Найти в Дзене
Университет «Синергия»

Эссе по обществознанию: особенности успешного написания

Оглавление

Написание эссе по обществознанию – довольно сложная задача. Но ее правильное выполнение может дать экзаменующемуся 6 баллов, что весомо.

Экзаменационное эссе – не литературное произведение и даже не сочинение в обычном понимании. Оцениваются в нем лишь определенные аспекты, и поэтому писать его следует с учетом критериев оценивания и по относительно жесткому плану.

Что оценивается в эссе?

Эссе пишется на основании высказывания известного человека. Оно должно стать основой для последующих теоретических выкладок, аргументов и выводов экзаменующегося. Отсюда важнейший критерий, по которому оценивают работу: раскрытие смысла высказывания. Ученик должен указать, какие аспекты какой проблемы затронул автор цитаты и как он их понимает.

Этот пункт приносит всего 1 балл, но в случае, если экзаменующийся получает по нему 0 (смысл не раскрыт), прочие аспекты его сочинения даже не рассматриваются, и 0 становится его общей оценкой за эссе. Действительно – как может человек подвести грамотную теоретическую основу под неверно понятый постулат? И какие выводы он сделает в результате?

Кроме того, при оценивании учитывается

  • правильность теоретической базы (понятий, терминов и их определений);
  • корректность, логичность рассуждений и выводов;
  • правильность и уместность примеров (которых должно быть приведено два, разного содержания).

В отличие от первого пункта, нулевая оценка по какому-то из этих критериев не исключает получения баллов по всем другим. Итоговая оценка снизится, но не обнулится.

Примерный план написания эссе

Чтобы выполнить все условия, предусмотренные критериями оценивания, экзаменующийся должен излагать свои соображения по теме по определенному плану. Теоретически последовательность изложения можно менять, но тогда сложнее будет затронуть все требуемые критериями аспекты и получить высший балл.

Примерный план эссе может выглядеть следующим образом.

  1. Смысл рассматриваемой цитаты, точка зрения автора высказывания.
  2. Понятия и явления, которые затрагивает цитата.
  3. Мнение автора эссе по поводу рассматриваемых вопросов.
  4. Аргументация своей точки зрения (в том числе с помощью примеров).
  5. Выводы по теме.

Приведенный план выглядит достаточно просто, но воплотить его в жизнь не так уж легко, так как раскрытие каждого пункта на деле требует затронуть несколько аспектов проблемы. Кроме того, цитаты-темы обычно подобраны так, что содержат в себе не одну основную мысль, а 2-3.

-3

Рекомендации по работе с пунктами плана

Есть аспекты, не затронуть которые в эссе нельзя – не будут начислены баллы по соответствующему критерию. Однако есть и дополнительные возможности, способные помочь получить высший балл. Существует и обратная сторона – некоторые факты и рассуждения не будут приняты проверяющими во внимание, сколь бы пространно они ни были изложены.

Раскрытие смысла высказывания

Этот пункт подразумевает именно изложение смысла – не пересказа высказывания другими словами. Уместны выражения в стиле «автор затронул проблему», «автор охарактеризовал», «приведенная цитата относится к вопросу» и тому подобное. Выводы о точке зрения автора по рассматриваемому вопросу логически вытекают из толкования. Обязательно должно быть приведено и само высказывание.

Дополнительные возможности: можно коротко охарактеризовать автора цитаты, кем он был, особенности его мировоззрения. Но делать это надо только в том случае, если экзаменующийся точно знает, кем является автор. От него не требуют непременно этих знаний для получения баллов, но вот ошибка неизбежно произведет плохое впечатление. Можно также указать, почему рассматриваемая проблема важна в настоящее время.

Недопустимо просто пересказывать цитату другими словами – требуется именно раскрытие ее смысла, выделение главной проблемы, затронутой автором (или нескольких проблем – по смыслу).

-4

Теоретическая часть

Далее потребуется подвести теоретическую базу под дальнейшие рассуждения. Здесь нужно раскрыть сущность понятий, относящихся к рассматриваемому вопросу (их обычно оказывается немного). Требуется дать определение, привести основные особенности, свойства, отличительные черты явления.

Важно делать это с научной точностью – вот тут-то и потребуется старательная подготовка, изучение материалов учебника. Также нужно указать связь между понятиями.

Недопустимо подменять характеристику понятий рассуждениями на бытовом уровне. Нельзя также путать научное и бытовое толкования понятия. Баллы за это начислены не будут. Всего же за подведение теоретической базы под рассуждения можно получить 2 балла. Если же этот пункт получит 0 баллов, все остальное тоже не будет засчитано.

Аргументативная часть

Аргументы за или против высказанной в цитате мысли должны приводиться на основании приведенной теоретической базы и конкретных примеров. Сколь бы авторитетен ни был автор высказывания, экзаменующийся не обязан соглашаться с его точкой зрения. Однако аргументы нужны в любом случае. Они должны излагаться кратко, в логической последовательности.

Недопустимо одновременно соглашаться и не соглашаться с автором цитаты. Не будут оценены позиции в стиле «я одновременно и согласен, и не согласен». Однако в том случае, если в цитате затронуты несколько проблем или аспектов одной проблемы, согласие может быть частичным: «Я согласен с автором в том-то, но вот это мне кажется неверным».

Важно понимать, что на практике пункты плана 2, 3 и 4 излагаются не последовательно, а скорее параллельно. Определения и характеристики понятий могут приводится в качестве аргументов в пользу определенной точки зрения, а личная точка зрения на проблему формулироваться непосредственно перед выводами.

-5

📍 Готовим к экзамену за 3 месяца! Запишись здесь и получи скидку + пробный урок!

Приведение примеров

Для получения максимального количества баллов по этому критерию необходимо привести 2 примера разного характера, иллюстрирующих разные моменты рассуждений. Примеры не должны быть откровенно лживыми, хотя допускается использование не реальных, а смоделированных ситуаций.

Участник экзамена может использовать в качестве источника для подбора примеров

  • свой личный жизненный опыт;
  • знания по истории или литературе (примером может стать и эпизод из литературного произведения);
  • сообщения СМИ, материалы телепередач.

Дополнительные возможности: вовсе не обязательно искать примеры в программной литературе или программных исторических событиях. Ученик имеет полное право сослаться на передачу/книгу/фильм, с которыми познакомился по личной инициативе. И полезно помнить, что критерии оценивания не требуют точной ссылки на источник примера, если это материалы СМИ или телевидения (не нужно называть печатное издание и его номер или дату выхода передачи для того, чтобы пример засчитали).

Но недопустимо перевирать и подтасовывать факты. Проверяющие тоже много читают и следят за последними событиями. Особенно строго следует отбирать исторические факты.

Правильно приведенные примеры приносят экзаменующемуся по 1 баллу каждый. В принципе можно привести и больше примеров.

-6

Подведение итогов

Что до выводов – они не должны противоречить всей приведенной ранее аргументации. Также выводы не должны быть слишком обширными.

Выводы оцениваются заодно с общей последовательностью, логичностью и аргументированностью изложения. Логика может принести автору эссе 1 балл.

Как видим, все непросто, но не так уж и страшно. Лучше всего предварительно набросать расширенный план на черновике (с кратким указанием понятий, аргументов, примеров, которые потребуются для раскрытия темы). Тогда все получится.

-7