Найти тему
Свое Дело Плюс

Женщины держатся

Индекс женского предпринимательства демонстрирует снижение относительно уровня предыдущего года – с 69,4 п.п. в до 60,1 п.п. Тем не менее, 93% женщин-предпринимателей планируют дальнейшее развитие своего бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного банком «Открытие» и комитетом по развитию женского предпринимательства «Опоры России».

93% опрошенных женщин-предпринимательниц планируют развитие своего бизнеса.
93% опрошенных женщин-предпринимательниц планируют развитие своего бизнеса.

Пандемия и связанный с ней экономический спад заметно увеличили риски предпринимательской деятельности. 41% женщин-предпринимателей отметили негативное влияние пандемии на их бизнес. Некоторым экономически сложный период придал и необходимый для развития импульс: 10% отметили рост своих компаний, а 16% заявили о том, что стали диверсифицировать бизнес, продвигаясь в новых направлениях.

Надия Черкасова, заместитель президента-председателя правления банка «Открытие», председатель комитета по развитию женского предпринимательства "Опора России" отмечает, что в числе основных проблем, с которыми столкнулись женщины-предприниматели из-за пандемии – снижение оборотов и доходов компании (63% и 61% соответственно), а также падение спроса на реализуемые продукты или услуги (58%). Решая проблемы, предприниматели выбирали “режим жесткой экономии” и активно переводили бизнес в онлайн. "В свою очередь, банк “Открытие” предложил клиентам программу ‘’Поставь расходы на паузу’’, позволив сократить расходы, а по некоторым категориям обнулил тарифы РКО", - рассказала Надия Черкасова.

Несмотря на сложности, связанные с пандемией, большинство женщин-предпринимателей (93%) планируют и дальше развивать свое дело, а 39% считают, что полностью восстановить утраченные позиции смогут в достаточно короткие сроки (от 3 месяцев до 1 года). Оценивая ближайшие перспективы, 59% женщин-предпринимателей надеются на сохранение текущих объемов бизнеса, а 29% – на их увеличение.

Большинство опрошенных считают, что справиться с негативными последствиями пандемии помогли бы отсрочка по выплате налогов и других обязательных платежей, их снижение или отмена.

Мнение малого женского бизнеса

Зоя Винниченко , глава Ассоциации представительниц женского бизнеса "Деловая Петербурженка", где состоит более 600 предприятий, создано 12 тысяч рабочих мест, говорит, что с рынка никто не ушел, "все барахтаются". Очень помогли 2%-ые субсидированные кредиты.

Зоя Винниченко, которая ведет бизнес в области производства и торговли оборудованием , услышав про исследование банка "Открытие", настаивает, чтобы написали: хорошие лояльные банки это - "Открытие" и "Раффайзен". "Открыла счета в обоих и не жалею, - говорит Зоя Винниченко, - кстати, есть комиссия женского предпринимательства в составе Общественного совета по развитию малого бизнеса при губернаторе, и в этой комиссии создается сектор интеллектуальной собственности, будем помогать женскому бизнесу сохранять свои проекты".

"Женщины-предприниматели - более выносливые, - говорит Виктория Тишина , владелица торговой марки Viktoria Tishina и производства по выпуску женской одежды, - мужчины по своей натуре - завоеватели, а женщины - преобразователи, и в тех условиях, которые сейчас, завоёвывать тяжело, нужно больше преобразовывать, не воевать, а защищать и трансформировать свой бизнес. Это женщины умеют".

Виктория Тишина только что интегрировала в Петербурге проект о моде и театре - вместе с Молодёжным театром на Фонтанке и Центром развития и поддержки предпринимательства. Актрисы театра будут носить одежду петербургских дизайнеров и таким образом продвигать петербургскую моду.

Некоторые члены нашей Ассоциации, говорит Лялья Садыкова , общественный омбудсмен Ассоциации индустрии красоты, попробовали себя в новом виде бизнеса - открыли пекарню или интернет-магазин .

Женщин в гостиничном бизнесе - более стрессоустойчивые, - говорит Алена Енова, основатель одноименной "Школы отельеров", - и умеют подниматься каждый раз и хорошо управляют рисками - заранее предусматривают много вариантов. В гостиничном бизнесе много семейного бизнеса , поэтому тут ракурс шире, но, в целом, женщина будет до последнего тянуть, а мужчина если бизнес не идёт - не всегда будет вгрызаться, скорее, посмотрит другие источники заработка".

"Думаю, что есть разные мужчины и разные женщины, - рассуждает Ирина Валерианова , владелица сети бутиков женской одежды "Монплезир"- что касается крупного бизнеса, то собственники и управляющие там, в основном, мужчины, и они, в основном, выжили, судя по тому, что я наблюдаю. Женщины, на мой взгляд, более стрессоустойчивы, но многие женщины в критической ситуации запускают свой мозг работать в ускоренном режиме . Есть много планов, но для их реализации необходимо финансирование. Читаю, какая огромная поддержка оказана малому бизнесу, но в жизни банки не готовы нас кредитовать . Подскажите, к кому лучше обратиться за помощью?"