Португалию сложно представить без разноцветных плиток, выполненных из керамики. Фасады домов, внутренние стены храмов и королевских дворцов украшают бело-голубые изразцы.
Азулежу – это особый вид искусства, который является самовыражением культуры Португалии.
Плитку Азулежу завезли в Португалию из Андалузии в конце XV века. «Арабский зал» в национальном королевском дворце Синтры был украшен этими оригинальными изразцами. Лишь аристократия использовала плитку Азулежу на протяжении ста лет.
Азулежу – показатель социального положения
Азулежу имеет арабские корни. Плитку использовали на Иберийском полуострове мавры с VIII века. В переводе с арабского « Azulejo » означает блестящий, отполированный камень. Изначально изразцы были толще и больше. Особый блеск поверхности плитки достигался путем обжига глазури. Геометрические узоры – это тонкие валики-жгутики глины, которые покрывались глазурью, либо проделывались канавки, в которые заливалось льняное масло с марганцем. Так образом создавали плитку до XVII века.
Появление сине-белого узора
Голландские мастера в XVII веке создавали плитку в технике майолики (в сине-белых узорах). Эти изразцы были завезены в Португалию в те времена. Сине-белой плиткой Азулежу украсили церкви, монастыри и соборы. Мода на нее быстро распространилась по стране. Мастера создавали панно на основе исторических событий Реконкисты и Португалии.
В 1755 году открылись 2 фабрики по производству плитки. Теперь позволить ее себе смогли многие. Плиткой облицовывали стены не только с целью придания оригинальности фасаду какого-либо здания, но и для защиты стен от воздействия сильных ветров и дождей.
Во многих странах используют плитку, но только в Португалии азулежу передает через панно историю своей страны из поколения в поколение.
Одним из 12 сокровищ Европы считается искусство создания плитки. В национальном музее плитки в Лиссабоне можно увидеть удивительную музейную экспозицию – панно «Большая панорама Лиссабона» длиной 23 метра. На нем изображен вид на город с реки Тежу до землетрясения 1755 года.