Найти тему

Европа теряет космос: кем хотят стать дети из разных стран мира?

По данным правозащитной организации Terre des Hommes, каждый десятый ребёнок в мире (всего более 150 миллионов) вынужден работать, чтобы материально поддерживать семью.

Пару лет назад американская компания Harris Insights & Analytics провела интересное исследование, приуроченное к годовщине миссии «Аполлона-11». Опросили 3000 детей и подростков, примерно поровну из Соединённых Штатов, стран Европы и Китая, ребят спрашивали, какой профессией они хотели бы овладеть в будущем, когда вырастут. Опрос показал, что юные европейцы, американцы и китайцы совершенно по-разному представляют себе будущее.

Список пяти наиболее популярных профессий в представлении младшеклассников выглядит следующим образом:

Космонавт

Китай — 55%, Великобритания — 12%, США — 11%.

Учитель

Китай — 52%, Великобритания — 25%, США — 26%.

Музыкант

Китай — 47%, Великобритания — 18%, США — 19%.

Профессиональный спортсмен

Китай — 37%, Великобритания — 21%, США — 23%.

Блогер/ютубер

Китай — 18%, Великобритания — 30%, США — 29%.

Европейцев и американцев космос больше не манит – будущее они видят в виртуальности.

Не выбирать профессии, а создавать их

Следующему поколению детей придётся создавать рабочие места, а не просто искать работу. Им придётся опираться на любопытство, воображение, предприимчивость и стойкость, учиться испытывать радость от неудач. Школа перестанет быть местом начитки часов – это будет место, чтобы развить свой потенциал, обрести «я» и найти место в обществе.

Сказать, впрочем, легче, чем сделать. Поэтому начать стоит с навыков чтения, математики и естественных наук – ведь без этого реализация мечт в принципе невозможна, даже дворником стать и то не получится. А значит, нужно знать мир и возможности, им предлагаемые.

-2

Часто мы воспринимаем это всё как должное – скорее всего, потому, что школы создаются и управляются успешными людьми. Но отчёт Всемирного банка рисует иную картинку. В целом более трети подростков в возрасте 15-18 лет трудятся в десятке довольно узких сфер деятельности, и почётное место здесь занимает работа в дешёвых забегаловках, хотя хотят быть финансистами, блогерами и врачами.

Все начинается рано. Когда во время исследования детей в возрасте от 7 до 11 лет попросили нарисовать своё будущее, самой популярной работой для, к примеру, английских детей была работа спортсмена, причём 21% разрыв со следующим пунктом в списке превышал 10%, а с востребованной позицией сиделки или медсестры так и вовсе отличался раз в десять. Захотят ли дети прикладывать усилия для изучения предметов вроде математики или естественных наук, если не видят связи с собственными планами на будущее?

И это не только английская или американская «фишка» — в России ситуация примерно такая же.

К наиболее тревожным симптомам следует отнести близорукое представление детей из неблагополучных семей о возможностях своего будущего. Их знания зачастую ограничиваются работой их родителей. Это одинаково верно для России и Мексики, Канады и Аргентины, Монголии и Китая – всех обследованных Всемирным банком государств, за исключением Уганды и Замбии, где влияние учителей выше, чем родительское (тоже весьма тревожный симптом).

Позволить детям лучше понять мир труда — это не просто вопрос социальной справедливости. Это также вопрос полного раскрытия потенциала следующего поколения. В то время, когда наши экономики рассчитывают на всеобщий вклад, мы не можем позволить, чтобы обездоленная молодёжь исключала себя из карьеры, которую они могли бы успешно сделать. Очень важно, чтобы дети знали кого-то, кто выполнил работу, к которой они стремятся, и школы могут сыграть такую ​​важную роль, помогая детям знакомиться с большим количеством людей из других профессий.

До сих пор видны чёткие гендерные различия. Мальчики предпочитают работать с вещами, девочки предпочитают работать с людьми. Среди пацанов в 4 раза больше желающих стать инженерами и в 2 раза – учёными, чем среди девчонок. И это несмотря на то, что в той же Великобритании много сделано для того, чтобы уравнять правила игры. Например, 15-летние мальчики и девочки в Великобритании достигли одинаковых научных результатов в глобальном тесте PISA. Но и в этой возрастной группе гораздо больше мальчиков, чем девочек, заявили, что хотят стать профессионалами в области науки и техники.

Так что, механически увеличивая количество уроков естественных наук и математики, мы упускаем из виду главное. Вопрос скорее в том, как сделать изучение естественных наук более актуальным для детей и молодёжи. В том числе – за счёт расширения их взглядов на мир, более широкого знакомства с большим количеством видов деятельности. То есть получения большего количества знаний и компетенций, если упростить.

Консультации по профориентации и вопросам карьеры в средней школе приходят слишком поздно. Дети приходят в школу со стереотипом, основанным на их собственном повседневном опыте, этнической принадлежности, поле и социальном классе. Поменять что-либо значительно сложнее, чем заложить основы – и миллионы детей, ставшие жертвой профессиональных стереотипов, пополнят армию безработных.

В будущем, возможно, это положение изменится. Учителя помогут детям увидеть своё будущее и осознать ценность учёбы, выходящей за рамки механической передачи знаний, помогающей исследовать проблемы, поощряющей критическую оценку и поиски решений, а также привлекающей родителей и волонтёров из реальной жизни – тех, кто способен показать детям богатство жизни и многообразие жизненных путей. Само собой, что школы не могут сделать это в одиночку, но ключевая роль всё равно за ними.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Какими словами иностранцы обзывают русских?

10 самых высоких в мире женщин

Топ объектов культурного наследия на грани исчезновения