Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

ГОД/КИНО. 1976-й. "Большие гонки"

Предыдущие статьи цикла 1960-1975, а также полный гид по каналу можно найти ЗДЕСЬ

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, всяческая гамарджоба, или как вам угодно!

«Русскiй РезонёрЪ» продолжает цикл статей под общей рубрикой «ГОД/КИНО». Один год – один фильм. Всё просто. Нынче же на нашем «канальном» дворе...

... 1976-й - год очередного XXV съезда КПСС.

Слова-то хорошие, но с "претворением в жизнь" вышло не очень...
Слова-то хорошие, но с "претворением в жизнь" вышло не очень...

Хорошо его помню: Леонид Ильич уже переносил клиническую смерть и инфаркты, а неудобные зубные протезы придавали его речи откровенно неприличный для его положения лидера огромного государства комический оттенок, когда слово «систематически» звучало примерно как «сиськи ма сиськи». Почти полторы недели вся страна вынуждена была смотреть по телевизору скучнейший спектакль, в котором определяли основные направления развития народного хозяйства на 76-80-е годы. Причем, заставляли это смотреть даже в школах! Да-да, усаживали детей перед экранами и... Чрезвычайно познавательно, знаете ли! Ожидаемого эффекта решения съезда не принесли. Повторения успеха «золотой пятилетки» 1966-1970 годов не получилось, страна неумолимо погружалась в застой, дряхлея вместе с вождём, ВВП «неуклонно» не рос, а снижался, во всём главенствовала «система», а не здравый смысл. Грустная история...И узнаваемая – по нынешней эпохе.

В мае 1976-го Леониду Ильичу присваивается звание Маршала Советского Союза. Что тут добавить? Разве что ещё один факт: в сентябре председатель КГБ Андропов и министр МВД Щёлоков становятся генералами армии. Когда власть неутомимо увешивает сама себя наградами, возникает закономерный вопрос – это точно так нужно? Например – применительно опять же к современности – девушка генерал-майор в 26 лет... Или 23-хлетний певец, награжденный давеча с поражающей воображение мотивировкой «за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность». Это ли не девальвация вооруженных сил, властная самодискредитация и откровенное презрение к своим гражданам? А началось всё именно тогда...

В сентябре 1976-го в КНР – траур. Уходит из жизни «великий кормчий» Мао Дзедун.

Миллиард рыдающих китайцев...
Миллиард рыдающих китайцев...

Приняв огромную, но совершенно беспомощную, слабую и экономически, и политическую страну, он – подобно Сталину – оставил после себя мощнейшую ядерную державу, с которой вынужден считаться весь мир. Какими методами это было достигнуто – вопрос другой, но фигура Мао навсегда останется на скрижалях Истории примерно на одной странице с Иосифом Виссарионовичем: ведь человеческие жизни никогда не играли для обоих никакого значения.

А вот это любопытно: в октябре 1976-го принимается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «о мерах по дальнейшему увеличению производства рыбной продукции». Отныне по четвергам в советском общепите - "рыбный день", а в городах появляются магазины фирмы «Океан».

Новосибирский "Океан". Что-то настораживают нагромождения одинаковых банок!
Новосибирский "Океан". Что-то настораживают нагромождения одинаковых банок!

Советское телевидение 1976-го года продолжает удивлять и одаривать зрителя творческими удачами. 1-го января – сразу две премьеры: детский «Приключения Буратино» (хотя – не только детский, его с удовольствием смотрели и взрослые) иииии... Да-да, тот самый фильм, под который отныне в СССР Новый Год просто немыслим – «Ирония судьбы или С лёгким паром». Но и это ещё не всё. В мае по ТВ показывают экранизацию вампиловского «Старшего сына» с молодыми Караченцовым и Боярским, летом – «первый сезон» «Вечного зова», а в декабре – «Небесные ласточки» с Мироновым. Нашему нынешнему ТВ на три года хватило бы, да...

В каждой советской квартире телевизор - центр мироздания и окно в мир
В каждой советской квартире телевизор - центр мироздания и окно в мир

В январе 1976-го в Англии в возрасте 85 лет уходит из жизни Агата Мэри Кларисса Миллер, которую весь мир знал как Агату Кристи. Её проза – самый продаваемый печатный продукт после Библии и сочинений Шекспира, примерный общий тираж – более двух миллиардов экземпляров, точнее никто сказать не может. Правда, есть ещё один «лидер» - цитатник Мао Цзедуна (так называемая «Маленькая красная книжица») и сборники его же статей – тут счет запросто может идти и на 10 миллиардов! Созданные плодами таланта и воображения Кристи Эркюль Пуаро и мисс Марпл – персонажи, скорее, не вымышленные, а вполне реальные, практически осязаемые.

Опасная конструкция, однако... А это точно не развалится?
Опасная конструкция, однако... А это точно не развалится?

Лидер советского кинопроката 1976-го года – цыганская драма «Табор уходит в небо» с почти 65-ю миллионами зрителей. Надо сказать, замечательно потрудился в том году «Совэкспортфильм», закупив сорвавшие в СССР очень приличную кассу «Зорро» с Аленом Делоном, индийскую «Зиту и Гиту», «Частный детектив» с Бельмондо и «Возващение высокого блондина» с Ришаром. Только эти четыре фильма посмотрели более 165 миллионов зрителей – в пересчете на рубли, это никак не менее 55 миллионов рублей. А мы с вами сегодня, пожалуй, снова пошалим: не будем вспоминать советский фильм того года, а припомним комедию, название которой до сих пор вызывают в душе какие-то приятные ассоциации и впечатления.

Разжиться аутентичной СОВЕТСКОЙ афишей, к сожалению, не удалось
Разжиться аутентичной СОВЕТСКОЙ афишей, к сожалению, не удалось

«Большие гонки» вышли на мировые экраны в 1965-м году и, между прочим, тогда же демонстрировались на Московском международном фестивале. Впрочем, на такое одиннадцатилетнее «опоздание» с выходом в прокат нам было совершенно наплевать – для советского человека фильм был «как новенький», тем более, как сейчас помню, широкоформатный – отдельный плюсик... Когда после обязательного журнала занавеси экрана раздвигались на всю ширину и высоту, мы привычно ахали... Какой огромный!

Что пьют красивые, очень красивые люди?.. Вам не кажется, этот рекламный слоган появился после просмотра "Больших гонок"!
Что пьют красивые, очень красивые люди?.. Вам не кажется, этот рекламный слоган появился после просмотра "Больших гонок"!

В чём же секрет обаяния этой 56-летней картины, очень даже годной к просмотру и сегодня? Тут сразу несколько факторов, сработавших единым целым и выстреливших послушно замыслу режиссера Блейка Эдвардса, одарившего мир чудесными «Завтраком у Тиффани», «Розовой пантерой» и очень милой, но почти забытой комедией «Микки и Мод»... Во первых – отсутствие каких-либо четких жанровых границ. Зритель, пришедший на «Большие гонки», погружался одновременно и в трюковый фарс, и в «ретро», и в «фильм-путешествие» вроде «Вокруг света за 80 дней», и в вестерн с его обязательными атрибутами, и в готическую европейскую «замковую» драму, и в прелестнейшую love story с вполне ожидаемым финалом. Весь этот «коктейль» на основе самого шипучего шампанского, был сработан на совесть рукой крепкого профессионала и разыгран четвёркой актёров высшего класса: Тони Кёртисом, Джеком Леммоном, Натали Вуд и Питером Фальком.

Сцена, в которой Макс отламывает у профессора ус, неизменно вызывала в зале гомерический хохот...
Сцена, в которой Макс отламывает у профессора ус, неизменно вызывала в зале гомерический хохот...

Каждый из них оторвался, что называется. «по полной», при этом не нарушив ансамблевой целостности, но смотрясь на экране «на миллион долларов». Кёртис с головой искупался в самоироничном амплуа героя-любовника, Вуд сверкнула красотой, умопомрачительными стильнейшими нарядами (мы тогда воочию увидели, что такое настоящий sex-appeal) , комедийным и вокальным талантами, а Леммон, казалось, просто был рожден для роли буффонадно-опереточного профессора.

... а когда Великий Лэсли раздевался по пояс в сцене поединка с демоническим красавцем бароном Рольфе фон Штуппе, по женской половине зала проносился восхищенный шепоток
... а когда Великий Лэсли раздевался по пояс в сцене поединка с демоническим красавцем бароном Рольфе фон Штуппе, по женской половине зала проносился восхищенный шепоток

Всё это вместе сопровождалось изумительной по мелодизму музыкой Генри Манчини – постоянного соавтора Блейка Эдвардса и «крестного отца» эпохи саундтреков, начавшейся с его Moon River. Устоять против такой неслыханной смеси самых убедительнейших «аргументов» у советского зрителя не было ни единого шанса, Голливуд в очередной раз продемонстрировал нам тогда, в 1976-м звездную стопроцентную улыбку, «причастив» к той самой легенде, о которой мы только немного слышали и очень хотели спросить, но строгая гомеопатическая дозировка, контролируемая Партией и Правительством, лишала нас такой возможности.

Питер Фальк (слева) вскоре прославится главной ролью в сериале "Коломбо", а Джек Леммон - навсегда зачислен в Пантеон Великих
Питер Фальк (слева) вскоре прославится главной ролью в сериале "Коломбо", а Джек Леммон - навсегда зачислен в Пантеон Великих

Пройдёт каких-нибудь десяток лет, и понемногу мы объедимся и Голливудом, и Европой до оскомины, но тогда... Тогда это был незабываемый аттракцион, чётко обозначавший границы между «мы» и «там». «Там» снимали неслыханные и невиданные нами боевики, «пеплумы», вестерны и комедии. А «мы» брали духовностью, наследием отцов и авторской концептуальностью. Что оказалось ценнее – наглядно продемонстрировало Его Величество Время. Многое из советского кинонаследия актуально и сейчас. Что-то из «Большого Голливуда» стало любопытной синефильской архаикой. Что-то благополучно пережило пять и больше десятилетий. «Большие гонки» - пережили.

- Эй, там, на "Беде"!..
- Эй, там, на "Беде"!..

Напоследок – несколько цитат из этой искрометной комедии, переносящих нас прямиком в 1976-й – когда мы от души хохотали на ней и хотели, чтобы двухсерийный фильм шел хоть на пять минуточек больше!

— Вы уроженка Борачо? — Какая уроженка?! Я здесь родилась!
— Гениально, Макс, положительно гениально! А кто следующий? — Следующим будет машина номер пять, у нее вылетит мотор. — Ха, машина номер пять!.. Но Макс, машина номер пять — это наша машина!
- Макс, кто там? – Дети, профессор! – Глупые дети!!!..
- О, господи, Макс! Что за кнопку ты нажал?..

С признательностью за прочтение, не болейте и «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ