Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Мне не близка поэзия Валерия Брюсова, но я вполне допускаю, что и сейчас многие любят ее, знают наизусть и смакуют каждую строчку, получая истинное удовольствие от ее красоты и глубины. Но на мой взгляд, самое великое, что он написал - это знаменитый моностих «О, закрой свои бледные ноги». Помню, в первый раз, прочитав это, долго и жизнерадостно смеялась. Краткость - воистину сестра таланта.
На рубеже XIX -ХХ веков Брюсов был очень знаменит и окружен поклонниками, особенно поклонницами. Писал он много, кроме стихов еще и пьесы, прозу, критические статьи, исторические труды. К 40 годам он задумал и издал свое собрание сочинений, и вот представьте, что в нем набралось 25 томов! Вообще, насколько я поняла, Брюсов не страдал излишней скромностью, ставил себя высоко, чувствовал себя мэтром. Свой первый сборник стихов он выпустил в 22 года и назвал его Chefs d’oeuvre, что переводится просто и со вкусом - «Шедевры». Ни много, ни мало.
Он был внешне недурен собой, с тонким, одухотворенным лицом. Самый лучший его портрет сделал сумасшедший Михаил Врубель.
На его картине Валерий Брюсов предстает воистину Поэтом, человеком не от мира сего, со взглядом, в котором сквозит безумие. Понятно, что в этом портрете другого человека художник передал свое душевное состояние. Он как бы поделился с Брюсовым сполохами собственного внутреннего ада и сделал образ, на мой взгляд, более значительным, чем он был на самом деле. А вот портрет поэта кисти С. Малютина просто и доходчиво передает истинный облик Брюсова - человека интересного, но никак не инфернального.
Михаил Александрович получил заказ сделать портрет Брюсова от издателя «Золотого Руна» Н. П. Рябушинского, который задумал серию подобных портретов известных писателей и художников. Это был 1905 год, и Михаил Врубель находился в психиатрической лечебнице.
Как потом писал в своих воспоминаниях Валерий Брюсов:
"Врубель сразу начал набрасывать углем портрет, безо всяких подготовительных этюдов. В жизни во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство. Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии, проводимые им, были безошибочны".
(Мне одной кажется, что в каждом предложении повторять, как заклинание, слово "Врубель", как-то не к лицу профессиональному литератору?)
Было четыре сеанса, в течение которых художник кардинально менял изображение. Брюсов считал, что гениальным был первый вариант, и очень жалел о том, что портретист его изменил. С каждой встречей психическое состояние художника менялось в худшую сторону.
Цветовое решение картины кажется неожиданным. Брюсов был убежден, что это произошло не по задумке художника, а вследствие сумеречного состояния его психики. Врубель просто брал первые попавшиеся под руку краски. Отсюда и голубое лицо. Сейчас трудно сказать, что там было в голове художника на самом деле в момент творчества.
Портрет вызвал восторг. Образ Брюсова, отраженный в нем, способствовал, думаю, его славе и усилил воздействие его поэзии. Истерички, декадентки типа Надежды Львовой и Нины Петровской доходили до исступления от своей болезненной любви к нему. Как известно, Надежда застрелилась из-за него. Что касается Нины, она тоже несколько раз пыталась покончить с собой, пока, наконец, не открыла газ в парижской богадельне, узнав о смерти Валерия Брюсова.
Почитайте еще на моем канале:
За что читатели любят Жюля Верна
В блоге мужа: