Казалось бы, какая связь между школой и деменцией? Оказывается, самая что ни на есть прямая и очень прочная: во многом именно от учебы зависит, настигнет ли этот недуг человека в старости или минует. Подробнее о рецептах профилактики слабоумия и причудах работы мозга рассказала на конференции EdCrunch on Demand Ася Казанцева, научный журналист, нейробиолог, лауреат премии «Просветитель», автор трех книг-бестселлеров об иррациональном человеческом поведении.
– Начну с плохих новостей: по данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня в мире 50 млн человек страдают от деменции, то есть тяжелых нарушений памяти, абстрактного мышления, способности к планированию действий и вообще к самостоятельной жизни, – говорит Ася Казанцева . – На уход за больными уходит $1 трлн в год, чего достаточно для постройки и запуска 5 международных космических станций. Более того, к 2050 году от деменции будут страдать в 3 раза больше людей, отчасти в связи с ростом численности пожилого населения, отчасти из-за улучшения качества медицинского обслуживания: люди чаще будут до этого заболевания доживать. Сегодня мы поговорим о том, как не оказаться в числе этих несчастных.
Береги мозг смолоду
Гарантий никаких нет, но надежда есть: вероятность наступления и скорость развития старческого слабоумия зависят от того, каково функциональное состояние мозга в молодом возрасте, удалось ли вам развить новые связи между нейронами – синапсы. Главное открытие нейробиологии XX века: мозг меняется в ходе развития и обучения. Когда мы чему-либо учимся, между нейронами возникают новые связи, впоследствии это повышает устойчивость мозга к повреждениям и возрастной деградации. Это проще объяснить на примере фантастического сценария. Допустим, вы путешественник, живете в Архангельске, но летаете работать в Воронеж. Пока все было в порядке, вы летали с пересадкой в Москве, иных рейсов не было. Затем произошел местный апокалипсис, и Москва была стерта с лица земли. Если это был единственный для вас путь из точки А в точку Б, вы лишились не только Москвы, но и Воронежа, и Архангельска. Вы вообще не можете связать один город с другим. Однако если вы опытный путешественник и, пока все было в порядке, предусматривали альтернативные пути, вы можете, например, сделать пересадку в Пулково или полететь через Екатеринбург, Новосибирск, Кольцово, сделать пересадку в Варшаве, да хоть во Владивостоке, если это единственный оставшийся способ! В любом случае чем больше вы разработали маршрутов и нарастили разных нейронных связей, тем выше шанс, что влияние возрастных повреждений на ваши способности справляться с жизненными задачами дольше не будет заметно.
Проверенный рецепт: сон, движение и постоянное обучение
Для эффективного наращивания нейронных связей важны 3 аспекта: сон, движение и постоянное обучение. Сон, по современным нейробиологическим представлениям, важен для сортировки информации, полученной за день. Можно поэкспериментировать с мышью: вживить ей электроды в гиппокамп (зону, ответственную за память), учить животное ходить по лабиринту и наблюдать, какие нейроны активируются в тех или иных участках лабиринта, в какой последовательности проигрываются паттерны их активации. Днем мышь учится, а когда ложится спать, с помощью тех же вживленных электродов можно наблюдать те же последовательности активации нейронов – таким образом испытуемая лучше запоминает информацию, которую она усвоила и обработала, укрепляет связи между нейронами, а затем просыпается и действительно лучше ориентируется в лабиринте. Людям не вживляют в мозг электроды без медицинских показаний, но мы можем наблюдать за «диалогом» между корой и гиппокампом на ЭЭГ. Кроме того, есть огромное количество поведенческих экспериментов, показывающих, что люди лучше запоминают информацию, которую повторяли перед сном. Кроме того, те, кто не высыпается, регулярно демонстрируют проблемы с обучением и памятью, поэтому когда мы, нейробиологи, придем к власти, то отменим первые уроки и пары навсегда!
Помимо сна человеку необходимо движение. Мы эволюционировали совершенно не в тех условиях, в которых живем сейчас. Мозг анатомически не был рассчитан на создание «Яндекс.Такси», служб доставки, лифтов и эскалаторов. Мозг ориентировался на то, что у нас время от времени будет повышаться пульс, усиливаться кровоснабжение, вследствие чего в него будет поступать больше кислорода, и он будет выращивать больше нейронных связей. По утверждению ВОЗ, если двигаться менее 150 минут в неделю (это минимум по полчаса в рабочий день), мы будем страдать от гиподинамии, а мозг начнет работать хуже. Чем человек старше, тем важнее ему двигаться. Молодежь более-менее добирает эту активность в повседневной жизни, а пожилые люди часто предпочитают экономить энергию и испытывают дефицит движения.
И наконец, для улучшения работы мозга необходимо постоянно чему-нибудь учиться. Статистика говорит, что, если человек провел много лет в образовательных организациях, старческая деменция развивается у него медленнее. Здесь возникает обратная ситуация: чем человек моложе, тем важнее для него образование. Годы, проведенные за партой, принесут больше пользы с точки зрения когнитивного резерва, если вы пошли учиться раньше. Поэтому если вы размышляете, что делать дальше со своей жизнью: погрузиться в однообразную, но хорошо оплачиваемую работу, или пойти в магистратуру, аспирантуру, на второе высшее, выбирайте образование – оно поможет отсрочить деменцию. Если не хочется в университет, можно учить иностранные языки. Люди, которые владеют хотя бы одним иностранным и регулярно используют его как рабочий инструмент, в среднем сталкиваются со старческим слабоумием или болезнью Альцгеймера на 5 лет позже. Если сравнить МРТ-анализы двух человек, один из которых моноязычен, а второй билингвален, обнаружится, что поведенческие нарушения, вызванные возрастными изменениями в мозге, будут более выражены у того, кто говорит на одном языке. Тот, кому и языки не по душе, может играть на музыкальных инструментах – это хорошая слуховая нагрузка, развитие коры больших полушарий, нагрузка на лобную долю мозга (ввиду способности к предсказанию, куда пойдет мелодия).
Понятно, что полной страховки от деменции не существует, плюс многое зависит от генов. Тем не менее образ жизни и решения, принятые в молодости и зрелости, могут повлиять на то, насколько долго вы будете жить счастливо и активно. Для этого, повторюсь, желательно вволю спать, двигаться и учиться. Все, о чем я говорю, подтверждено множеством серьезных научных исследований. Если вам уже сейчас интересны подробности, можете почитать мою последнюю книжку «Мозг материален»: в ней много ссылок на полезные источники и литературу.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .