В последнее время в Уфе снова начались разговоры инициативной группы об установке бюста Сталина в городском пространстве. Три года местные любители этого исторического персонажа собирают на него деньги у пенсионеров, чья молодость успешно прошла во времена сталинского правления. Но так повезло далеко не всем: остались сотни исторических свидетельств, страшных воспоминаний и отголосков людского горя тех, кто подвергся массовым репрессиям в 30-50 годы прошлого века.
Несколько лет назад в Национальном музее прошла художественно-документальная выставка "Преодолевая забвение". Примечательно, что выставка находилась в здании бывшего Обкома партии БАССР, а точнее в рабочем кабинете вождей республики, причастных к этим репрессиям.
"Тема актуальна и на сегодняшний день. За время работы выставки она пополнилась именами и фотографиями около 100 персоналий. Большой интерес вызывают материалы, касающиеся известных деятелей культуры, литературы. Например, к нам еще во время приезда в Уфу на международный кинофестиваль «Акбузат» обратился российский художник, режиссер, актер и писатель Шавкат Абдусаламов с просьбой найти сведения о его родственниках. И мы нашли. Его дед Валиулла Ильясов работал в системе образования, в Уфе его несколько раз арестовывали. Хотя он был освобожден в 1939 году, но судьба была изломана, и вскоре его не стало, — рассказала заведующая отделом истории края Национального музея РБ, куратор выставки Вера Макарова.
Выставка дополнена экспонатами Национального музея РБ и новыми поступлениями, среди которых материалы о государственных деятелях, писателях, ученых, о потерях в составе народно-хозяйственного комплекса. В их числе исследования академиков Льва Кафенгауза и Матвея Любавского, материалы, касающиеся первого эстонского президента Константина Пятса, отбывавшего ссылку в Уфе.
На выставке «Преодолевая забвение» мы предлагаем посетителям интерактивное соучастие. У нас размещены две зоны с фотографиями репрессированных без фамилий, чтобы люди написали, кто изображен. У всех посетителей тема вызывает глубокий душевный отклик. Так, житель села Красноусольский Василий Калачигов написал после просмотра выставки два стихотворения «Без вины» и «Эпоха» и оставил их нам, — сообщила Вера Макарова. (ИА Башинформ)
Как известно, свой лагерь был и в Башкирии - Уральский ГУЛАГ на Кислой поляне. «Кислая поляна» - так в переводе с башкирского Әсеялан, Асыялан переводится название Аси-Ялань.
Это таежная деревня, окруженная глухими лесами и зелеными холмами, впервые стала местом ссылки для раскулаченных или разоблаченных по 58-й статье «врагов народа» в тридцатые годы. В тюрьму этапировали после и заключенных, отбывших половину срока в тюрьмах Уфы. Годы спустя, в 1950-е – еще и жителей Западной Украины, пособничавших немцам. Именно в тридцатые здесь был создан № 12 ОГПУ, позже переименованный в совхоз № 2 НКВД. Его считали пригородным хозяйством Уфимского торга, снабжавшего органы безопасности и моторостроительный завод. По рассказам селян, в конце 50-х в трудовом лагере Асиялана под заключением было около 200 человек. Весной из-за большого объема работ их было в два, а то и три раза больше.
Мужчины здесь валили лес, женщины сплавляли бревна по Селеуку до самого Стерлитамака. Всю территорию лагеря и лесоповала окружала колючая проволока и вооруженная охрана. Сельчане тех мест побаивались. Заключенные сперва жили прямо в землянках, потом – в деревянных, едва отапливаемых бараках.
Перелистывая эти страшные страницы сталинских репрессий, коснувшихся всех районовстраны, удивляешься, как и почему в наше время, когда рассекречено множество документов, реабилитировано столько людей, созданы многотомные "Книги памяти", приходится доказывать, насколько неуместной да и просто бесчеловечной является инициатива установки памятника кровавому тирану - по отношению к потомкам жертв репрессий, по отношению к нам самим?
Ведь не зря сразу после развенчания культа Сталина памятники ему были демонтированы во всех городах. Сергей Синенко в своей книге "Неторопливые прогулки по Уфе" вспоминает:
"Скульптура Сталина простояла в юго-восточной части Верхнеторговой площади до 1961 года, когда была объявлена борьба с культом личности. В одночасье Сталин стал «врагом народа», а памятник исчез, буквально испарился вместе с постаментом. На его месте возникла клумба, из которой торчали свежепосаженные георгины. Долго после этого уфимцы гадали, куда пропал вождь всех времен и народов. Одни говорили, что он отправлен в Златоуст на переплавку, другие рассказывали, что кто-то видел памятник Сталину прикопанным за лыжной базой в парке имени М. Гафури. Рассказывалась и соответствующая история о копке червей и о случайно выглянувшем из-под дерна чугунном ухе и орлином профиле вождя.
Многим казалась очень правдоподобной версия об утоплении памятника в районе железнодорожного моста через Белую, ближе к правому берегу, но и это тоже только версия, хотя ее рассказывали с деталями, фамилиями и даже маркой бронетранспортера, тащившего на тросе памятник по ночным уфимским улицам (малоубедительной эта версия казалась потому, что психологически недостоверна была сама ситуация – вождя, десятилетиями приводившего в священный ужас миллионы людей, в одночасье бросили в грязь и волокли по улицам, как бревно)"
И снова переходим к личным воспоминаниям уфимцев из паблика "Старая Уфа", сьи семьи пострадали в период репрессий 30-50 годов.
Римма Берестова-Магазова: "Папа мне рассказывал, как это было - жить "сыном врага народа". В Уфе они после ареста деда поменяли много мест жительства , чтобы сохранить жизнь бабушке. Мне очень больно, когда люди с легкостью говорят на эту тему. И славят Сталина. Дедушка умер по пути в ссылку. Не знаем ни даты смерти, ни места захоронения до сих пор".
Юлия Касьянова: "30 октября отмечается в нашей стране как день памяти жертв советских репрессий, которые длились на протяжении всех лет советской власти. Несколько лет подряд я составляла свою родословную, собирая ее по крупицам. Вся информация была взята со слов моих бабушек, но много подробностей они не знали, так как в то время не особо было принято об этом говорить, ради благополучия семьи такие вещи замалчивались, мало обсуждались и даже скрывались, как, например, в семье моей бабушки по материнской линии.
А вот по линии отца достоверно знаю, что двух моих прапрадедов раскулачили и сослали в город Чусовой в Пермском крае, где они и умерли. А про одного из них, про моего прапрадеда со стороны отца по мужской линии даже нашла информацию в интернете:
"Алексей Игнатьевич Глухов родился в 1868 году, Татарстан, Черемшанский р-н, с. Кутема; мордвин; единоличник. Проживал: Татарстан, Черемшанский р-н, с. Кутема. Арестован 17 марта 1930 года. Приговорен: тройка ГПУ ТАССР 16 мая 1930 г., обв.: по ст. 58-8, 58-10 ("срыв мероприятий Сов.вл."). Приговор: 5 лет концлагерей. Реабилитирован в мае 1989 года".
Когда их семью раскулачили, конфисковали все: дом, двор, пасеку. У другого прапрадеда, Чекалина Василия Спиридоновича, также отобрали дом и во дворе сделали колхозную конюшню. Каким-то чудом их женам удалось вернуться в Кутему, сами же прапрадеды сгинули в Чусовом".
Так может, стоит учесть эти печальные уроки истории и не повторять их?
Предлагаю подписывать петицию против установки бюста Сталина в Уфе.
Еще истории репрессированных:
Суфияныч и Мажит Гафури
Касым Азнабаев: любовь и верность
Борис Развеев
Губай и Хадия Давлетшины: жизнь, сломанная ГУЛАГом