Многовековые отношения между Россией и Францией охватывают войны, революции и глубокую страсть к шампанскому.
Впервые игристое вино стало популярно в императорской России XVIII века при императрице Анне Ивановне (1730–1740 гг.). Во времена ее преемницы, Елизаветы Петровны (1741–1762 гг.), часто подавали 1 000 бутылок шампанского на одном мероприятии. Бутылки Chanoine Frères, одного из старейших домов шампанского, украшали столы таких знатных людей, как царица Екатерина II, более известная как Екатерина Великая.
Но только когда русские познакомились с шампанским Veuve Clicquot, они действительно полюбили это вино.
Шампанское и наполеоновские войны
Потребление игристого вина русскими за пределами знати резко возросло во время наполеоновских войн (1800–1815 гг.), когда российские войска заняли Шампань. В краткосрочной перспективе это было разрушительным для производителей шампанского, таких как Veuve Clicquot, которым в то время руководила сама мадам Клико. Но она смогла использовать эту потерю в свою пользу.
Мадам Клико, пионер дегоржирования, была первой женщиной, возглавившей дом шампанского. Вместо того, чтобы спрятать свои бутылки от вторгшейся армии, она не жалела для них шампанского. Говорят, что именно в это время она произнесла знаменитую фразу: «Сегодня они пьют, а завтра они заплатят».
В течение многих лет Клико хранила свой урожай 1811 года, который считался первым современным шампанским, потому что в нем не было осадка. После войны ее деньги почти закончились, и мадам Клико бросила вызов французской торговой блокаде и привезла свое шампанское в Россию.
В 1814 году она тайно погрузила остатки шампанского на корабль, направлявшийся в Россию. Если бы корабль был пойман, или затонул, или путешествие испортило бы бутылки, она была бы банкротом и, возможно, оказалась бы в тюрьме. Но она рискнула всем.
К счастью, ничего такого не произошло, и ее шампанское благополучно прибыло в Кенигсберг (современный Калининград).
Ее прежние усилия и жертвы окупились. Русские с большим энтузиазмом встретили прибытие ее шампанского. Они вспомнили о ее высококачественном напитке и выстроились в очередь, чтобы купить его. Мало того, что ее бизнес был спасен, к тому же это сделало ее шампанское лучшим в мире.
Царь Александр I даже заявил, что урожай 1811 года Клико, известный как «Год Кометы», - это лучшее, что он пил.
Шампанское, которое какое-то время называлось просто Клико, оставалось популярным в России вплоть до революции.
Россия делает собственное шампанское
Энтузиазм России по поводу шампанского был настолько силен, что страна начала производить собственное игристое вино.
Князь Лев Голицын (1845–1916) широко известен как основатель этой практики, которая возникла в результате его экспериментов в имении в Крыму. В 1900 году Голицын привез свое вино на Всемирную выставку в Париже. Его игристое вино, произведенное в имении Новый Свет, победило французские вина в слепой дегустации, за что Россия получила желанный Гран-при шампанского.
Популярность шампанского среди российских королевских особ в 19 веке продолжала расти.
Луи Родерер отправлял в Россию многие из своих бутылок высшего качества.
В 1876 году по просьбе царя Александра II он создал Cristal, который многие считают первым престижным кюве. Его название происходит от прозрачного кристалла, который изначально использовался для изготовления бутылок. Из-за своей паранойи Александр II настоял на том, чтобы бутылки были прозрачными, чтобы в них не попало ничего лишнего.
Русская революция и шампанское
Интерес к шампанскому резко оборвался после революции в России (1917–1923 гг.), Когда «упадочный» импорт из-за рубежа был запрещен советской властью.
По просьбе Иосифа Сталина в стране начали производить собственное игристое вино «Советское Шампанское».
Это игристое вино массового производства было сладко-сиропообразным и подходило для пролетариата. Хотя это было слишком дорого для повседневного потребления, оно стало важным элементом праздничных мероприятий, таких как канун Нового года.
Хотя Советское Шампанское все еще представлено на полках магазинов, мало кто его порекомендует. Вместо того, чтобы продолжать советский подход к созданию игристых вин в огромных чанах, современные российские производители возвращаются к традиционным методам, которые были невозможны или запрещены при Сталине.
Шампанское в современной России
Россия продолжает производить собственное игристое вино, и снова стала одним из ведущих мировых импортеров шампанского.
Производители шампанского понимают важность, которую Россия сыграла в сохранении популярности их вина. В 1996 году Maison Chanoine Frères почтил женщин из русской знати, которые помогли укрепить популярность шампанского во всей Европе в эпоху Просвещения (1685–1815), выпустив новый релиз Tsarine - Царица. Все в «Царице», от изогнутой бутылки, смоделированной по образцу купола Василия Блаженного, до названия, напоминает о периоде российской истории.
Несмотря на многочисленные взлеты и падения с 1700-х годов, отношения России с Шампани остаются прочными. Ежегодно здесь закупается около 215 миллионов бутылок шампанского. Около 53 миллионов таких бутылок потребляются во время или в преддверии новогодних праздников.
Если судить по истории, Россия и Шампань будут поддерживать тесные отношения и в будущем.