Как сегодня живет армянская столица Джавахка?
В древней Грузии издавна существует большая армянская община. Армяне живут или жили в разных городах Грузии: Тбилиси, Гори, Батуми...
Но главным армянским центром Сакартвело несомненно остается Ахалкалак(и), центр древней армянской земли Джавахк (Забаха, Джавахети), волею исторических судеб оказавшейся в составе Грузии.
Ахалкалаки (ახალქალაქი) дословно в переводе с грузинского - Новый (ахали) + калаки (Город), т.е Новгород. Армяне именуют его Ախալքալաք (Ахалкалак) или Նորքաղաք - Норкахак - новый город на армянском языке. Для соседних турков этот город - Ahılkelek (Ахылкелек).
Ахалкалак основан был в 1064-м году в Джавахке грузинским царем Багратом IV из пришедшей к власти в Грузии ветки армянской династии Багратиони.
С самого начала город имел значительное армянское население и являлся одним из важнейших политических и экономических центров грузино-армянского пограничья. Много раз подвергался Ахалкалак нападениям окрестных кочевых варваров, в том числе, вынырнувших в XI-м столетии из глубин азиатских степей сельджуков.
В XVI-м веке Ахалкалак захватывают османы, сделавшие его центром своего санджака (провинции). Население города тогда стало мусульманским. Здесь появляются турецкая крепость, суннитская мечеть и Карваслы (караван-сарай), чьи руины по сей день можно увидеть в окрестностях.
Во время русско-турецкой войны 1828-1829-х годов Ахалкалаки освобождают войска русского генерала Ивана Паскевича-Эриванского. По мирному договору город переходит к Российском империи. Мусульмане тут покидают Ахалкалак, уходя мухаджирами во внутренние провинции Турции. А на их место возвращаются исконные жители - армяне-христиане, в том числе, беженцы из Османской империи (районов Эрзерума, Баязида).
Сегодня 8-тысячный Ахалкалаки - типично армянский городок, хотя и расположенный де юре в Грузии. 95% его жителей составляют армяне. Повсюду слышна только армянская речь. Вывески в городе сделаны на армянском языке. Улицы носят армянские названия. Преподавание в местных школах идет на армянском языке.
Ахалкалак еще и центр Армянской Апостольской Церкви в Джавахетии. Отметим, что в отличие от многих других джавахских армян, ахалкалакцы принадлежат не к католической, а именно к Армянской Апостольской Церкви.
В центре Ахалкалаки гордо высится памятник великому христианскому армянскому просветителю V века н.э Месропу Маштоцу, создателю армянского алфавита и безусловно приложившему руку к рождении грузинской азбуки. Имя Месропа Маштоца носит центральная площадь Ахалкалаки.
Местные жители поддерживают тесные связи с Арменией, благо недалеко уже второй по величине город страны - красавец Гюмри (экс-Ленинакан). А когда ахалкалакцы говорят о поездках куда-то внутри Сакартвело за пределы родного Джавахка, то гордо произносят: "Мы едем в Грузию" :)
В 1920-е годы решался вопрос о передаче Ахалкалака вместе со всем Джавахком в состав Армянской ССР. Увы, как и в случае с Арцахом (Нагорным Карабахом) на историческую родину армянский край этот не вернулся.... А местные армяне даже не получили автономии.
Увы, условия жизни в современном Ахалкалаке весьма непросты. Не хватает в оказавшемся после развала СССР далеко от всех коммерческих путей городе работы. Крайне низки зарплаты. Потому местные жители вынуждены отправляться на заработки в другие места, в частности, в Россию. В самом городе можно заработать небольшим бизнесом, торговлей овощами и фруктами и т.д
Отметим, что ахалкалакцы весьма строго блюдут армянские традиции. Так как наверно не соблюдают армянские обычаи в самой Армении!