Найти тему
Христофор+

Тайна "Тибетского Евангелия": был ли Иисус в Индии?

В Новом Завете отрочество и юность Иисуса Христа передаются фигурой умолчания. Евангелисты, точно сговорившись, обходят эту тему стороной, порождая многочисленные домыслы различных горе-исследователей, жаждущих прославиться на заполнении мифической Библейской лакуны. Среди людей, превратно толкующих Священное Писание, - преподобный К. Р. Поттер ("Раскрыта тайна "утерянных лет" Иисуса"), А. Фабер-Кайзер ("Иисус умер в Кашмире"), Х. Керстен ("Иисус жил в Индии") и другие.

Уже по названиям некоторых книг ("Иисус умер в Кашмире", "Иисус жил в Индии") можно понять, что современные "экзегеты" отрицают каноничную версию детства и юности Иисуса, согласно которой Он после путешествия в Иерусалимский храм (где наставлял в Законе раввинов и книжников) жил в Назарете (до самого крещения в реке Иордан) и находился в повиновении у родителей (Лук.2:51). Любители "жареного" после путешествия Иисуса в Иерусалим отправляют Его... В Индию...

Иисус на берегу моря. Картинка из открытых источников. Помещена для наглядности.
Иисус на берегу моря. Картинка из открытых источников. Помещена для наглядности.

Версия "индийского" отрочества и юности Иисуса опирается на сенсационную историю, рассказанную в 1887 г. русским путешественником Н. Нотовичем (а также на изданную им впоследствии книгу "Неизвестная жизнь Иисуса", от которой и пошла "индийская" версия отрочества Христа). Согласно рассказу Н. Нотовича, в буддистском монастыре Хемис близ Леха, столицы Ладакха, ему в руки (благодаря любезности настоятеля, а также подаркам: будильнику, часам и термометру) попал в руки древний манускрипт, повествующий о некоем Иссе и его деяниях в Центральной Азии. Согласно манускрипту, 13-летний Исса (по мысли Нотовича, Исса - это будто бы и был Иисус), не желая становиться ничьим зятем, отправляется в путешествие. Сначала (вместе с торговцами) он доходит до Инда. А затем идет в штат Орисса. В городах Джаганнатха Пури, Бенарес Исса якобы проповедует низшим социальным слоям (шудра) идею равенства всех перед Богом. Брахманы изгоняют Иссу (ибо это не для них), и Исса идет в Непал, а затем - в Персию (где проповедует единого Бога). После чего возвращается (будто бы) в Иерусалим и распинается на кресте по приказу Понтия Пилата.

Следует ли верить истории, рассказанной Н. Нотовичем? И что делал Иисус в отрочестве и юности на самом деле? Давайте разбираться...

1. Следует ли верить истории, рассказанной Н. Нотовичем? Вряд ли стоит сомневаться в существования текста, который в настоящее время называют "Тибетским Евангелием" или "Жизнью святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих". В Интернете можно найти русский перевод этого текста как в полной, так и в сокращенной версии. Полная версия апокрифа начинается с казни Иссы и разбивается на 14 глав. (https://www.mnogobook.ru/religiya_i_duhovnost/religiya/4159/fulltext.htm). Сокращенная версия начинается так же, но разбивается только на 244 стиха (https://www.litmir.me/br/?b=138799&p=8). В пользу подлинности "Тибетского Евангелия" говорит Свами Абхедананда (последователь Рамакришны), который в 1922 году посетил таинственный буддистский монастырь в Хемисе и опубликовал найденные им самим переводы некоего манускрипта (вместе с выдержками из книги Н. Нотовича).

Однако в историю, рассказанную Н. Нотовичем о так называемом "Тибетском Евангелии" верить нельзя. Она интересно только... " Для любителей сказок ", как обозначил историю о проклятии рода Баскервилей Шерлок Холмс в известной повести сэра А. К. Дойла...

Кадр из фильма "Собака Баскервилей" И. Масленникова. Картинка взята из открытых источников. Помещена для наглядности изображения злодейского замысла Нотовича.
Кадр из фильма "Собака Баскервилей" И. Масленникова. Картинка взята из открытых источников. Помещена для наглядности изображения злодейского замысла Нотовича.

Или для адептов семьи Рерихов, мечтающих о религиозном синтезе всех традиционных верований. Почему так? Потому что именно сказкой назвал историю Н. Нотовича российский ученый-буддолог А. Терентьев. По мысли Терентьева, Н. Нотович в конце 19 века прибегнул к настоящей литературной мистификации (подобной той, думаем мы, которую осуществил В. Брюсов, выпустив собственные стихи в сборнике "Русские символисты", в то время, как их (символистов) еще не было). Иначе говоря, очень возможно, что фантазер Н. Нотович сам сочинил легенду о путешествии Иисуса в Индию. Вот выдержка из статьи А. Терентьева:

"Хотя книга "Иисус в Индии" известного немецкого буддолога Гюнтера Гюндбольда, обобщившая все версии и факты вокруг столетней давности легенды о посещении Иисусом Христом Индии, была опубликована достаточно давно, у нас в России, где по-прежнему сильны теософские идеи, особенно в интерпретации семьи Рерихов, очень многие всё ещё верят в сказки Нотовича" (А. Терентьев. Журнал "Буддизм России". №6 (39) 2005 г.

Естественно, ученый-буддолог А. Терентьев опровергает Н. Нотовича не голословно, но ссылаясь на факты, собранные двумя экспертами: профессором Оксфордского университета Максом Мюллером и профессором Джеймсом Арчибальдом Дугласом из колледжа Агры.

Профессор Макс Мюллер развенчивает историю Нотовича с позиций библиотековедения. По сведениям Мюллера, манускрипт, именуемый, как "Тибетское Евангелие", вообще не включен в каталоги Тибетской литературы: Тангъюр и Кангьюр (Muller Max. The Alleged Sojourn of Christ in India. // The Nineteenth Century, 1894. 36, 515f). Что же касается профессора Дугласа, то он разоблачает историю Нотовича по методу Шерлока Холмса. В 1895 году Дуглас самолично едет в Ладакху в монастырь Хемиса, чтобы проверить версию Н. Нотовича по "горячим следам" (со времени путешествия Нотовича прошло всего 8 лет). В Ладакхе Дуглас сначала допрашивает губернатора и выясняет что, Нотович, действительно, приезжал в Ладакху и просил носильщиков и проводника, но получил отказ, после чего должен был возвратиться в Кашмир. Затем Дуглас едет в Хемис и допрашивает настоятеля монастыря. Но тот не помнит никакого белого европейца с термометром, часами и будильником! И о манускрипте настоятель ничего не знает. Он говорит, что это "ложь, и ничего, кроме лжи" (цит. по: https://trv-science.ru/2015/09/nikolaj-notovich-tibetskoe-skazanie-ob-jesuse/).

Таким образом, если верить М. Мюллеру и А. Дугласу (а также другим разоблачителям Н. Нотовича: путешественнику Ф. Янгхазбенду, доктору Карлу Марксу), то последний (Н. Нотович) ни в каком буддистском монастыре не был и никакой древней рукописи видеть не мог. Это ложь.

Хотя, конечно, во время путешествия по Индии мистификатор мог собрать легенды о похождениях местного будды Иссы (совпадение имен "Исса" - "Иисус" - чисто случайное; ну, не был реальный Иисус в Индии), которыми и заполнил мифическую лакуну в жизнеописании подлинного Христа. Конечно, чтобы сделать сенсацию и получить... Деньги. Что и произошло после 8 издания книги "Неизвестная жизнь Иисуса" в 1894 году.

2. Что делал Иисус в отрочестве и юности на самом деле? Итак, если Иисус не был в Индии, что же он делал целых 18 лет (от 12 до 30)? Здесь нужно обратиться к Евангельской истории... Синоптики (Иоанн - отдельная тема), как мы знаем, ставят себе задачей обозрение жизни и дел Иисуса Христа. В их обозрениях отсутствие значительного фрагмента жизни Иисуса Христа - не лакуна, но обычная фигура умолчания (согласно литературоведению). В кинематографе прием умолчания называется эллипсисом. Он (эллипсис) позволяет передать за два-три эпизода длительный отрезок времени, когда в жизни героя не происходит ничего существенно важного. Это делается из соображений экономии времени зрителя (в литературе - читателя)... Поэтому евангелист Лука использует по сути именно фигуру умолчания (эллипсис), когда говорит о том, как жил Иисус Христос по возвращении из Иерусалимского храма:

"И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков" (Лук.2:51-52).

Согласно Луке, до своего тридцатилетия Иисус живет в Назарете и находится в повиновении у родителей. Параллельно этому Христос совершенствуется в выполнении двух заповедей любви: к Богу и людям. По мысли А. П. Лопухина, проявление в Иисусе сознания Своего богосыновства не мешает, но только содействует Ему в том, "чтобы идти путем самоуничижения к Своей великой цели" (А. П. Лопухин. Толкование Евангелия от Луки). А полное подчинение воле Своих родителей подавляет в нем неукорительные страсти, позволяет освобождать дух.

Икона "Дом в Назарете". Изображение взято в открытых источниках.
Икона "Дом в Назарете". Изображение взято в открытых источниках.

Это все, конечно, нетмирное. А мирское? Хочется знать: как в миру жил Иисус? Что Он конкретно делал? Чем занимался? Отвечает Эдершейм: то же, что и все евреи в Иудее... Ел три раза в день (на ужин - поплотнее). Носил нешвеный хитон (Ин.19:23), сшитый по Преданию, Его Матерью, плащ (из куска материи) и тюрбан на голове, сделанный из платка. Наблюдал за жизнью людей: сеятелей, виноградарей, мытарей, фарисеев, воинов. Работал в плотницкой мастерской, помогая мнимому отцу Иосифу (у евреев был обычай, согласно которому сын перенимал профессию отца). А после его ухода уже Сам делал "плуги и ярма - эти плотницкие изделия, научая с их помощью образцам праведности и деятельной жизни" (Иустин Мученик, святой. Беседа с Трифоном Иудеем).

Все в Назарете знали Иисуса, как сына Иосифа-плотника (а совсем не как пришедшего из Индии странного будду). Отсюда недоуменные отзывы о проповеди Мессии в Назарете. Жители не верили Ему и говорили "Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем" (Мар.6:3).

И, наконец, последнее к вопросу о том, что делал Иисус во время жизни в Назарете: Он готовился к спасению человечества на крестном древе.

А что думаете вы об "утерянных годах" Иисуса? Путешествовал ли Он в Индию? Верите ли вы Нотовичу? Ставьте лайки (это продвигает наш канал), пишите комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".

Читайте также другие статьи :

Почему богатый юноша отошел от Христа с печалью (Матф.19:16-22).

5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".

Доктор Ватсон в ранней Церкви: 5 интересных фактов о св. апостоле и евангелисте Луке

5 загадок юноши, который во время ареста Иисуса убежал без покрывала (Мар.14:51-52)

Тайна личности Феофила - заказчика Евангелия от Луки и Книги Деяний

5 загадок самарянки, говорившей с Иисусом у колодца (Иоан.4:5-29).