Недавно в Москве побывал глава европейской дипломатии, испанец Жозеп Боррель , в очередной раз пытавшийся учить Россию правилам хорошего поведения в соответствии с «европейскими стандартами». Суда по всему, получилось не очень, что было заметно по выходу к прессе по окончании переговоров с Сергеем Лавровым. Что же касается «страдальца» Алексея Навального, многие сторонники которого отличаются агрессивным поведением, то гостю из Брюсселя показали интересное кино о том, как полицейские метелят мирных протестующих на улицах европейских городов. Вспомним хотя бы митинги «жёлтых жилетов во Франции» и то, с каким остервенением их разгоняли. Однако то Европа, им можно, чего «неправильные» русские никак не могут уразуметь.
Учитывая отсутствие позитивных для Брюсселя итогов поездки в Москву, неудивительно, что там вновь заговорили об очередных антироссийских санкциях. Как известно, немаловажным раздражителем в диалоге между Россией и Западом являются проблемы, порождённые государственным переворотом на Украине 2014 года. Воссоединение с Россией Крыма и Севастополя, а также начало гражданского противостояния на Донбассе изначально было и остаётся формальным предлогом для предъявления Москве ультимативных требований.
Начатая семь лет назад, после крымского референдума 16 марта 2014 года, «санкционная война» являет самые разнообразные грани. Например, жителям и компаниям Евросоюза запрещено покупать недвижимость или предприятия в Крыму, финансировать крымские компании или предоставлять им услуги. Смельчаки, ведущие на полуострове бизнес, подвергаются остракизму с подачи Киева. Европейские круизные корабли отвадили от заходов в крымские порты. Дополнительные ограничения введены «на экспорт определенных товаров и технологий крымским компаниям или для использования в Крыму в транспортной, телекоммуникационной и энергетической сферах и связанных с разведкой и добычей нефти, газа и минеральных ресурсов» .
Конечно, тут как тут и американцы, использующие любую возможность насолить России и каждому из её граждан персонально. Доходит до анекдота: в 2018 году США ввели ограничения в отношении крымских санаториев «Ай-Петри», «Дюльбер» и «Мисхор», а в 2020 году оштрафовали даже компанию Amazon Джеффа Безоса за продажу товаров жителям Крыма, Сирии и Ирана. И подобных примеров в последние годы великое множество.
Конечно, всё это не останавливает жизнь в Крыму, для развития которого делается в последнее время многое. Регулярно российские федеральные каналы рапортуют об успешной реализации инфраструктурных и иных проектов – таких, как Крымский мост, реконструкция автотранспортных магистралей, открытие в Симферополе нового аэровокзального комплекса и т.д.
При этом зачастую стыдливо замалчивается проблема, решить которую пока не удаётся. Частный российский бизнес на полуостров не идёт, что полностью перекладывает финансирование развития Крыма на плечи государства и тесно связанных с ним подрядчиков, фамилии которых достаточно хорошо известны. Де-факто значительная часть российского бизнеса, тесно связанного с западными партнёрами, фактически отказывается от признания Крыма частью РФ, опасаясь западных санкций. Ещё в 2017 году на эту тему достаточно откровенно высказался глава Сбербанка Герман Греф и, как видимо, по большей части «воз и ныне там».
Впоследствии представители «Сбербанка» неоднократно высказывались в том плане, что вопрос возобновления работы на полуострове – это чистая политика. Аналогичного мнения придерживаются ВТБ и большинство «российских» банковских структур.
А нет банков – нет и кредита, так уж при капитализме заведено. Вот и работают на полуострове, в основном, компании, либо связанные только с рынком России, либо имеющие возможность обходить санкции, пользуясь поддержкой государства.
Например, после введения в январе 2020 года США ограничений против оператора поездов дальнего следования в Крым «Гранд Сервис Экспресс» в компании сообщили, что на них это никак не скажется, ибо они работают только в России. Однако примеров подобного рода куда меньше, нежели случаев прямого отказа от работы в Крыму со стороны частного бизнеса, включая крупные кампании.
Помимо банковской сферы, ярким примером является коммуникационная отрасли и мобильная связь. После 2014 года на территории Крыма долгое время не работали крупные «Билайн», «Tele2», «МегаФон» и «МТС». Российские граждане на полуострове пользовались услугами местных операторов – «Волна Мобайл», «К-Телеком» и других, в то время как вышеупомянутые операторы «большой четверки» предоставляли свои услуги за счет роуминга с территории материковой России и продолжают это делать.
Парадоксально, но сплошь и рядом кампании с иностранной «пропиской» работают в Крыму куда охотнее, не боясь нарваться на истерику Киева. Вот некоторые из них: супермаркеты Metro Cash & Carry, «Ашан», Novus . Конечно, присутствуют в Крыму и крупные российские ретейлеры, такие, как «Спортмастер», «Эльдорадо», «Глория Джинс», O’Stin, DNS. Некоторые для обхода санкций создают дочерние предприятия, меняют привычное название, прибегают к иным ухищрениям.
И всё же – многие пока осторожничают, указывая на не всегда адекватную государственную политику. И вот в Минэкономразвития России разработали законопроект, позволяющий российским компаниям анонимно работать на полуострове и обходить санкции за счет создания здесь особых административных районов с собственным правовым режимом. Сработает ли? Пока непонятно, так как есть «подводные камни». В целом же приходится констатировать, что российским корпорациям еще только предстоит пройти непростой путь превращения в подлинно национальные компании. Как, впрочем, и государству, тесно с ними связанному.
В вот тогда не то что Борреля, но даже Байдена с Блинкеном можно будет не опасаться!
Высказывайте ваше мнение, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!