Немецкая фирма «Porshe» сегодня известна миру своими роскошными и стремительными спорткарами. Её основатель – Фердинанд Порше ещё в начале XX века начал свой путь по созданию гражданских автомобилей, однако во время двух Мировых войн он также занимался разработкой техники и для нужд армии.
Вся жизнь Фердинанда Порше в роли конструктора была сопряжена с множеством трудностей, лишь единичные его творения появились на свет, большинство же идей осталось только на чертёжной бумаге. Сегодня мы рассмотрим основные моменты из жизни известного конструктора, познакомимся с некоторыми его проектами, а также попытаемся разобраться, почему большинство из них так и не было воплощено в жизнь.
Статья не оскорбляет личность самого Порше, а лишь затрагивает спорные моменты его биографии!
В начале пути
С юности Фердинанд Порше начал увлекаться электромеханикой. Так и не став потомственным жестянщиком, он поступил в техническое училище на инженерное дело. Параллельно с этим, он устроился на работу в компанию Лонера, где создал своё первое творение – электрокар с гибридным двигателем. Лонеру автомобиль понравился, и он назначил Фердинанда на должность главного конструктора.
С этого момента карьера молодого инженера пошла вверх, он становится известным не только в родной стране, но и за рубежом. С 1906 года Порше стал работать в фирме «Даймлер», где начал разрабатывать гоночные автомобили. Позже его болиды завоюют немало призовых мест на различных соревнованиях и станут известны под именем «Мерседес».
Немного забегая назад, хочется сказать, что слава создателя гражданских автомобилей дошла до армии. Первая мировая война заставила Порше перейти на выпуск машин военных, а также на изготовление двигателей для самолётов и дирижаблей. За заслуги перед страной конструктор был удостоен «Железного креста».
След войны
После окончания войны, Порше вернулся к выпуску спортивных автомобилей, но впоследствии его неоднократно стали привлекать к разработкам военной техники. Так, в 1925 году Порше впервые был привлечён к созданию танка, наряду с другими крупнейшими представителями машиностроения – фирмами «Крупп» и «Рейнметал».
Плодом творения немецких конструкторских умов стал средний танк «Гросстрактор». Из-за ограничений Версальского мирного договора 1918 года, Германия не могла разрабатывать и испытывать танки на своей территории, поэтому конструкторы отправились с двумя «Гросстракторами» в СССР в рамках «обмена опытом». Испытаний средний танк не выдержал, правда полезный опыт всё-таки был получен обеими сторонами (возможно рассмотрим эту тему позднее).
В середине 1930-х годов Фердинанд Порше начинает создавать автомобиль для простого народа, который позже воплотился в знаменитом автомобиле «Вольксваген Кёфер» («Жук»). Однако строительство собственного завода Порше затянулось, а серийный выпуск автомобиля был отложен из-за начала новой войны.
Вторая роковая
С 1939 года на заводе Фердинанда Порше стали ремонтировать самолёты, а позже изготавливать амфибии и армейские вездеходы Typ 82 «Кюбельваген». Также Порше был спроектирован армейский грузовик и гусеничный тягач, совместно с фирмой «Штайр».
В начале 1940-х годов Порше был вынужден вновь вернуться к разработке танков, поскольку на Восточном фронте у немцев состоялось неприятное знакомство с советскими тяжёлыми танками КВ. Возникла необходимость создания собственных тяжёлых танков. Здесь начинается самый противоречивый и обсуждаемый период деятельности конструктора.
Порше вступил конкурентную борьбу с конструкторами фирмы «Хеншель». Ему помогали ведущие промышленные гиганты «Крупп», «Фойт», «Сименс», «Штайр», «Зиммеринг», а также предприятия оккупированных стран. 20 апреля 1942 года (в день рождения Гитлера) конкуренты представили свои танки, один из которых стал известен как «Тигр Порше», а второй «Тигр Хеншель».
Принято считать, что танк Порше больше понравился фюреру, однако его электрическая трансмиссия была слишком сложной и требовала большого количества меди (которого Германия обеспечить не могла), поэтому выбор пал на «Тигр Хеншель», который был принят на вооружение под индексом Pz.Kpf. VI Ausf. E.
У «Тигра Порше» и вправду было много недостатков, что было связано со спешкой при его создании – Гитлер хотел как можно скорее наладить выпуск тяжёлых танков в стране. В связи с этим обе машины миновали множество заводских испытаний, а Порше получил заказ на изготовление сразу 100 «Тигров».
Но так как в серию пошёл танк фирмы «Тигр Хеншель», требовалось найти применение уже изготовленным к тому моменту 10 танкам и 90 корпусам Порше. Как многие знают по курсу истории, из корпусов Порше были изготовлены самоходные установки «Фердинанд», дебютировавшие на Курской дуге в 1943 году. Часть готовых танков была переделана в ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМы), один танк – в командирскую машину, на остальных отрабатывались различные узлы и агрегаты. «Крупповские» башни, предназначавшиеся для танков Порше, были установлены на танки «Хеншель».
Теперь давайте разберём поподробнее, в одном ли только двигателе была причина отказа от «Тигра Порше».
Начнём с того, что детище Фердинанда с самого начала обзавёлся рядом «болезней». Танк был дальнейшим развитием VK.30.01 (P-Porshe, число 30 – обозначение массы танка). Порше увеличил его бронирование, установил в башню новую 88-мм пушку, отсюда сразу логично – увеличилась масса танка, что привело к ухудшению ходовых качеств и нагрузке на подвеску. Порше разработал новую ходовую часть, установил на прототип более мощный двигатель, изменил компоновку машины. Проектный вес в 45 тонн увеличился до 57 (серийный танк «Хеншеля» весил 56 тонн). Тем не менее индекс VK.45.01 (P) не изменился.
«Проблемная» электро-трансмиссия на самом деле была практически готова к запуску в производство, нежели гидромеханическая на «Хеншеле», правда все её составляющие занимали много места и утяжеляли танк. Были проблемы и с системой охлаждения двигателей, но её можно было доработать. Проходимость и запас хода «Тигра Порше» оставляли желать лучшего, но у конкурента были схожие показатели.
Из более мелких недостатков можно назвать расположение башни в передней части корпуса, что при наличии длинного орудия могло привести к раскачке машины во время стрельбы, а при преодолении препятствий – к зарыванию пушки в землю. В этом плане расположение башни у «Хеншеля» в центре танка выглядело более удачно (большинство современных танков мира используют такую же компоновку).
Помимо всего прочего «палки в колёса» Порше вставляли его противники и представители 6-го отдела Департамента вооружений – Генрих Книпкамп, Альберт Шпеер и др. Вероятно роковое решение об отказе производства «Тигра Порше» было принято под давлением Книпкампа.
Из плюсов детища Порше стоит назвать более простую и ремонто-пригодную ходовую часть, в отличие от колёс оппонента, расположенным в шахматном порядке. Сам танк был разработан в более сжатые сроки, чем многолетняя эпопея «Хеншеля». Однако спешка и стала одним из факторов, сказавшихся на отказе от производства Pz.Kpf. VI Tiger (P).
Ситуация к середине 1942 года складывалась такая, что в бесконечных спорах о преимуществах и недостатках конкурентов, доработок и переделок, план выпуска тяжёлых танков для Германии был сорван. По сути, в тот момент было без разницы, какой танк запускать в производство, оба из-за спешки имели множество недоработок, но в целом, оба были грозным оружием в борьбе с любыми танками СССР и союзников. Так или иначе предстояло определиться с претендентом на серийный танк, т.к. два тяжёлых танка со схожими характеристиками стране выпускать будет слишком затратно. Результат выбора военного руководства в августе «сорок второго» всем известен.
Второй раунд
О второй жизни корпусов и танков Фердинанда Порше уже было сказано выше. После поражения, Фердинанд не потерял энтузиазма и принялся за создание нового тяжёлого танка. Здесь история практически повторилась один в один.
Новый тяжёлый танк под индексом VK.45.02 (P), более известный, как Tiger II имел наклонную лобовую проекцию, более бронебойное 88-мм орудие и мощный двигатель. Конструктором предлагалось два варианта расположения башни в корпусе на выбор заказчика (переднее и заднее).
Конкурентом машины вновь стал концерн «Хеншеля», создавший танк с индексом VK.45.02 (H). В ходе сравнительных испытаний проект Порше из-за всё той же электро-трансмиссии был забракован. К тому же двигатель часто выходил из строя из-за большой массы танка (около 65 тонн). Тут сразу хочется добавить, что масса серийного Tiger II имела массу 68 тонн и те же проблемы с двигателем.
К моменту очередной неудачи с танками Порше фирма «Крупп» уже успела изготовить для них 50 башен обтекаемой формы. Их установили на первые «Тигры Хеншель».
Однако башня имела так называемый «заман» – скос нижней части башни, при попадании в который, вражеский снаряд рикошетил в корпус танка. К тому же толщину лобовой проекции нельзя было назвать выдающейся – всего 107 мм (для сравнения – у советских тяжёлых танков ИС-2 она составляла 100-мм). Поэтому с середины 1944 года на «Тигры» начали ставить новую башню с упрощёнными формами и лобовой плитой в 185-мм!
На поводу у человеческих амбиций
Параллельно с разработкой второго «Тигра», из-за гигантомании Гитлера, Фердинанд Порше и «Крупп» начали вести работу по созданию сверхтяжёлого танка (данный феномен в разное время был свойственен и другим странам). Уже в июне 1942 года были готовы первые эскизы танка VK.100.01, который год спустя переродился в знаменитый танк «Маус» («Мышь»).
Историю «Мауса» знают многие – 188-тонная громадина не воевала и даже не была доработана до конца. Начавшиеся с весны 1943 года бомбардировки заводов «Крупп» сильно затормозили развитие проекта. В огне была потеряна значительная часть документации и материальной базы. В конечном итоге в 1945 году два изготовленных прототипа «Мауса» попали в руки Красной армии.
Не смотря на печальный исход проекта, свою работу коллектив Порше выполнил в соответствии со всеми требованиями заказчика. Также были проведены ходовые испытания, в ходе которых отмечалась простота управления танком. Правда сам заказчик вскоре отменил все работы по танку. Почти 400 тонн металла остались стоять в цехах завода и ждать своей участи.
Тяжёлая судьба лёгких танков
Неудачный исход вышел и с другими, более нужными войскам проектами лёгких и средних танков Порше. Начиная с лета 1943 года Фердинанд Порше разработал два универсальных многоцелевых танка Typ 245 и Typ 250. Задача вооружения возлагалась на фирму «Рейнметалл». По задумке создателя, планировалось не выходя за рамки лёгких танков сделать машину, максимально защищённую от авиации и ручных гранатомётов «Базука». В итоге и получился танк Typ 245 с рядом интересных конструкторских решений: поперечным расположением двигателя, сокращением экипажа до трёх человек, автоматической пушкой с автоматом заряжания и др. Танк должен был заменить устаревшую линейку лёгких и средних танков Pz.
Typ 250 был лишён башни и больше походил на САУ. Калибр пушки был, как и у Typ 245 и составлял 55-мм. Данной машиной планировалось заменить самоходки StuG.
К сожалению ряд факторов привёл к свёртыванию этих интересных проектов. Во-первых Порше лишился своего поста главы Танковой комиссии и постепенно стал утрачивать своё влияние на отечественное танкостроение. Во-вторых к 1943 году Порше практически не имел поддержки со стороны видных военных деятелей. И наконец, это было связано с поддержкой проекта танка E-25, который курировал давний противник Фердинанда – Генрих Книпкамп. К слову, E-25 так и не поступил в войска, оставив армию вообще без каких-либо новых лёгких танков.
Основной ошибкой Порше, по мнению многих, было то, что он часто брался за любые заказы, зачастую, не имевшие никакого смысла. Конструктор также не задумывался о том, сколько людских и материальных ресурсов будет задействовано при воплощении требований заказчиков. Действительно же интересные и важные наработки ему не давали развивать конкуренты, с каждым годом всё сильнее и сильнее.
Фердинанд Порше встретил окончание войны, оставшись на конструкторском поприще практически ни с чем.
Негромкий финал
После войны Порше был обвинён в пособничестве нацисткому режиму и провёл два года в заключении. После этого он находился в изоляции на территории, подчинённой Франции. Все счета компании были заморожены, а деньги изъяты. Здоровье конструктора сильно ухудшилось, энтузиазм практически исчез. Тем не менее, в последние годы жизни было несколько приятных моментов, связанных с его профессиональной деятельностью.
Для начала, возобновились работы по «Вольксвагену Кёфер», в 1946 году состоялся запуск автомобиля в серию, в с 1949 года приобрести «Жука» мог любой гражданин Германии.
Также возобновилось создание и выпуск спортивных автомобилей. Последним автомобилем, выпущенным при жизни талантливого конструктора, стал автомобиль Porshe 356.
В 1951 году Фердинанд Порше скончался, наследие завода перешло к его сыну, названному в честь отца.
Выводы
Таким образом, можно увидеть, что жизнь немецкого конструктора была наполнена как яркими моментами, так и серьёзными испытаниями. Не смотря на все тяготы и давление со стороны конкурентов, Фердинанд Порше не терял надежды и продолжал творить.
Нельзя сказать, что его наработки в области военной техники были пустой тратой времени, некоторые вещи были позаимствованы и использованы в других проектах (конструкторские решения, узлы, агрегаты). Армия получила легковые и грузовые автомобили высокой проходимости, а также мощные толстобронные самоходки и танки. Что касается злосчастной электромеханической трансмиссии, то тут всё не так однозначно. Многие источники опровергают распространённое мнение о её ненадёжности, к тому же на тех же САУ «Фердинанд» устанавливалась именно электро-трансмиссия. Про экономию меди говорить также не приходится, поскольку была изготовлена как минимум сотня боевых единиц с электро-трансмиссией (намёк на шасси от «Тигра Порше»).
Знатоков по вопросу плюсов и минусов гидро- и электро-трансмиссии прошу оставить свой комментарий.
Порше стал заложником обстоятельств, нечестной конкуренции в лице 6-го отдела Департамента вооружений, а также амбициозных проектов главы государства.
Так или иначе, больше повезло Фердинанду с машинами, служащими мирным целям. Любовь к автомобилям и многочисленные наработки конструктора позволили продолжить дело Порше в лице крупного автопроизводителя, известного сегодня во всём мире.
Многие проекты не были освещены в статье из-за и без того растянувшегося объёма. Надеюсь, вы не уснули)
Источники
1. Фердинанд Порше. Невероятная жизнь величайшего инженера всех времен – ссылка.
2. Биография Фердинанда Порше – ссылка.
3. Статьи Дмитрия Зайцева:
4. Юрий Пашолок. «Тигр» Порше: жертва грязной конкуренции – ссылка.
5. Алексей Стаценко. Танковые игры Третьего Рейха – ссылка.
6. Запросы по танкам «Тигр», «Тигр 2», «Маус», «Фердинанд» на Wargaming и Fandom Wiki.