На сегодняшний день молодым сайтом считается ресурс, существующий не более 9-12 месяцев. Причём за последние годы отчётливо прослеживается тенденция повышения «возрастного ценза». Раньше молодыми можно было назвать сайты, которым не исполнилось 3 месяца, потом этот срок увеличился до полугода, а теперь до года. Есть вероятность, что в будущем критерии «молодости» снова изменятся. В SEO такое состояние принято называть «песочницей».
Однако этот временной показатель не одинаков для всех. Многое зависит от тематики сайта, региона и т.д. Например, в конкурентных нишах продвигаться будет сложнее всего, однако если вы предлагаете какой-то уникальный продукт, пусть даже и в популярной тематике, раскрутка пойдёт быстрее. Возможно, ваш ресурс начнёт мелькать в выдаче уже спустя несколько недель.
Но в целом продвижение молодых сайтов — задача непростая, так как они не обладают трастовостью, поисковые системы им не доверяют. Чтобы страницы стали показываться в верхних строчках выдачи, необходимо провести большую работу по оптимизации.
Как ПС относятся к молодым сайтам
Основная задача любой поисковой системы — дать пользователю максимально полный и понятный ответ на его запрос. То есть в верхние строчки выдачи, да и на первую страницу (топ-10), ПС пускают только те ресурсы, которые заслуживают их доверия и считаются авторитетными. Понятно, что молодой сайт априори не может быть таковым, так как домен его существует всего ничего, и поисковая система пока не понимает, насколько представленная на страницах информация актуальна и полезна для пользователей.
Официально, конечно, ни один поисковик не подтверждает, что у него есть фильтр «песочница», который автоматически накладывается на все новые сайты. Но статистика показа таких ресурсов в выдаче говорит о существовании определённых «санкций». Если вы создаёте сайт с нуля, будьте готовы к большой работе по его оптимизации. Мы рекомендуем подключать СЕО-специалиста ещё на этапе разработки ресурса, до его запуска. Так вы сведёте к минимуму риск технических ошибок и сможете начать полноценную раскруту сразу же после запуска, не тратя время на исправление недочётов.
Но и тут надо знать меру. Слишком агрессивная оптимизация до добра тоже не доведёт. Например, если поисковик заметит, что ресурс как-то очень быстро обрастает покупными ссылками, он может его забанить, а это отсрочит возможность выхода в топ ещё на долгие месяцы. Быстрее всего хороших показателей в выдаче достигают сайты, содержащие уникальный контент, полезный для пользователей, и естественную ссылочную массу.
Стратегии продвижения
Начиная работу над каким-либо проектом, вы должны понимать, что приходите не в «чисто поле», здесь есть конкуренция, а значит вы сразу включаетесь в борьбу за целевую аудиторию. Исключение, если вы предлагаете миру абсолютно новый продукт, который планета Земля ещё не видела. Поэтому для привлечения внимания к новому сайт необходимо использовать все имеющиеся возможности.
Работа с запросами
Запросы делятся на три группы: низкочастотные (НЧ), среднечастотные (СЧ), высокочастотные (ВЧ). Для каждой тематики «набор» таких вхождений свой. На первых порах при раскрутке сайта важно использовать всё, потому что пытаться пробиться в выдачу, заходя сразу с высокочастотных запросов, невозможно. Здесь необходим комплексный подход.
Первые полгода стоит продвигаться по низкочастотным. Что это даёт: маленькая конкуренция, увеличение трафика, быстрый выход в топ и небольшая стоимость такого продвижения. Далее уже можно продвигаться по СЧ и ВЧ запросам. При таком подходе растёт доверие поисковых систем, и вы можете постепенно наращивать ссылочную массу, не вызывая подозрение.
Переход к ВЧ запросам — это всегда большие затраты, причём не только денег, но и времени. Для раскрутки по высокочастотным запросам необходимо провести тщательную аналитику, постоянно следить за тем, что сейчас в топе и своевременно обновлять контент на страницах.
Крауд-маркетинг
Крауд-маркетинг — это размещение контента на внешних площадках с целью получения обратных ссылок. То есть, проще говоря, вы публикуете на тематических порталах статьи по своей теме с ссылкой на ваш сайт. Так можно наращивать ссылочную массу, не привлекая внимания ПС. Площадки со схожей тематикой — это отличный инструмент для поиска и привлечения целевой аудитории.
Трастовые ссылки со СМИ
Трастовые ссылки от авторитетных СМИ необходимы, чтобы повышать доверие поисковых систем. Чем их больше, тем лучше. Главное сотрудничать с действительно зарекомендовавшими себя порталами. Для таких публикаций необходимо создавать качественный, уникальный, ценный контент или покупать рекламу. Можно начать с региональных СМИ, постепенно выходя на более крупные порталы.
Социальные сети
Для раскрутки сайта не стоит пренебрегать возможностями соцсетей. Там обязательно надо присутствовать и заниматься их раскруткой. При грамотной работе с социальными сетями, они станут хорошим источником трафика. К тому же никто не отменял повышение узнаваемости бренда. Если вы только выходите на рынок, это поможет завоевать доверие пользователей, они будут чаще обращаться на ваш сайт, а это, в свою очередь, поможет завоевать доверие поисковых систем.
Контекстная реклама
Доказано, что использование контекстной рекламы в Google и Яндекс помогает быстрее преодолеть «песочницу». Чтобы привлечь первый трафик, лучше использовать широкое семантическое ядро. Даже если вам кажется, что контекстная реклама стоит слишком дорого, постарайтесь задействовать её хотя бы минимально, она действительно приносит хорошие результаты.
Яндекс.Дзен
Молодая и очень перспективная площадка для раскрутки. На Дзене можно публиковать интересные материалы через собственную RSS ленту или создать сообщество на внутренней платформе. Каждая опубликованная там статья — это источник ссылок и трафика на сайт. Чем более интересный и полезный контент вы будете там размещать, тем выше будет популярность канала. А значит и рост трафика не заставит себя ждать. Однако учитывайте, что конкуренция там тоже растёт стремительно.
Особенности продвижения молодого сайта
Работа SEO-оптимизатора состоит их нескольких этапов. Для начала необходимо собрать семантическое ядро. Как мы говорили, в первую очередь работаем с низкочастотными запросами. Начинать работу над СЧ и ВЧ запросами имеет смысл тогда, когда сайт уже прошёл первичные ограничения поисковых систем. Далее следует конкретизация запросов. Есть широкие запросы и узкие. Например, «купить диван» — это широкий запрос, а «купить угловой диван в Москве» — конкретизированный. Именно при конкретизации есть шанс быстрее попасть в топ.
Запросы есть коммерческие (как в нашем примере с «купить диван»), а есть информационные. Понятно, что для коммерческого ресурса на первом по важности месте стоят соответствующие запросы. Но это не значит, что информационные надо полностью игнорировать. Напротив, делать этого не стоит. Включение информационных запросов поможет увеличить трафик и привлечь целевую аудиторию.
Важно также подбирать синонимы под запрос. Особенно актуальна такая практика для Яндекса. Алгоритмы системы работают таким образом, что ищут не только те страницы, на которых имеются определённые ключевые слова, но и их синонимы. Поэтому для попадания в топ необходимо тщательно прорабатывать запросы.
Техническая оптимизация
Техническая оптимизация — это комплекс работ по устранению ошибок и улучшению страниц ресурса. Без правильной тех. оптимизации нормального продвижения не получится. Как правило, в рамках работ выполняется несколько задач:
- Ускорение загрузки. Чем быстрее грузится страница, тем меньше вероятность, что пользователь покинет её, так и не дождавшись отображения контента. В среднем, страница должна грузиться не более 3 секунд. Чтобы увеличить скорость, необходимо почистить код от мусора, избавиться от лишних анимации, сжать изображения и т.д.
- Перелинковка. Это ссылки внутри сайта, с помощью которых можно перейти с одной страницы на другую. Однако злоупотреблять ими тоже не стоит. Если сайт напичкан ссылками на самого себя, поисковые системы теряют к нему доверие. Можно использовать уникальные анкоры, цветные гиперссылки, работать над удобством структуры и т.д.
- Код 404. Знакомая всем «ошибка 404», которая сообщает о том, что страница не существует. Если на сайте есть такие страницы, они должны быть хорошо проработаны, чтобы пользователь не покинул сайт, а вернулся на главную и продолжил искать то, что ему нужно.
- Оптимизация кода. Если есть скрипты CSS или JS, которые не используются, «держать» их нет смысла, удаляем.
- Внешние ссылки. Лучше, если на молодом сайте их не будет вовсе, так как они уводят пользователей на другие ресурсы. Если без ссылок всё же не обойтись, стоит закрыть их от индексации.
- ЧПУ. Это человекопонятный URL. То есть адрес вашей страницы должен состоять не из хаотичного набора знаков и символов, а быть информативным. Простой, читаемый URL легко запоминается и вызывает доверие у пользователей.
- Ответ сервера. Сервер может давать различные ответы на запрос, например, «200 ОК» говорит о том, что со страницей всё в порядке, она работает нормально, редиректы 301 и 302 позволяют перенаправлять пользователей на другие страницы. Например, зачастую их используют интернет-магазины, если какого-то товара нет в наличии. Пользователь просто перенаправляется на страницу с аналогичным товаром. Однако, чтобы не создавать проблем поисковым роботам, должна быть чётко проработанная структура расположения страниц. Приоритетные должны быть максимум в трёх кликах от главной.
- robots.txt. Это файл, который говорит поисковым роботам, что страницу можно индексировать. Он задаёт своеобразные «директивы» роботам поисковиков касательно всех файлов, а поисковые системы в дальнейшем этих директив придерживаются и видят ресурс.
- Создание sitemap.xml . Это маршрут для робота поисковой системы, который позволяет ему быстрее ориентироваться на сайте. Маршрут должен быть оптимальным, чтобы ускорить индексацию, потому что краулинговый бюджет ограничен, и за сутки бот не сможет обойти все страницы, особенно если их на сайте много.
- Мета-теги. Работа над title и description обязательна для продвижения. Они должны быть адекватными, уникальными, и в них должны содержаться ключевые слова. Title — это то, что видят пользователи в выдаче первым делом (синий заголовок), а description — краткое описание содержания страницы. На основании этого пользователи решают, надо ли им переходить по ссылке или нет.
Оптимизация контента
Технических работ для продвижения недостаточно. Они, безусловно, важны, но это «скрытая» часть процесса, о которой рядовой пользователь даже не догадывается. Но зато он видит содержимое сайта. И от того, насколько качественно это содержимое, зависит задержится ли пользователь на странице и совершит ли целевое действие. Тенденция последних лет — полезность контента. То есть просто текста с ключевыми словами недостаточно. Контент должен быть полезным, уникальным и интересным.
Содержимое страницы должно отвечать запросу пользователя. То есть если пользователь переходит на сайт по запросу «гусеничные краны», а видит на странице информацию про экскаваторы, он её покинет, потому что содержимое для него нерелевантно. То же самое касается мета-тегов. Не надо вписывать в них запросы, не соответствующие содержимому страницы. Высокий показатель отказов отрицательно сказывается на продвижении.
Тексты должны быть структурированы. При попадании на страницу пользователь должен видеть не сплошное полотно из букв, а чётко структурированный материал с подзаголовками, пунктами, подпунктами, выделениями и т.д. То есть всё то, что помогает удерживать внимание и позволяет быстрее ориентироваться в информации. Не лишним будет использовать изображения. Они помогают удержать внимания и разбавить текст, особенно если он длинный.
Внешняя оптимизация
Техническая оптимизация, работа над контентом — это внутренние работы над сайтом. Внешняя оптимизация — это увеличение ссылочной массы. То есть работа над повышением популярности сайта не изнутри, а снаружи, когда по ссылкам с других источников к вам приходят пользователи.
Ссылочная масса важна для продвижения, так как ПС больше доверяют сайтам, на которые ссылаются авторитетные площадки. Но тут важно не навлечь на себя гнев поисковиков. Если вас уличат в покупке ссылок, ждите «Пингвина» и «Минусинск». Лучше всё же делать эту работу вручную, тщательно подбирать площадки для размещения ссылок и не пытаться обмануть алгоритмы.
Поведенческие факторы
Это один из факторов ранжирования. На основании поведения пользователей поисковая система решает, насколько ваш контент (а значит и сайт) полезен и интересен. В число поведенческих факторов входит:
- Время, которое пользователь проводит на сайте. Если оно меньше минуты — это плохо.
- Отказы. Если пользователь закрыл страницу менее чем через 15 секунд, рейтинг сайта «в глазах» ПС минусуется.
- Глубина просмотра страницы. Чем больше времени пользователь проводит на странице, чем лучше её изучает, тем выше вероятность того, что он совершит целевое действие.
- Клики по ссылкам, комментарии, «лайки». Всё это знак одобрения пользователей, то есть контент им интересен.
Чем лучше поведенческие факторы, тем проще продвигать сайт. Поэтому необходимо обязательно работать над их улучшением. Если есть высокий показатель отказов, надо посмотреть, что не так со страницей. Возможно, на ней присутствуют нерелевантные запросы, от которых стоит избавиться. А может загрузка страниц слишком долгая, и её следует оптимизировать и т.д.
Что не стоит делать при раскрутке нового сайта
SEO — это непрерывная работа по усовершенствованию сайта. Лучше привлечь к этому специалистов, однако если вы решили продолжать заниматься раскруткой самостоятельно или хотите участвовать в процессе, необходимо понимать, какие действия могут ухудшить ситуацию. Итак, при продвижении молодого сайта нельзя:
- Удалять прошедшие оптимизацию страницы. Все они сканируются поисковыми роботами, а при удалении возникнет ошибка 404.
- Переписывать мета-теги. В них содержатся ключевые слова, поэтому менять их не стоит.
- Убирать SEO-тексты или вносить в них изменения. Все материалы, подготовленные SEO-специалистами, отвечают требованиям поисковых систем. Если вы самостоятельно будете вносить в них корректировки или удалять, рискуете потерять позиции в выдаче или вовсе попасть под санкции ПС.
- Менять URL. Его не получится просто взять и переписать. Если пользователь перейдёт по старому адресу, он попадёт на страницу с ошибкой 404. Если URL всё же надо заменить, необходимо настроить 301-й редирект, чтобы при переходе по старой ссылке шла переадресация на страницу с новой.
- Если оптимизацией занимается агентство, все правки и изменения на сайте должны вноситься по согласованию со специалистами. Самостоятельные действия могут принести больше вреда, чем пользы.
SEO-продвижение — это долгий процесс, который требует времени и профессионализма. Однако при грамотном подходе даже молодой сайт может выйти в топ через несколько месяцев после начала работ над оптимизацией.