Найти в Дзене
Near-historian

Фердинанд Порше: конструкторский путь и спорные проекты

Немецкая фирма «Porshe» сегодня известна миру своими роскошными и стремительными спорткарами. Её основатель – Фердинанд Порше ещё в начале XX века начал свой путь по созданию гражданских автомобилей, однако во время двух Мировых войн он также занимался разработкой техники и для нужд армии. Вся жизнь Фердинанда Порше в роли конструктора была сопряжена с множеством трудностей, лишь единичные его творения появились на свет, большинство же идей осталось только на чертёжной бумаге. Сегодня мы рассмотрим основные моменты из жизни известного конструктора, познакомимся с некоторыми его проектами, а также попытаемся разобраться, почему большинство из них так и не было воплощено в жизнь. Статья не оскорбляет личность самого Порше, а лишь затрагивает спорные моменты его биографии! В начале пути С юности Фердинанд Порше начал увлекаться электромеханикой. Так и не став потомственным жестянщиком, он поступил в техническое училище на инженерное дело. Параллельно с этим, он устроился на работу в ко

Немецкая фирма «Porshe» сегодня известна миру своими роскошными и стремительными спорткарами. Её основатель – Фердинанд Порше ещё в начале XX века начал свой путь по созданию гражданских автомобилей, однако во время двух Мировых войн он также занимался разработкой техники и для нужд армии.

Вся жизнь Фердинанда Порше в роли конструктора была сопряжена с множеством трудностей, лишь единичные его творения появились на свет, большинство же идей осталось только на чертёжной бумаге. Сегодня мы рассмотрим основные моменты из жизни известного конструктора, познакомимся с некоторыми его проектами, а также попытаемся разобраться, почему большинство из них так и не было воплощено в жизнь.

Статья не оскорбляет личность самого Порше, а лишь затрагивает спорные моменты его биографии!

Фердинанд Порше (фото из открытых источников).
Фердинанд Порше (фото из открытых источников).

В начале пути

С юности Фердинанд Порше начал увлекаться электромеханикой. Так и не став потомственным жестянщиком, он поступил в техническое училище на инженерное дело. Параллельно с этим, он устроился на работу в компанию Лонера, где создал своё первое творение – электрокар с гибридным двигателем. Лонеру автомобиль понравился, и он назначил Фердинанда на должность главного конструктора.

Электрокар Порше. Выпускался с 1900 по 1905 гг. (фото из открытых источников).
Электрокар Порше. Выпускался с 1900 по 1905 гг. (фото из открытых источников).

С этого момента карьера молодого инженера пошла вверх, он становится известным не только в родной стране, но и за рубежом. С 1906 года Порше стал работать в фирме «Даймлер», где начал разрабатывать гоночные автомобили. Позже его болиды завоюют немало призовых мест на различных соревнованиях и станут известны под именем «Мерседес».

Mercedes-Benz SSK 1928 года – одна из многочисленных модификаций Мерседесов Порше (фото по запросу "Мерседес S").
Mercedes-Benz SSK 1928 года – одна из многочисленных модификаций Мерседесов Порше (фото по запросу "Мерседес S").

Немного забегая назад, хочется сказать, что слава создателя гражданских автомобилей дошла до армии. Первая мировая война заставила Порше перейти на выпуск машин военных, а также на изготовление двигателей для самолётов и дирижаблей. За заслуги перед страной конструктор был удостоен «Железного креста».

След войны

После окончания войны, Порше вернулся к выпуску спортивных автомобилей, но впоследствии его неоднократно стали привлекать к разработкам военной техники. Так, в 1925 году Порше впервые был привлечён к созданию танка, наряду с другими крупнейшими представителями машиностроения – фирмами «Крупп» и «Рейнметал».

Плодом творения немецких конструкторских умов стал средний танк «Гросстрактор». Из-за ограничений Версальского мирного договора 1918 года, Германия не могла разрабатывать и испытывать танки на своей территории, поэтому конструкторы отправились с двумя «Гросстракторами» в СССР в рамках «обмена опытом». Испытаний средний танк не выдержал, правда полезный опыт всё-таки был получен обеими сторонами (возможно рассмотрим эту тему позднее).

«Гросстрактор» на испытаниях (фото из открытых источников).
«Гросстрактор» на испытаниях (фото из открытых источников).

В середине 1930-х годов Фердинанд Порше начинает создавать автомобиль для простого народа, который позже воплотился в знаменитом автомобиле «Вольксваген Кёфер» («Жук»). Однако строительство собственного завода Порше затянулось, а серийный выпуск автомобиля был отложен из-за начала новой войны.

Презентация «Народного автомобиля» фюреру. Слева – сам Фердинанд Порше (фото взято с Яндекс картинок).
Презентация «Народного автомобиля» фюреру. Слева – сам Фердинанд Порше (фото взято с Яндекс картинок).

Вторая роковая

С 1939 года на заводе Фердинанда Порше стали ремонтировать самолёты, а позже изготавливать амфибии и армейские вездеходы Typ 82 «Кюбельваген». Также Порше был спроектирован армейский грузовик и гусеничный тягач, совместно с фирмой «Штайр».

Армейский автомобиль «Кюбельваген», созданный на базе «Жука» (фото с Яндекс Картинок).
Армейский автомобиль «Кюбельваген», созданный на базе «Жука» (фото с Яндекс Картинок).
Автомобиль-амфибия Typ 166 «Швиммваген», созданная на базе «Кюбельвагена» (фото с Яндекс Картинок).
Автомобиль-амфибия Typ 166 «Швиммваген», созданная на базе «Кюбельвагена» (фото с Яндекс Картинок).

В начале 1940-х годов Порше был вынужден вновь вернуться к разработке танков, поскольку на Восточном фронте у немцев состоялось неприятное знакомство с советскими тяжёлыми танками КВ. Возникла необходимость создания собственных тяжёлых танков. Здесь начинается самый противоречивый и обсуждаемый период деятельности конструктора.

Порше вступил конкурентную борьбу с конструкторами фирмы «Хеншель». Ему помогали ведущие промышленные гиганты «Крупп», «Фойт», «Сименс», «Штайр», «Зиммеринг», а также предприятия оккупированных стран. 20 апреля 1942 года (в день рождения Гитлера) конкуренты представили свои танки, один из которых стал известен как «Тигр Порше», а второй «Тигр Хеншель».

Презентация «Тигра Порше» (фото из открытых источников).
Презентация «Тигра Порше» (фото из открытых источников).

Принято считать, что танк Порше больше понравился фюреру, однако его электрическая трансмиссия была слишком сложной и требовала большого количества меди (которого Германия обеспечить не могла), поэтому выбор пал на «Тигр Хеншель», который был принят на вооружение под индексом Pz.Kpf. VI Ausf. E.

Тяжёлый танк Pz.Kpf. VI Ausf. E, в советских документах – Т-6 (картинка по запросу "Танк Тигр").
Тяжёлый танк Pz.Kpf. VI Ausf. E, в советских документах – Т-6 (картинка по запросу "Танк Тигр").

У «Тигра Порше» и вправду было много недостатков, что было связано со спешкой при его создании – Гитлер хотел как можно скорее наладить выпуск тяжёлых танков в стране. В связи с этим обе машины миновали множество заводских испытаний, а Порше получил заказ на изготовление сразу 100 «Тигров».

Но так как в серию пошёл танк фирмы «Тигр Хеншель», требовалось найти применение уже изготовленным к тому моменту 10 танкам и 90 корпусам Порше. Как многие знают по курсу истории, из корпусов Порше были изготовлены самоходные установки «Фердинанд», дебютировавшие на Курской дуге в 1943 году. Часть готовых танков была переделана в ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМы), один танк – в командирскую машину, на остальных отрабатывались различные узлы и агрегаты. «Крупповские» башни, предназначавшиеся для танков Порше, были установлены на танки «Хеншель».

САУ «Фердинанд» раннего выпуска, позже его оснастят командирской башенкой и пулемётом (фото из открытых источников).
САУ «Фердинанд» раннего выпуска, позже его оснастят командирской башенкой и пулемётом (фото из открытых источников).

Теперь давайте разберём поподробнее, в одном ли только двигателе была причина отказа от «Тигра Порше».

Начнём с того, что детище Фердинанда с самого начала обзавёлся рядом «болезней». Танк был дальнейшим развитием VK.30.01 (P-Porshe, число 30 – обозначение массы танка). Порше увеличил его бронирование, установил в башню новую 88-мм пушку, отсюда сразу логично – увеличилась масса танка, что привело к ухудшению ходовых качеств и нагрузке на подвеску. Порше разработал новую ходовую часть, установил на прототип более мощный двигатель, изменил компоновку машины. Проектный вес в 45 тонн увеличился до 57 (серийный танк «Хеншеля» весил 56 тонн). Тем не менее индекс VK.45.01 (P) не изменился.

Средний танк VK.30.01 (P) на испытаниях, справа в башне – Фердинанд Порше (фото с Яндекс Картинок).
Средний танк VK.30.01 (P) на испытаниях, справа в башне – Фердинанд Порше (фото с Яндекс Картинок).

«Проблемная» электро-трансмиссия на самом деле была практически готова к запуску в производство, нежели гидромеханическая на «Хеншеле», правда все её составляющие занимали много места и утяжеляли танк. Были проблемы и с системой охлаждения двигателей, но её можно было доработать. Проходимость и запас хода «Тигра Порше» оставляли желать лучшего, но у конкурента были схожие показатели.

Два электромотора внутри танка Порше (фото из открытых источников).
Два электромотора внутри танка Порше (фото из открытых источников).

Из более мелких недостатков можно назвать расположение башни в передней части корпуса, что при наличии длинного орудия могло привести к раскачке машины во время стрельбы, а при преодолении препятствий – к зарыванию пушки в землю. В этом плане расположение башни у «Хеншеля» в центре танка выглядело более удачно (большинство современных танков мира используют такую же компоновку).

Помимо всего прочего «палки в колёса» Порше вставляли его противники и представители 6-го отдела Департамента вооружений – Генрих Книпкамп, Альберт Шпеер и др. Вероятно роковое решение об отказе производства «Тигра Порше» было принято под давлением Книпкампа.

Генрих Книпкамп (фото из открытых источников).
Генрих Книпкамп (фото из открытых источников).

Из плюсов детища Порше стоит назвать более простую и ремонто-пригодную ходовую часть, в отличие от колёс оппонента, расположенным в шахматном порядке. Сам танк был разработан в более сжатые сроки, чем многолетняя эпопея «Хеншеля». Однако спешка и стала одним из факторов, сказавшихся на отказе от производства Pz.Kpf. VI Tiger (P).

Сравнение внешнего вида «Тигр Порше» (сверху) и «Тигр Хеншель» (снизу)
Сравнение внешнего вида «Тигр Порше» (сверху) и «Тигр Хеншель» (снизу)
Изображения найдены по запросу "Тигр Порше" и "Танк Тигр" в открытых источниках
Изображения найдены по запросу "Тигр Порше" и "Танк Тигр" в открытых источниках

Ситуация к середине 1942 года складывалась такая, что в бесконечных спорах о преимуществах и недостатках конкурентов, доработок и переделок, план выпуска тяжёлых танков для Германии был сорван. По сути, в тот момент было без разницы, какой танк запускать в производство, оба из-за спешки имели множество недоработок, но в целом, оба были грозным оружием в борьбе с любыми танками СССР и союзников. Так или иначе предстояло определиться с претендентом на серийный танк, т.к. два тяжёлых танка со схожими характеристиками стране выпускать будет слишком затратно. Результат выбора военного руководства в августе «сорок второго» всем известен.

Второй раунд

О второй жизни корпусов и танков Фердинанда Порше уже было сказано выше. После поражения, Фердинанд не потерял энтузиазма и принялся за создание нового тяжёлого танка. Здесь история практически повторилась один в один.

Новый тяжёлый танк под индексом VK.45.02 (P), более известный, как Tiger II имел наклонную лобовую проекцию, более бронебойное 88-мм орудие и мощный двигатель. Конструктором предлагалось два варианта расположения башни в корпусе на выбор заказчика (переднее и заднее).

Танк Порше VK.45.02 с двумя вариантами расположения башни (фото из открытых источников).
Танк Порше VK.45.02 с двумя вариантами расположения башни (фото из открытых источников).

Конкурентом машины вновь стал концерн «Хеншеля», создавший танк с индексом VK.45.02 (H). В ходе сравнительных испытаний проект Порше из-за всё той же электро-трансмиссии был забракован. К тому же двигатель часто выходил из строя из-за большой массы танка (около 65 тонн). Тут сразу хочется добавить, что масса серийного Tiger II имела массу 68 тонн и те же проблемы с двигателем.

К моменту очередной неудачи с танками Порше фирма «Крупп» уже успела изготовить для них 50 башен обтекаемой формы. Их установили на первые «Тигры Хеншель».

Подбитый Tiger II, он же «Королевский тигр» с ранней башней (фото с Яндекс Картинок).
Подбитый Tiger II, он же «Королевский тигр» с ранней башней (фото с Яндекс Картинок).

Однако башня имела так называемый «заман» – скос нижней части башни, при попадании в который, вражеский снаряд рикошетил в корпус танка. К тому же толщину лобовой проекции нельзя было назвать выдающейся – всего 107 мм (для сравнения – у советских тяжёлых танков ИС-2 она составляла 100-мм). Поэтому с середины 1944 года на «Тигры» начали ставить новую башню с упрощёнными формами и лобовой плитой в 185-мм!

«Королевский тигр» с новой башней (фото с Яндекс Картинок).
«Королевский тигр» с новой башней (фото с Яндекс Картинок).

На поводу у человеческих амбиций

Параллельно с разработкой второго «Тигра», из-за гигантомании Гитлера, Фердинанд Порше и «Крупп» начали вести работу по созданию сверхтяжёлого танка (данный феномен в разное время был свойственен и другим странам). Уже в июне 1942 года были готовы первые эскизы танка VK.100.01, который год спустя переродился в знаменитый танк «Маус» («Мышь»).

Трофейный «Маус» в бронетанковом музее в Кубинке (фото я Яндекс Картинок).
Трофейный «Маус» в бронетанковом музее в Кубинке (фото я Яндекс Картинок).

Историю «Мауса» знают многие – 188-тонная громадина не воевала и даже не была доработана до конца. Начавшиеся с весны 1943 года бомбардировки заводов «Крупп» сильно затормозили развитие проекта. В огне была потеряна значительная часть документации и материальной базы. В конечном итоге в 1945 году два изготовленных прототипа «Мауса» попали в руки Красной армии.

Не смотря на печальный исход проекта, свою работу коллектив Порше выполнил в соответствии со всеми требованиями заказчика. Также были проведены ходовые испытания, в ходе которых отмечалась простота управления танком. Правда сам заказчик вскоре отменил все работы по танку. Почти 400 тонн металла остались стоять в цехах завода и ждать своей участи.

Взорванный немцами танк «Маус» (фото с Яндекс Картинок).
Взорванный немцами танк «Маус» (фото с Яндекс Картинок).

Тяжёлая судьба лёгких танков

Неудачный исход вышел и с другими, более нужными войскам проектами лёгких и средних танков Порше. Начиная с лета 1943 года Фердинанд Порше разработал два универсальных многоцелевых танка Typ 245 и Typ 250. Задача вооружения возлагалась на фирму «Рейнметалл». По задумке создателя, планировалось не выходя за рамки лёгких танков сделать машину, максимально защищённую от авиации и ручных гранатомётов «Базука». В итоге и получился танк Typ 245 с рядом интересных конструкторских решений: поперечным расположением двигателя, сокращением экипажа до трёх человек, автоматической пушкой с автоматом заряжания и др. Танк должен был заменить устаревшую линейку лёгких и средних танков Pz.

Макет танка Typ 245 (фото из открытых источников).
Макет танка Typ 245 (фото из открытых источников).

Typ 250 был лишён башни и больше походил на САУ. Калибр пушки был, как и у Typ 245 и составлял 55-мм. Данной машиной планировалось заменить самоходки StuG.

Схема устройства Typ 250 (фото из открытых источников).
Схема устройства Typ 250 (фото из открытых источников).

К сожалению ряд факторов привёл к свёртыванию этих интересных проектов. Во-первых Порше лишился своего поста главы Танковой комиссии и постепенно стал утрачивать своё влияние на отечественное танкостроение. Во-вторых к 1943 году Порше практически не имел поддержки со стороны видных военных деятелей. И наконец, это было связано с поддержкой проекта танка E-25, который курировал давний противник Фердинанда – Генрих Книпкамп. К слову, E-25 так и не поступил в войска, оставив армию вообще без каких-либо новых лёгких танков.

Истребитель танков Е-25 (изображение из открытых источников).
Истребитель танков Е-25 (изображение из открытых источников).
Основной ошибкой Порше, по мнению многих, было то, что он часто брался за любые заказы, зачастую, не имевшие никакого смысла. Конструктор также не задумывался о том, сколько людских и материальных ресурсов будет задействовано при воплощении требований заказчиков. Действительно же интересные и важные наработки ему не давали развивать конкуренты, с каждым годом всё сильнее и сильнее.

Фердинанд Порше встретил окончание войны, оставшись на конструкторском поприще практически ни с чем.

Негромкий финал

После войны Порше был обвинён в пособничестве нацисткому режиму и провёл два года в заключении. После этого он находился в изоляции на территории, подчинённой Франции. Все счета компании были заморожены, а деньги изъяты. Здоровье конструктора сильно ухудшилось, энтузиазм практически исчез. Тем не менее, в последние годы жизни было несколько приятных моментов, связанных с его профессиональной деятельностью.

Для начала, возобновились работы по «Вольксвагену Кёфер», в 1946 году состоялся запуск автомобиля в серию, в с 1949 года приобрести «Жука» мог любой гражданин Германии.

Серийный выпуск «Жука» с несколькими модификациями продолжался до 2003 года (фото с Яндекс Картинок).
Серийный выпуск «Жука» с несколькими модификациями продолжался до 2003 года (фото с Яндекс Картинок).

Также возобновилось создание и выпуск спортивных автомобилей. Последним автомобилем, выпущенным при жизни талантливого конструктора, стал автомобиль Porshe 356.

Фердинанд Порше рядом со своим творением Porshe 356 (фото с Яндекс Картинок).
Фердинанд Порше рядом со своим творением Porshe 356 (фото с Яндекс Картинок).

В 1951 году Фердинанд Порше скончался, наследие завода перешло к его сыну, названному в честь отца.

Выводы

Таким образом, можно увидеть, что жизнь немецкого конструктора была наполнена как яркими моментами, так и серьёзными испытаниями. Не смотря на все тяготы и давление со стороны конкурентов, Фердинанд Порше не терял надежды и продолжал творить.

Нельзя сказать, что его наработки в области военной техники были пустой тратой времени, некоторые вещи были позаимствованы и использованы в других проектах (конструкторские решения, узлы, агрегаты). Армия получила легковые и грузовые автомобили высокой проходимости, а также мощные толстобронные самоходки и танки. Что касается злосчастной электромеханической трансмиссии, то тут всё не так однозначно. Многие источники опровергают распространённое мнение о её ненадёжности, к тому же на тех же САУ «Фердинанд» устанавливалась именно электро-трансмиссия. Про экономию меди говорить также не приходится, поскольку была изготовлена как минимум сотня боевых единиц с электро-трансмиссией (намёк на шасси от «Тигра Порше»).

Знатоков по вопросу плюсов и минусов гидро- и электро-трансмиссии прошу оставить свой комментарий.

Порше стал заложником обстоятельств, нечестной конкуренции в лице 6-го отдела Департамента вооружений, а также амбициозных проектов главы государства.

Так или иначе, больше повезло Фердинанду с машинами, служащими мирным целям. Любовь к автомобилям и многочисленные наработки конструктора позволили продолжить дело Порше в лице крупного автопроизводителя, известного сегодня во всём мире.

Многие проекты не были освещены в статье из-за и без того растянувшегося объёма. Надеюсь, вы не уснули)

Источники

1. Фердинанд Порше. Невероятная жизнь величайшего инженера всех времен – ссылка.

2. Биография Фердинанда Порше – ссылка.

3. Статьи Дмитрия Зайцева:

4. Юрий Пашолок. «Тигр» Порше: жертва грязной конкуренции – ссылка.

5. Алексей Стаценко. Танковые игры Третьего Рейха – ссылка.

6. Запросы по танкам «Тигр», «Тигр 2», «Маус», «Фердинанд» на Wargaming и Fandom Wiki.