Несмотря на огромное количество методов и методик по обучению чтению, родители дошкольников всё равно часто спрашивают: «Когда и как приступать к изучению букв?»
В дошкольном возрасте буквы учат для того, чтобы подготовить ребёнка к чтению. Прежде всего, необходимо понимать, что буква – это знак, символ, которым мы обозначаем звук. По законам развития мозга, буквы, как и любые символы (цифры, ноты), лучше начинать учить после пяти лет (некоторым детям и после шести лет). Буквы, цифры, ноты и другие символы вытесняют образы, подавляют наглядно-образное мышление. Реакция на раннее обучение может проявиться гораздо позже в разного вида невротических и эмоционально-личностных отклонениях: частых заболеваниях, аллергических реакциях, тиках, навязчивых движениях, неврозах, нарушениях устной речи – дизартрии, заикании. Подумайте, что для вас важнее – здоровье ребёнка или собственные амбиции (да-да, раннее обучение чтению – это желание родителей, малышу этот навык пока совершенно не нужен)?
Кроме того, до начала изучения букв нужна длительная работа по формированию у ребёнка слухо-речевого внимания (умений слушать и слышать звуки – сначала неречевые, а потом и речевые), выделять речевые звуки из потока речи, из слова, отличать друг от друга, а также общее развитие речи, словарного запаса.
Если всё это у малыша получается, то можно приступать к следующему этапу – выделению звука в слове. Определение его места в слове (начало, середина, конец), характеристика звука. Искомый звук должен чётко и ясно слышаться в слове! И наоборот, подбор слов на заданный звук. И только после этого уже можно знакомить с символом, обозначающим этот звук – буквой.
На этапе формирования зрительного образа буквы важно использовать разные подходы: формировать этот образ визуально, тактильно, моторно, на слух, на вкус, даже через обоняние. Можно «показывать» букву телом, выкладывать её из различных материалов, вырезать, наклеивать, раскрашивать, лепить, ощупывать… Использовать ассоциации, на что похожа буква. Для закрепления – знакомьте с вариантами написания буквы в разных шрифтах. Главное – не забывать каждый раз чётко произносить звук, обозначаемой этой буквой. Помните, что при недостаточно сформированном у ребёнка образе буквы в дальнейшем будут возникать трудности при чтении и письме.
На этапе изучения букв и закрепления их образа используйте разнообразные игры:
Лото, Кубики, Карточки с буквами, Игры с прищепками развивают (хороши тем, что одновременно развивают логику и моторику, и тот самый «пинцетный» захват, необходимый при письме).
Игры с необычной формой подачи заданий, например:
Проверяй-ка, Занимательные карточки.
Надо ли писать буквы? Да, но только печатные! Лучше начать «писать» буквы на вертикальной поверхности (на доске мелом), на крупе (манке, например), затем в многоразовых стирающихся прописях (особенно это важно для тревожных детей).
Изучение букв начинают с гласных (в русском языке их шесть – а, о, у, ы, и, э). Дальше начинаем прибавлять по одной букве, обозначающей согласный. На этом этапе уже начинаем соединять буквы в слоги. Но об этом – в следующей статье.
Н. Шаповалова