Найти тему
Edurevolution

Почему классы с детьми разного возраста эффективнее

Оглавление

Мы привыкли, что дети учатся классами - партиями одного возраста. Эта практика кажется такой обыденной, а вы задавались вопросом правда ли так нужно? Зачем так сделано?

Что говорит история

100-150 лет назад люди жили маленькими группами. Все дети селения играли во дворе смешанными возрастами. В школах учились тоже смешанно. Трудились над одинаковыми домашними делами, тоже дети разного возраста.

Но потом людей стало больше и человечество решило как-то все упорядочить и придумало разделение по возрасту в школах. Звучит как-то не натурально, давайте разбираться.

Зачем классы делают одного возраста

В системе образования сейчас очень важен контроль: сколько часов дети в школе, сколько предметов в каком классе, на что класс сдал экзамен, сколько детей в классе. Средние цифры и результаты все что нужно высшим инстанциям.

Еще системе важно, чтобы все было просто: 7 летки учат эти книжки, 8 летки учат следующие. Иначе как сделать так чтобы система работала четко.

Зададим вопросы ломающие систему: что если мальчик Вася учится быстрее и готов изучать книжки 3 класса в 1ом, или мальчик Коля уже дошел до 4го, но пропустил в 1м классе небольшой кусок информации и теперь он отстает от сверстников. Как система рассчитана, чтобы помочь этим детям, которые не находят в мифическом среднем? Существует ли этот мифический средний ученик, который родился с выдержкой и скоростью с которой движется система образования на протяжении 11 лет?

Многие родители мне скажут: ну в чем проблема, надо быстрых отдать в дополнительные кружки, а медленных к репетиторам. Хорошо, а в школу тогда зачем ходить? Дети будут или скучать на уроках или не понимать и терять веру в себя. А есть семьи у которых нет денег на репетитора, но дети ведь тут не виноваты, они имеют право на хорошее образование.

Получается система на самом деле не учитывает на сколько ученики действительно поняли материал, а просто гонит всех по 11 годам обучения вперед. В конце дает аттестат и говорит - мы сделали!

-2

В чем плюсы обучения детей разного возраста вместе

  • В такой системе не страшно, если кто-то отстал, ему могут помочь старшие, объяснить понятным - детским языком.
  • Быстрые дети могут проходить материал быстрее и не сидеть в рамках класса их возраста
  • У младших детей появляются кумиры среди старших, а старшие дети чувствуют себя ответсвенности и взрослыми, развивают лидерские качества.
  • Такой формат обучения бы избавил от необходимости учиться в школе ровно 11 лет.
  • Исследования показывают, что дети агрессивнее себя ведут в группах одного возраста, чем в мудьтивозрастных.

Остается вопрос, если столько полюсов для детей учиться в смешанных по возрасту группах, почему государство все еще выбирает плюсы для себя, а не для детей?

Процесс образования в разновозрастных возможно организовать когда система не является классно-урочной [В чем цель классно-урочной ситсемы образования].

Больше материалов (книг/видео/историй) про образование в моем Истаграме .

Pratt D. et al. On the merits of multiage classrooms //Research in Rural education. – 1986. – Т. 3. – №. 3. – С. 111-115.