Питье слабоминерализованной воды Печоры начало сказываться на организме. Быстрая утомляемость, ломота в конечностях и слабость. Пару дней чувствовала себя просто отвратительно, даже небольшая температура поднималась. Хуже всего дело обстояло с руками. От физических нагрузок они беспрестанно болят, ноют суставы. В один день была такая ломота, что я даже штаны без боли подтянуть не могла.
Начали пить побольше витаминных напитков и заказали из города кальций. Инспектор, проживавший на кордоне до нас, пил его в обязательном порядке дважды в год. Он-то и подтвердил наши опасения по поводу того, что в местной воде мало минералов. А мы как-то даже не задумались по этому поводу, когда собирались приехать сюда. Да и, честно говоря, никто не предполагал, что мы не будем покидать территорию заповедника четыре месяца подряд. Сейчас, когда есть дорога и постоянное движение туристов и коллег в горы и обратно, можно что-то заказывать с ними. Так что ждем наш кальций и надеемся на лучшее.
Три дня стояли морозы больше тридцати градусов. Утром были постоянные -35, днем разогревало до -27, а с закатом температура вновь начинала опускаться. На солнце было очень хорошо, оно приятно пригревало, даже солнечные очки выбрались из чехла, потому что на улице без них было невозможно – все вокруг ослепительно яркое от искрящегося снега. Но с каждым днем влажность повышалась и становилось промозглее. Утром в пятницу, пока не вышло солнце, было настолько холодно, что я передвигалась по кордону перебежками. Поход в наш таежный туалет в таких условиях подобен экспедиции, чреватой обморожением.
И те же три дня нас радовало ясное звездное небо, которое я в очередной раз попыталась запечатлеть. Два пуховика, ватные штаны, старенький фотоаппарат и табуретка в качестве штатива. Долго возилась, кадры вышли очень теплые, но не совсем четкие. Но это ничего, главное – атмосфера. Сам процесс интереснее результата. Пока фотоаппарат долго делал снимки на длинной выдержке, у меня было время привыкнуть к темноте ночи и рассмотреть волшебный купол над головой. Ведь именно таким мне казалось это небо – ненастоящим. Ну, не может быть там столько звезд. Это точно купол планетария. Чем дольше я стояла на улице, тем больше звезд появлялось из тьмы и тем ярче они все становились. А вокруг никого. Тишина. Малейшие шорохи заставляли настороженно оборачиваться.
Заметили, как над кордоном постоянно летает пара воронов. В отличие от ворон, они живут оседло, парами и умеют парить в воздухе. Мы часто их наблюдаем и слышим где-то за лесом мелодичные гортанные выкрики. Еще заметили двух крохотных птичек, но разглядеть ближе не удалось. Неужели пуночки? Да нет, рано еще. Хотя на кордоне уже появились признаки весны – набухли пушистые почки (которые на самом деле цветы) у молоденькой ивы. Под деревом бесконечное множество заячьих следов. Вообще, как оказалось, зайцы истоптали полкордона с нежилой его стороны.
В субботу утро было особенно красивым. Яркий стремительный рассвет украсил снежную целину и запорошенные лапы деревьев теплыми бликами. А небо чистое, лазурное.
Наше уединение на кордоне закончилось накануне. Приехали коллеги из Якши с туристами-волонтерами, привезли и наших соседей, а также специалиста по солнечным батареям, который должен провести техническое обслуживание всего оборудования у нас и в горах. После того, как он закончил на нашем кордоне, вся компания уехала на плато. Через сутки вернулись, успев немного искупаться в печорской наледи. Дорога на Урал, несмотря на крепкие морозы, все так же терниста и нестабильна.
Погода, тем временем, менялась кардинально. Тихие и ясные морозные дни внезапно закончились, а в воскресенье задул штормовой восточный ветер, который свирепыми порывами сметал снег с деревьев и крыш, создавая захватывающие спецэффекты. На улице, несмотря на небольшой минус в двадцать градусов, было пронизывающе холодно. Гидрометр Коми заранее выдал штормовое предупреждение и не обнадёживающий прогноз – потепления не будет, а со вторника снова придут аномальные морозы.
Сегодня собирались выйти на зимний маршрутный учет, но специалист по батареям вчера спустился гор и утром продолжил настройку оборудования, после чего необходимо зарядить и понаблюдать два дня за аккумуляторами. После проверки и повышения емкости батареи показали заряд 20%. Очень кстати небо расчистилось. Утренняя пасмурность сменилась на облачность, а потом небо стало мраморным – легкие перья облаков украсили синий холст, как жилки облицовочный камень. Так спокойно и красиво. Солнце, хоть и приглушенное, но все-таки очевидное и настойчивое, дает заряд на панели. Но вечером все равно придется подключать генератор. Надо поднять уровень до 70%, чтобы система заработала в штатном режиме.
На этом пока все, привет с Северного Урала!
Еще в этом блоге
- Зимний маршрутный учет зверей
Короткие повседневные заметки о жизни и работе на заповедном кордоне теперь выходят ежедневно на Телеграм-канале .