Найти в Дзене
Ильинична в Дзене

Певец народных сказов

К 190-летию со дня рождения Николая Лескова

Писатель Николай Лесков родился в селе Горохово Орловского уезда и прожил там до восьмилетнего возраста. В 10 лет мальчик поступил в Орловскую гимназию, где был самым отстающим учеником. Окончить гимназию ему не удалось, но отец, чиновник казенной палаты, определил сына на службу писцом. В возрасте 18-ти лет Лесков переехал в Киев и получил место в Киевской казённой палате, где дослужился до губернского секретаря. Дальнейшая служба в торговой компании давала возможность ездить по России и хорошо изучать быт, нравы и языки народов разных областей страны.

Писать Лесков начал довольно поздно. В 1859 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована его статья «Очерки винокуренной промышленности». Первые художественные произведения Николая Лескова — повести «Житие одной бабы», «Овцебык» и роман «Некуда» были написаны в 1863 году, а в следующем, 1864 году , появилась повесть «Леди Макбет Мценского уезда», обличающая дикие нравы купеческой России. Уже в ранних повестях Лескова проявился его неповторимый, только ему присущий художественный стиль. И раннюю повесть «Воительница», и более поздние: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Очарованный странник» отличает легко узнаваемый особый язык — язык народных сказов, неповторимое узорочье русской речи.

Б. Кноблок. Эскиз костюма Продавца птиц к балету Б. Александрова «Левша». Свердловский театр оперы и балета, 1954
Б. Кноблок. Эскиз костюма Продавца птиц к балету Б. Александрова «Левша». Свердловский театр оперы и балета, 1954
Б. Мессерер. Эскиз декорации к балету Б. Александрова «Левша». Ленинград, ГАТОБ имени С.М. Кирова. 1976
Б. Мессерер. Эскиз декорации к балету Б. Александрова «Левша». Ленинград, ГАТОБ имени С.М. Кирова. 1976
Ю. Устинов. Эскиз декорации 3-й картины к опере Д. Шостаковича «Катерина Измайлова». Венчание. Свадьба в церкви. Свердловский театр оперы и балета. 1987
Ю. Устинов. Эскиз декорации 3-й картины к опере Д. Шостаковича «Катерина Измайлова». Венчание. Свадьба в церкви. Свердловский театр оперы и балета. 1987

Язык «лесковских» сказов словно просится на музыку. Не случайно по трём самым известным произведениям Николая Лескова — «Леди Макбет Мценского уезда» «Очарованный странник» и «Левша» было написано так много музыкальных сочинений: три оперы, балет и музыкальные комедии.

Д. Шостакович. Опера «Леди Макбет Мценского уезда». Клавир. С дарственной надписью автора Л. Николаеву
Д. Шостакович. Опера «Леди Макбет Мценского уезда». Клавир. С дарственной надписью автора Л. Николаеву

Трудная сценическая судьба выпала на долю оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в 4-х действиях, 9-ти картинах на либретто Шостаковича и Прейса. Молодой композитор работал над оперой в 1930–1932 годах и назвал её «трагической сатирой». Премьера «Леди Макбет» состоялась 22 января 1934 года в ленинградском Малом оперном театре. Музыка Шостаковича вызвала жестокую уничтожительную критику со стороны партийного руководства, и постановка была запрещена на долгие годы. В 1962 году в Москве опера была поставлена в новой авторской редакции под названием «Катерина Измайлова», а в 1978 году в Лондоне состоялась студийная постановка в оригинальном виде с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Мстислава Ростроповича.

Р. Щедрин. Левша. Опера в 2-х действиях. Программа. СПб., 2013
Р. Щедрин. Левша. Опера в 2-х действиях. Программа. СПб., 2013

Сюжет «Сказа о косом левше» нашёл своё воплощение на балетной и оперной сценах. Автором балета «Левша» в 3-х актах , 9-ти картинах был композитор Борис Александров. Премьера состоялась в Свердловском театре оперы и балета 29 декабря 1954 года. Спектакль оформил художник Борис Кноблок. Позже балет «Левша» шёл и на других сценах: в 1975 году в Московском государственном Детском музыкальном театре, в 1976 — на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде. В 1975 году композитор Анатолий Александров создал оперу «Левша».

«Повесть о косом Левше» послужила сюжетной основой и для музыкальных комедий , авторами которых были композиторы Константин Листов, Владимир Дмитриев и Анатолий Новиков.

Оперу «Левша» («Сказ о тульском косом Левше») на собственное либретто создал в 2013 году выдающийся композитор Родион Щедрин. Это не единственное обращение композитора к сюжетам произведений Николая Лескова. В 2002 году он написал оперу для концертной сцены в двух актах для трёх солистов, хора и оркестра «Очарованный странник» также на собственное либретто, а в 2008 году по мотивам оперы создал «Симфонический диптих» для большого симфонического оркестра.

Свою оперу Щедрин посвятил американскому дирижёру и блистательному скрипачу Лорину Маазелю, который назвал оперу «шедевром, обогатившим репертуар классической музыки».

Другое «лесковское» сочинение Родиона Щедрина — «Запечатленный ангел» — написано для хора и имеет жанровое обозначение «Русская литургия. Хоровая музыка по Николаю Лескову для смешанного хора и свирели (флейты)» .

Д. Шостакович. «Катерина Измайлова». Сцена из спектакля. ГАБТ, 1981
Д. Шостакович. «Катерина Измайлова». Сцена из спектакля. ГАБТ, 1981
Д. Шостакович. Опера «Катерина Измайлова». Варшава, 1976. М. Соколова. Эскиз костюма Катерины
Д. Шостакович. Опера «Катерина Измайлова». Варшава, 1976. М. Соколова. Эскиз костюма Катерины

В фондах Российского национального музея музыки хранятся сочинения и других авторов на темы повестей Лескова: в фонде гитариста, собирателя цыганского фольклора Николая Кручинина — цыганские песни («музыкальные иллюстрации») к повести «Очарованный странник», а в фонде Юрия Шапорина — «Блоха» с авторским подзаголовком «шутейная сюита для оркестра».

В музейном собрании живописи хранится портрет правнучки Николая Лескова Татьяны Юрьевны Лесковой работы художника Бориса Шаляпина.

Татьяна Лескова — балерина, училась балету в Париже, танцевала в театре Комеди Франсез, работала с известными хореографами, сейчас живёт в Рио-де-Жанейро. В прошлом году ей исполнилось 96 лет. В 1989 году Татьяна Лескова посетила музей своего прадеда в Орле и до сих пор поддерживает связь с музеем. Музею писателя в Орле Татьяна завещала всё своё имущество.