В Новом Завете отрочество и юность Иисуса Христа передаются фигурой умолчания. Евангелисты, точно сговорившись, обходят эту тему стороной, порождая многочисленные домыслы различных горе-исследователей, жаждущих прославиться на заполнении мифической Библейской лакуны. Среди людей, превратно толкующих Священное Писание, - преподобный К. Р. Поттер ("Раскрыта тайна "утерянных лет" Иисуса"), А. Фабер-Кайзер ("Иисус умер в Кашмире"), Х. Керстен ("Иисус жил в Индии") и другие.
Уже по названиям некоторых книг ("Иисус умер в Кашмире", "Иисус жил в Индии") можно понять, что современные "экзегеты" отрицают каноничную версию детства и юности Иисуса, согласно которой Он после путешествия в Иерусалимский храм (где наставлял в Законе раввинов и книжников) жил в Назарете (до самого крещения в реке Иордан) и находился в повиновении у родителей (Лук.2:51). Любители "жареного" после путешествия Иисуса в Иерусалим отправляют Его... В Индию...
Версия "индийского" отрочества и юности Иисуса опирается на сенсационную историю, рассказанную в 1887 г. русским путешественником Н. Нотовичем (а также на изданную им впоследствии книгу "Неизвестная жизнь Иисуса", от которой и пошла "индийская" версия отрочества Христа). Согласно рассказу Н. Нотовича, в буддистском монастыре Хемис близ Леха, столицы Ладакха, ему в руки (благодаря любезности настоятеля, а также подаркам: будильнику, часам и термометру) попал в руки древний манускрипт, повествующий о некоем Иссе и его деяниях в Центральной Азии. Согласно манускрипту, 13-летний Исса (по мысли Нотовича, Исса - это будто бы и был Иисус), не желая становиться ничьим зятем, отправляется в путешествие. Сначала (вместе с торговцами) он доходит до Инда. А затем идет в штат Орисса. В городах Джаганнатха Пури, Бенарес Исса якобы проповедует низшим социальным слоям (шудра) идею равенства всех перед Богом. Брахманы изгоняют Иссу (ибо это не для них), и Исса идет в Непал, а затем - в Персию (где проповедует единого Бога). После чего возвращается (будто бы) в Иерусалим и распинается на кресте по приказу Понтия Пилата.
Следует ли верить истории, рассказанной Н. Нотовичем? И что делал Иисус в отрочестве и юности на самом деле? Давайте разбираться...
1. Следует ли верить истории, рассказанной Н. Нотовичем? Вряд ли стоит сомневаться в существования текста, который в настоящее время называют "Тибетским Евангелием" или "Жизнью святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих". В Интернете можно найти русский перевод этого текста как в полной, так и в сокращенной версии. Полная версия апокрифа начинается с казни Иссы и разбивается на 14 глав. (https://www.mnogobook.ru/religiya_i_duhovnost/religiya/4159/fulltext.htm). Сокращенная версия начинается так же, но разбивается только на 244 стиха (https://www.litmir.me/br/?b=138799&p=8). В пользу подлинности "Тибетского Евангелия" говорит Свами Абхедананда (последователь Рамакришны), который в 1922 году посетил таинственный буддистский монастырь в Хемисе и опубликовал найденные им самим переводы некоего манускрипта (вместе с выдержками из книги Н. Нотовича).
Однако в историю, рассказанную Н. Нотовичем о так называемом "Тибетском Евангелии" верить нельзя. Она интересно только... " Для любителей сказок ", как обозначил историю о проклятии рода Баскервилей Шерлок Холмс в известной повести сэра А. К. Дойла...
Или для адептов семьи Рерихов, мечтающих о религиозном синтезе всех традиционных верований. Почему так? Потому что именно сказкой назвал историю Н. Нотовича российский ученый-буддолог А. Терентьев. По мысли Терентьева, Н. Нотович в конце 19 века прибегнул к настоящей литературной мистификации (подобной той, думаем мы, которую осуществил В. Брюсов, выпустив собственные стихи в сборнике "Русские символисты", в то время, как их (символистов) еще не было). Иначе говоря, очень возможно, что фантазер Н. Нотович сам сочинил легенду о путешествии Иисуса в Индию. Вот выдержка из статьи А. Терентьева:
"Хотя книга "Иисус в Индии" известного немецкого буддолога Гюнтера Гюндбольда, обобщившая все версии и факты вокруг столетней давности легенды о посещении Иисусом Христом Индии, была опубликована достаточно давно, у нас в России, где по-прежнему сильны теософские идеи, особенно в интерпретации семьи Рерихов, очень многие всё ещё верят в сказки Нотовича" (А. Терентьев. Журнал "Буддизм России". №6 (39) 2005 г.
Естественно, ученый-буддолог А. Терентьев опровергает Н. Нотовича не голословно, но ссылаясь на факты, собранные двумя экспертами: профессором Оксфордского университета Максом Мюллером и профессором Джеймсом Арчибальдом Дугласом из колледжа Агры.
Профессор Макс Мюллер развенчивает историю Нотовича с позиций библиотековедения. По сведениям Мюллера, манускрипт, именуемый, как "Тибетское Евангелие", вообще не включен в каталоги Тибетской литературы: Тангъюр и Кангьюр (Muller Max. The Alleged Sojourn of Christ in India. // The Nineteenth Century, 1894. 36, 515f). Что же касается профессора Дугласа, то он разоблачает историю Нотовича по методу Шерлока Холмса. В 1895 году Дуглас самолично едет в Ладакху в монастырь Хемиса, чтобы проверить версию Н. Нотовича по "горячим следам" (со времени путешествия Нотовича прошло всего 8 лет). В Ладакхе Дуглас сначала допрашивает губернатора и выясняет что, Нотович, действительно, приезжал в Ладакху и просил носильщиков и проводника, но получил отказ, после чего должен был возвратиться в Кашмир. Затем Дуглас едет в Хемис и допрашивает настоятеля монастыря. Но тот не помнит никакого белого европейца с термометром, часами и будильником! И о манускрипте настоятель ничего не знает. Он говорит, что это "ложь, и ничего, кроме лжи" (цит. по: https://trv-science.ru/2015/09/nikolaj-notovich-tibetskoe-skazanie-ob-jesuse/).
Таким образом, если верить М. Мюллеру и А. Дугласу (а также другим разоблачителям Н. Нотовича: путешественнику Ф. Янгхазбенду, доктору Карлу Марксу), то последний (Н. Нотович) ни в каком буддистском монастыре не был и никакой древней рукописи видеть не мог. Это ложь.
Хотя, конечно, во время путешествия по Индии мистификатор мог собрать легенды о похождениях местного будды Иссы (совпадение имен "Исса" - "Иисус" - чисто случайное; ну, не был реальный Иисус в Индии), которыми и заполнил мифическую лакуну в жизнеописании подлинного Христа. Конечно, чтобы сделать сенсацию и получить... Деньги. Что и произошло после 8 издания книги "Неизвестная жизнь Иисуса" в 1894 году.
2. Что делал Иисус в отрочестве и юности на самом деле? Итак, если Иисус не был в Индии, что же он делал целых 18 лет (от 12 до 30)? Здесь нужно обратиться к Евангельской истории... Синоптики (Иоанн - отдельная тема), как мы знаем, ставят себе задачей обозрение жизни и дел Иисуса Христа. В их обозрениях отсутствие значительного фрагмента жизни Иисуса Христа - не лакуна, но обычная фигура умолчания (согласно литературоведению). В кинематографе прием умолчания называется эллипсисом. Он (эллипсис) позволяет передать за два-три эпизода длительный отрезок времени, когда в жизни героя не происходит ничего существенно важного. Это делается из соображений экономии времени зрителя (в литературе - читателя)... Поэтому евангелист Лука использует по сути именно фигуру умолчания (эллипсис), когда говорит о том, как жил Иисус Христос по возвращении из Иерусалимского храма:
"И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков" (Лук.2:51-52).
Согласно Луке, до своего тридцатилетия Иисус живет в Назарете и находится в повиновении у родителей. Параллельно этому Христос совершенствуется в выполнении двух заповедей любви: к Богу и людям. По мысли А. П. Лопухина, проявление в Иисусе сознания Своего богосыновства не мешает, но только содействует Ему в том, "чтобы идти путем самоуничижения к Своей великой цели" (А. П. Лопухин. Толкование Евангелия от Луки). А полное подчинение воле Своих родителей подавляет в нем неукорительные страсти, позволяет освобождать дух.
Это все, конечно, нетмирное. А мирское? Хочется знать: как в миру жил Иисус? Что Он конкретно делал? Чем занимался? Отвечает Эдершейм: то же, что и все евреи в Иудее... Ел три раза в день (на ужин - поплотнее). Носил нешвеный хитон (Ин.19:23), сшитый по Преданию, Его Матерью, плащ (из куска материи) и тюрбан на голове, сделанный из платка. Наблюдал за жизнью людей: сеятелей, виноградарей, мытарей, фарисеев, воинов. Работал в плотницкой мастерской, помогая мнимому отцу Иосифу (у евреев был обычай, согласно которому сын перенимал профессию отца). А после его ухода уже Сам делал "плуги и ярма - эти плотницкие изделия, научая с их помощью образцам праведности и деятельной жизни" (Иустин Мученик, святой. Беседа с Трифоном Иудеем).
Все в Назарете знали Иисуса, как сына Иосифа-плотника (а совсем не как пришедшего из Индии странного будду). Отсюда недоуменные отзывы о проповеди Мессии в Назарете. Жители не верили Ему и говорили "Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем" (Мар.6:3).
И, наконец, последнее к вопросу о том, что делал Иисус во время жизни в Назарете: Он готовился к спасению человечества на крестном древе.
А что думаете вы об "утерянных годах" Иисуса? Путешествовал ли Он в Индию? Верите ли вы Нотовичу? Ставьте лайки (это продвигает наш канал), пишите комментарии и подписывайтесь на канал "Христофор+".
Читайте также другие статьи :
Почему богатый юноша отошел от Христа с печалью (Матф.19:16-22).
5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".
Доктор Ватсон в ранней Церкви: 5 интересных фактов о св. апостоле и евангелисте Луке
5 загадок юноши, который во время ареста Иисуса убежал без покрывала (Мар.14:51-52)
Тайна личности Феофила - заказчика Евангелия от Луки и Книги Деяний
5 загадок самарянки, говорившей с Иисусом у колодца (Иоан.4:5-29).