Автор текста: Алексей Мокроусов
Приключение Барбизон: ландшафт, живопись и фотография от Коро до Моне. Под ред. Герхарда Финкха, 2007. 300 с. (переплет)
Gerhard Finckh (Hrsg.): Abenteuer Barbizon - Landschaft, Malerei und Fotografie von Corot bis Monet. - Kettler, Bonen, 2007. 300 S. ISBN 978-3-89202-066-0
Этот альбом издан по случаю большой выставки, прошедшей нынешней весной в музее Фон дер Хейдта в немецком Вуппертале. Он состоит из 15 статей пяти авторов. Герхард Финкх дает общую характеристику барбизонской школе, ее участникам, а также восприятию природы - идиллическому и героизированному. Томас Майер и Бернд Мюллершен рассматривают, в частности, проблемы интимности пейзажа. Антье Биртхельмер сосредотачивается на фигуре Камиля Коро как поэте среди пейзажистов, а также на структуре сельского мира с ее поэтикой работы и обилием живности. Противостоит этой реальности монументализм зарождающихся метрополий. И завершается том статьями Ульриха Польмана. Они посвящены как общим вопросам европейской ландшафтной фотографии 1840-1880 годов, так и специфическим отношениям, возникающим между художником, моделью и фотографом.
Иллюстративный ряд помещен между статьями, что позволяет книге в целом повторить структуру самой выставки, занимавшей два этажа музея Фон дер Хейдта.
Пожалуй, это была самая неожиданная выставка, посвященная знаменитым предтечам импрессионизма: вестфальский музей собрал под одной крышей не только живописные полотна, создававшиеся неподалеку от Парижа, в деревушке Барбизон в лесу Фонтенбло в 1830-1870 годы, но и фотографические пейзажи середины XIX века. Подобное сопоставление, кажущееся неизбежным, в рамках такого большого проекта осуществляется не каждый день. Хотя так и просится сопоставление полотен Милле, Теодора Руссо и других барбизонцев с фотографиями Жана Негра и Эжена Кювелье. В связи с Барбизоном (чей художественный феномен в самой Германии до недавнего времени едва ли не недооценивался) вспоминают обычно лишь проблему рисования с натуры, а также предтеч школы - к ним относят англичан Бонингтона и Констебля, полотна которых произвели фурор в Париже в начале 1820-х, - а также их восторженных последователей. История импрессионизма неотделима от арт-колонии в Шайи, неподалеку от Барбизона, ставшего "Вифлеемом новой живописи", куда приезжали и Моне, и Сислей, и Ренуар. По своей мифологической роли в истории европейской живописи сравниться с этими местами в новейшее время было нечему (...)
Едва ли не самым интересным в этом сюжете являются довольно сложные отношения между живописью, чувствовавшей себя до середины XIX века единственной царицей в мире визуального, и быстро прогрессировавшим искусством фотографии. Эти отношения даже можно назвать в чем-то натянутыми, порой недоброжелательными, но едва ли военными. Да, взаимные насмешки достигали точки кипения, каждый стремился утвердить себя в звании наиболее точно передающего природу вещей. Но все же чаще фотографы объявляли смерть живописи - художники же восхищались новым техническим чудом.
Для академических кругов "барбизонцы" изначально оказались в положении изгоев. Как писал влиятельный французский арт-чиновник граф Ньюверкерке, "это живопись демократов, тех, кто не меняет белья, кто хочет взять верх над людьми высшего света". В условиях, когда парижская революция 1835 года была еще у всех на памяти, такие обвинения дорогого стоили.