Найти тему

Отдел продаж для компании в сфере продаж медицинского оборудования

Оглавление

В ноябре 2020 года в REON обратился генеральный директор компании ООО "Сомномед-М" с целью систематизации действующего отдела продаж в компании.

«Сомномед» является крупным поставщиком медицинского оборудования, комплексного оснащения сомнологических лабораторий и кабинетов медицинских учреждений. Компания занимается собственной разработкой медицинских аппаратов для сипап-терапии (лечение остановок дыхания во сне).

Продажи в компании происходили интуитивно, - по схеме, которая сложилась за 15 лет существования бизнеса. Менеджеры были нацелены на консультирование потенциальных клиентов, а не на постепенное доведение их до этапа продаж.

Поэтому приоритетной задачей перед руководством компании было:
- повышение количества продаж
- улучшение качества продаж


Так как "Сомномед" является одной из первых компаний в своей нише, то тот уровень продаж, который был на момент обращения в REON, совсем не соответствовал экспертности и статусу компании.
После проведения нескольких встреч с руководством Сомномед, - было решено, что для оптимизации отдела продаж компании необходимо:
- выстроить основную воронку продаж, разбить процесс продаж на этапы и выделить среди них основной конверсионный этап
- простроить воронку продаж, связанную с временной арендой оборудования
- выстроить воронку продаж, связанную с гарантийным обслуживанием клиентов и их сопровождением
- сформировать новый план продаж, исходя из декомпозиции целей компании
- регламентировать процесс продаж
- изменить систему мотивации сотрудников
- провести изменения в кадровой политике: усовершенствовать процесс привлечения, отбора, найма и ввода в должность нового персонала
- прописать скрипты продаж для 3-ёх основных этапов воронки
- провести обучение для персонала компании по работе со всеми инструментами продаж
- обучить менеджеров техникам и методикам продаж

-2

Реализация проекта: оцифровка бизнес-процесса продажи

Работу мы начали с классического этапа - оцифровки бизнес-процесса продажи и построения статусно-конверсионных воронок продаж.

- Мы подробно изучили источники заявок
- Разграничили онлайн и оффлайн трафик
- Выявили основные цели и потребности клиентов, которые обращаются в компанию
- Изучили рынок конкурентов

На базе этой информации и были выстроены 3 воронки продаж:

1. Воронка для основного этапа продаж

-3

2. Воронка для гарантийного обслуживания аппаратов

-4

3. Воронка для временной аренды аппаратов клиентами

-5

Основным конверсионным этапом (ОКЭ) стала презентация медицинского аппарата. Этот этап является ключевым, так как именно во время него можно показать клиенту качество продукта и экспертность компании.

При этом презентация может проходить как в онлайн формате с помощью видео-презентации, так и в оффлайн режиме в лаборатории компании.

Это позволяет заранее ознакомить клиента с функционалом аппарата, так как использовать данную технику достаточно сложно. После презентации менеджеры компании в обязательном порядке прозванивают клиента и уточняют, все ли было понятно. Тем самым вырабатывается необходимый уровень доверия со стороны потенциального покупателя и повышается конверсия в продажу.

Презентация стала не просто этапом продаж, но и конкурентным преимуществом Сомномед. Другие компании продают аппараты по той же цене, но без какого-либо обучения и ознакомления с интерфейсом. Поэтому после покупки у клиентов возникает ряд вопросов, с которыми им приходится разбираться самостоятельно. Компания Сомномед берёт себя полное сопровождение клиентов: от начала коммуникации до сервисного обслуживания и консультирования.

Таким образом, мы полностью ликвидировали из бизнес-процесса "продажи в лоб" и пустое озвучивание цены. Продажа аппаратов происходит после КЭВ (презентации), все остальные этапы воронки закрывают и помогают довести клиента именно до этого этапа.

Так как основным источником клиентов в Сомномед были врачи, которые выписывали направления на покупку аппаратов, - для компании было важно донести до них свою экспертность и рассказать о позиционировании.

Поэтому каждый квартал компания начала проводить открытые тренинги и семинары для врачей. На эти мероприятия приглашались экспертов из этой области, чтобы врачи могли повысить уровень знаний, а сама компания донести свою миссию. Так специалисты могли убедиться в качестве аппаратов и услуг компании, которую они в дальнейшем рекомендуют пациентам.

Формирование плана продаж

Отдел продаж не может существовать без плана, поэтому на следующем этапе мы начали работу над его формированием.

Правильная постановка
плана продаж заключается в том, чтобы руководство компании понимало из чего этот план формируется, от чего зависит и какие ресурсы могут потребоваться для увеличения его показателей. Поэтому мы составили подробную таблицу с декомпозицией целей компании. Это позволило наглядно увидеть, в какой точке находится компания в данный момент и на какую прибыль она может выйти в ближайшие месяцы.

-6

В декомпозиционной таблице мы:
1. Простроили и описали воронку продаж с её конверсиями за предыдущие периоды. Таким образом, стало видно, какое количество заявок компания получает на входе и какое количество продаж совершает на выходе.

2. Расписали, какую выручку компания получает совершая то или иное количество продаж. Отталкиваясь от среднего чека, мы можем увидеть, сколько компания зарабатывает в месяц.

3. Учли расходы компании на макроуровне: коммерческие, административные и производственные затраты.

4. Рассчитали прибыль компании , на которую она выходит. Исходя из этого показателя, становится видно, на какую прибыль может выйти компания, какие цели может поставить перед собой собственник и какой план может озвучить РОП отделу продаж.

Документ позволяет понять, какое количество действий должен совершить отдел продаж, какое количество заявок должно поступить к компанию, какие конверсии должны быть у сотрудников по воронке продаж, чтобы достичь цели.

После оцифровки текущей ситуации в компании, мы структурировали и выстроили реальный план продаж в деньгах. Этот план в дальнейшем и лёг в формирование системы мотивации сотрудников.

Создание регламентов работы

Регламенты работы отдела продаж необходимы для экономии времени руководства компании и понимания сотрудниками того, как им нужно выполнять свою работу. Регламентирование процесса продаж сводится к созданию и накоплению базы знаний по всем аспектам продажи. Формируются регламенты опираясь на ранее построенную воронку продаж и практический опыт работы.

- В первую очередь мы создали регламент работы для сотрудников отдела продаж , в котором подробно описали ключевые действия менеджеров. Затем мы выделили приоритетные показатели, за которыми должен следить отдел продаж.

-7

- Вторым этапом мы проработали регламент работы сотрудников в CRM системе. Для данной компании было принято решение о переходе в новую систему, которая бы отражала все необходимые показатели отдела продаж и помогала контролировать работу менеджеров. Поэтому параллельно с построением отдела продаж, - второе подразделение нашей компании занималось внедрением amoCRM.

-8

Построение системы мотивации

Система мотивации была создана на основе наиболее эффективной методики деления заработной платы на 3 части:

- твёрдый оклад (оклад, который выплачивается сотрудникам за выполнение ежедневных механических действий: соблюдение графика рабочего дня, грамотная работа с документацией и тд)

- мягкий оклад (оклад, который выплачивается за выполнение показателей KPI. Таких показателей должно быть не более 3-ёх)

Для менеджеров компании Сомномед главным KPI-показателем стала конверсия из заявки во встречу, а не количество проведенных встреч.

Так как компания сейчас находится в активной стадии развития, то количество встреч (презентаций аппаратов) может сильно варьироваться от месяца к месяцу. Поэтому чтобы обезопасить компанию и самого сотрудника от сильных скачков в заработной плате, лучше прописывать конверсионные показатели.

- бонусная часть (часть, которая выплачивается за выполнение плана по выручке)

Система мотивации была составлена таким способом, чтобы приоритетной целью у менеджеров было выполнение плана продаж. Так как выполняя план продаж, менеджер получает 50% от потенциально возможной ЗП.

Кроме того, была создана автоматическая таблица для расчета системы мотивации. С помощью неё сотрудники в любой день могут вставить свои фактические показатели и понять, на какую ЗП они могут рассчитывать в этом месяце.

-9

Это важно для того, чтобы сотрудники понимали, за что именно они получают деньги и стремились выполнять поставленные показатели.

Проработка кадровой политики

Кадры - это основа успешной компании, поэтому мы делаем такой большой упор на HR направлении при построении отделов продаж. Без выстроенной системы поиска, найма и обучения персонала, - выстроить отдел продаж становится практически невозможно.

1. Мы сформировали аватар менеджера по продажам, прописали продающую вакансию для размещения на таких сайтах как HH, SuperJob и тд.

Вакансия была составлена по всем канонам максимального привлечения потока соискателей на собеседование, чтобы была возможность отбора и выбора достойного претендента на должность.

-10

2. Следующим этапом мы прописали список вопросов для проведения собеседования на должность менеджера по продажам . Список вопросов содержит расшифровку ответов соискателей, чтобы специалист мог самостоятельно быстро оценить качество соискателя.

-11

3. Дополнительно мы провели полноценный мастер-класс для руководства компании по тому, как правильно выстроить HR систему в компании.

На МК были раскрыты такие темы как:
- Активный и пассивный поиск сотрудников
- Проведение персонал ьных и групповых собеседований
- Структура и принципы проведения эффективного собеседования

4. И на последнем, но наверное самом важном этапе кадровой политики, - мы прописали систему ввода в должность новых сотрудников . Была сформирована полноценная база знаний, по которой сотрудники должны обучаться первые 3 недели работы в компании.

Прописание скриптов продаж

Любая продажа – это общение с клиентом. И этот процесс обязательно должен быть регламентирован, протестирован и желательно автоматизирован.

Скрипты были прописаны для 3-ёх основных этапов воронки продаж:
- 1 этап связан с первичным контактом с клиентом
, с его квалификацией, выявлением потребностей и болей. Цель этапа: закрыть потенциального клиента на онлайн или офлайн презентацию аппарата.

-12

- 2 скрипт продаж был прописан для проведения самой презентации аппарата.

- 3 скрипт мы прописали для финального этапа переговоров с клиентом - это закрытие сделки и отработка возражений.

Также мы дополнительно прописали текстовый скрипт продаж для коммуникации с клиентами в соцсетях и мессенджерах. Но так как текст продает хуже всего, то цель переписки не продать, а закрыть на звонок. Уже во время звонка клиента можно квалифицировать и голосом продать посещение самой встречи (презентации аппарата).

В финале мы провели комплексное обучение для менеджеров по работе со скриптами продаж и речевыми модулями, структуре проведения переговоров и отработке возражений.

Завершение проекта

Все инструменты мы презентуем, сдаём и обучаем работе с ними в формате онлайн-вебинара. При этом каждый такой вебинар записывается и передается клиенту для повторного изучения или обучения нового персонала.

После сдачи проекта с компанией Сомномед мы не прощаемся! Ещё в течение месяца мы бесплатно сопровождаем компанию, консультируем по всем возникшим вопросам и вносим необходимые правки в работу инструментов.

Нашей основной целью является обучение руководства компании работе с отделом продаж после сдачи проекта. Нам необходимо научить компанию эффективно работать с теми инструментами, которые мы для неё создали.

Мы строим фундамент того, как отдел продаж должен работать на макроуровне, какие-то из элементов мы досконально прорабатываем и на микроуровне. Но ни одна компания не стоит на месте, ей важно быстро адаптироваться к изменениям вокруг. Поэтому в дальнейшем руководство компании может и должно вносить корректировки и правки в те инструменты, которые мы создали.