельной техники весьма ценно.

И здесь вроде бы всё просто. Сначала наносим акварель ( от среднего тона до тёмного), потом посыпаем солью и ждём, когда на ней "материализуются" светлые силуэты деревьев и кустов.

Я не являюсь опытным специалистом по солёной акварели, но изредка балуясь сольцой, усвоила ряд важных моментов:

▪️ Соль нужно сыпать на мокрую краску, в определённый момент подсохшая краска перестаёт реагировать на соль.

▪️ На тёмной насыщенной краске «звёздочки» получатся ярче и контрастнее.

▪️ Ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра посыпанную солью акварельную работу, предлагая ей высохнуть естественным образом.
В лучшем случае, появившийся эффект через некоторое время исчезнет, растворится, в худшем - густая солёная лужа стечёт бесформенным пятном по пути наклона планшета, образовав тёмный ореол.
Нет, только фен, и причём в строго отведённое время. Понравились образовавшиеся разводы - сразу сушим.

▪️ Если планшет немного наклонить, разводы от соли примут это направление, вытянутся и «распушатся». Но всё должно быть под присмотром!

▪️ На хлопке эффект обычно более красив.

▪️ Соль можно использовать разную, узоры получатся тоже разные. Универсальнее всех считается средний помол. На верхней работе у меня использована крупная, это бывает грубовато, но на тот момент другой в доме не нашлось.

Домик станционного смотрителя (платформа 68-й км Калищенского направления). 50х32,5 см.
Домик станционного смотрителя (платформа 68-й км Калищенского направления). 50х32,5 см.

На второй работе использованы разные сорта соли. Розовая (красная), Экстра, Илецкая, ещё какая-то безымянная крупная и лечебная очень крупная морская соль. отсюда весь этот хаос, неразбериха и околесица.
Надеялась, что по готовности, мы сможем разобраться, где какая была насыпана соль, но нет, увы, всё перемешалось.

Могу с уверенностью сделать вывод, что безотказно сработала только Экстра. Все красивые разводы - её заслуга. И чем крупнее соль, тем она более привередлива и непредсказуема.

Самая крупная соль оставила после себя сомнительные тёмные пятна, да и то не везде.

Зима с серебром. 50х32,5 см.
Зима с серебром. 50х32,5 см.

На третьей работе использована только Экстра, и она сработала безотказно.

Только успевай вовремя подсушивать феном, пока красивые разводы не утекли.

Из всего этого делаю вывод : чем крупнее соль, тем меньше шансов на успех.

Все три работы выполнены на целлюлозе.

Однако при всей очевидной простоте этого приёма, соль срабатывает не всегда. Бывают случаи, когда ей не удаётся сдвинуть акварельные краски. И я пока не могу точно определить, в чём причина, возможно, причин несколько.

Во-первых, для "солёных" экспериментов лучше предпочесть гладкую бумагу (мелкозернистую или среднезернистую), не Торшон.

Возможно, соль не может сдвинуть некоторые пигменты. У меня, например, ничего не получилось с Сепией.

Из того, что даёт хороший "солёный" эффект могу порекомендовать смеси синих пигментов с оранжевыми. Например:

▪️ ультрамарин+кадмий оранжевый + соль;

▪️ синий ФЦ+оранжевый пиррол +соль.