У меня есть подруга. Мария. Именно о ней я писала в посте “Большая квартира – обуза”. Когда мы только познакомились, то есть лет сто назад или даже больше, она была очень бедна. Она ходила на работу в зашитых колготках, она стирала хозяйственным мылом потому что оно обходится дешевле порошка, ей несли соседки остатки своих пиршеств потому что знали – Мария лакомств себе ни за что не купит, она бедна. Хотя очень душевная и практичная, за это уважали.
Только даже я, самая ближайшая и доверенная, не знала, что Мария копит деньги. Во время дефолта у нее случился сердечный приступ, вот тогда и обнаружилось, что сгорели две тысячи рублей. Она кричала и плакала, и проболталась на нервах. В то время за две тысячи можно было купить домик в центре города.
Но сколько-то удалось спасти, мы с ней помчались в Сберкассу, где денег не выдавали, объявление в окошке гласило что рублей в кассе нет. Выручить свои рубли чтобы быстро купить хотя бы сахар и крупы, они ж дорожали со скоростью 50% В ДЕНЬ! - было невозможно. И мы с Марией открыли валютные счета, это была моя идея, хвалюсь. Кассир обратила рубли на сберкнижках в доллары по курсу, тоже уже безумно невыгодному, и разместила на новые, уже валютные книжки.
Кстати, это очень хороший финт, советую запомнить его. Кто знает, не ждет ли нас новый дефолт.
Мария продолжала экономить. И мне помогала, потому что она душевная и практичная. Она звонила мне и сообщала, что в таком-то магазине хорошая картошка вдвое дешевле чем в твоем, а в секондхенде в пятницу обещали распродажу, хорошие вещицы, конечно, продавцы припрячут, ну да мы хорошее заранее прямо на вешалках, в самых тесных рядах, запихаем в самые плохие трикотажные штаны, а в день распродажи вытащим их оттуда и предъявим на кассе по пустяшной цене за килограмм... И куда продавцы денутся, давши слово держи.
Мария никогда не принимала участия в лотереях и пирамидах.
Она только, будучи наученной, свято соблюдала правило насчет не все яйца в одной корзине. Завела счета в разных банках, непременно имеющих страховку (тогда в пределах семисот тысяч), и в валютных вкладах, и на металлических счетах. Хоть по чуть-чуть. Правда, за металлические пилила меня-советчицу, мол, они не страхуются, а это нервы... Один раз рискнула и купила второе жилье, и сразу стала сдавать квартирантам.
Я нудила - купи две в ипотеку и сразу сдавай, а банку выплатишь только со сдачи. А человек с тремя квартирами и квартирантами может уже дальше покупать их как заведенный. Деньги к деньгам, народ прав. Но она не рискнула, мало ли, законы-то меняются, вдруг раскулачивание.
Сейчас уже Мария, если бы захотела, вполне могла бы купить себе дворец и нанять в него прислугу вкупе с садовником.
Но не хочет. Именно ее изречение, что большая квартира – только лишняя обуза, я взяла для своего прошлого поста в Дзен.
Она по-прежнему одевается небогато и считает большой удачей найти в продаже продукты подешевле. Накопительство стало ее идеей фикс. Ей это интересно, это азартно. Кто-то в своей богатой жизни лезет с рюкзаком в горы, или в байдарке сплавляется по бурным рекам. А Мария азартно и с умом богатеет на накопительстве.
Как-то рассказала мне: “Представляешь, сосед выклянчил пятьдесят рублей потому что два дня не ел, я дала под залог его телефона, а он в киоске купил беляш! Хотя мог бы кило пшенки, наварил бы каши, на три дня б хватило быть сытым и эти три дня искать работу или подработку. А он – беляш купил!!!