Из результатов опроса, проведенного в конце января 2021 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), следует: 59% респондентов считают, что высшее образование сейчас менее доступно, чем в советское время. Обратного мнения придерживаются 32% всех опрошенных. Кто же прав в столь принципиальном споре? Для ответа на этот вопрос рассмотрим образовательные траектории нынешних школьников.
Как было в СССР
Сравнивать наше время с периодом развитого социализма по каким бы то ни было критериям – неблагодарное занятие: критика последует в любом случае. Нас это не пугает. Напротив, нам интересны ваши комментарии, суждения, оценки.
В качестве показателя доступности высшего образования будем использовать долю молодых людей, поступивших в вузы, от всех детей, пришедших в 1-й класс общеобразовательной школы.
Директор Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ЦЭНО РАНХиГС) Татьяна Клячко, выступая на семинаре в Институте образования Высшей школы экономики (Инобр ВШЭ), привела такие данные:
В СССР в 1970-1980-е годы в вузы поступало 7,5-10% от всех детей, пришедших в 1-й класс.
Как стало в России
Семинар был посвящен региональным особенностям выбора молодежью образовательных и трудовых траекторий, и большая часть доклада, подготовленного сотрудниками ЦЭНО РАНХиГС, касалась системы среднего профессионального образования (СПО). Нас же интересует лишь небольшой фрагмент, в котором Татьяна Львовна очень наглядно представила образовательные траектории нынешних школьников.
Обратите внимание на уточнение: исследователи ЦЭНО РАНХиГС предлагают пренебречь незначительным отсевом и считать, что 100% детей, пришедших в 1-й класс, добираются до 9-го.
По развилкам и ключевым точкам
Пройдемся по всем развилкам и ключевым точкам образовательных траекторий.
Первая развилка: после 9-го класса 45% школьников переходят в систему СПО, 55% – в старшие классы общеобразовательной школы.
Вторая развилка: 80-85% выпускников 11-го класса, то есть 44-47% от всех детей, пришедших в 1-й класс, поступают в вузы, а 12-17% выпускников 11-го класса, то есть 6,6-9,35% от всех детей, пришедших в 1-й класс, переходят в систему СПО.
Всего в систему СПО, с учетом тех 45%, которые перешли после 9-го класса, попадают 51,6-54,35% от всех детей, пришедших в 1-й класс. Примерно 20% выпускников СПО, то есть около 11% от всех детей, пришедших в 1-й класс, поступают в вузы.
Таким образом, из всех детей, пришедших в 1-й класс общеобразовательной школы, в вуз сразу после окончания школ и организаций СПО попадает 55-58% (44-47% + 11%).
Рост доступности и неравенства
Итак, в 1970-1980-е годы в вузы поступало 7,5-10% от всех детей, пришедших в 1-й класс, а сейчас – 55-58%, то есть доля выросла примерно в 6-7 раз.
Разумеется, говоря о более высокой доступности высшего образования в наше время по сравнению с советским периодом, нельзя не сказать о возросшем влиянии на возможность поступления в вуз материального положения семьи. Речь, конечно, о платном обучении, которого не было в советское время.
С одной стороны, сейчас даже весьма посредственная сдача ЕГЭ не является препятствием для обучения в университете: в одной из статей мы рассказывали , что для поступления на бюджетное обучение в некоторые региональные педвузы достаточно набрать 130-140 баллов за три ЕГЭ, а для обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг хватит и минимального порогового балла. С другой стороны, абсолютное большинство молодых людей (85%) из семей с невысоким достатком рассматривают только обучение на бюджетных местах. Другими словами, по сравнению с советским периодом резко выросло неравенство образовательных возможностей.
Если в 70-80-е годы прошлого века молодой человек из семьи с высоким достатком при слабой сдаче вступительных экзаменов вполне мог не пройти в вуз по конкурсу, то сейчас такая ситуация немыслима: на платном обучении высокий конкурс сохраняется лишь в самых престижных вузах, а для обучения в остальных требуется только набрать минимальные баллы, установленные Рособрнадзором, Минобразования или Минпросвещения.
Мифы укрепляются?
Результаты опроса ВЦИОМ свидетельствуют: 59% респондентов заблуждались, когда утверждали, что высшее образование сейчас менее доступно, чем в советское время. Отметим, что 5 лет назад это мнение разделяли 53% россиян, то есть по мере того, как советский период уходит все дальше в историю, мифы об этом времени, в том числе и о высокой доступности высшего образования в СССР, только укрепляются.
Или, может быть, вы полагаете, что это не мифы? Что думали вы по этому поводу до прочтения статьи и изменилась ли ваша точка зрения после знакомства с представленными данными?
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .