Страховые компании выступили с просьбой, касающейся того, чтобы отвязать диагностическую карту от ТО. Связано это с тем, что пункты технического осмотра оказались не готовыми к ожидаемому наплыву клиентов, который последует в связи с введением новых правил с 1 марта. Такая ситуация может стать причиной того, что многие водители начнут отказываться от оформления ОСАГО. Это в свою очередь сделало актуальным вопрос о переносе запланированной реформы.
В соответствии с планом новые правила прохождения ТО должны вступить в силу с 1 марта 2021 года. Однако, сложившаяся ситуация указывает на то, что введение правил окажется перенесённым на более позднее время. На возникшую проблему указывают многие страховщики, которые предлагают рассмотреть вариант переноса новых правил либо вовсе отказаться от привязки техосмотра к ОСАГО.
Перенос реформы
Принятые нормативы указывают на то, что с 1 марта все водители должны осуществлять прохождение процедуры ТО в сервисных пунктах, имеющих специальную аккредитацию РСА. При этом транспортное средство должно быть дважды сфотографировано. На фото должны быть указаны координаты техцентра. Все сведения, касающиеся технического состояния автомобиля, а также данные о ТО должны быть добавлены в цифровую диагностическую карту. Вся информация требует закрепления электронной подписью специалиста, которым осуществлялась процедура проверки транспортного средства.
Доступ к базе открыт страховым компаниям, занимающимся оформлением ОСАГО, а также Министерству внутренних дел, осуществляющему проверку подлинности диагностической карты, а также работы самого сервисного центра.
2 февраля появилась информация о том, что МВД и Минтранс намерены пересмотреть требования, которые предъявлены к фотосъёмке ТС в ходе проведения технического осмотра. Предполагалось, что транспортное средство на пункте ТО должно быть сфотографировано дважды: первый раз при въезде, второй - при выезде. На полученных фото должны быть хорошо различимы номерные знаки, а также должны считываться координаты. В ходе проверки работы системы ЕАИСТО оказалось, что плотная застройка вокруг пунктов ТО становится причиной экранирования спутникового сигнала, в результате чего координаты могут оказаться смещёнными.
В связи со сложившейся ситуацией внесено предложение о добавлении в осуществляемую процедуру требования, касающегося сопровождения фото ТС показаниями системы ГЛОНАСС. В результате должны быть изменены требования, предъявляемые к производственно-технической базе пунктов ТО, что связано с необходимостью переоборудования помещений, в которых осуществляется осмотр транспортных средств. За несколько недель, оставшихся до начала работы пунктов техосмотра по новым правилам, станции ТО не смогут провести необходимое переоборудование, в связи с чем принимается решение о переносе сроков вступления в действие новых правил.
Таким образом, официальная формулировка оказалась связанной с необходимостью внедрения ГЛОНАСС. В результате новые правила будут перенесены на полгода и начнут действовать с 1 сентября 2021 года. То есть по факту дело касается отсрочки.
ОСАГО без диагностической карты
В связи с новыми правилами страховые компании предвидят ситуации, в которых водителям будет сложно пройти техосмотр, так как выраженной является нехватка аккредитованных операторов.
Автостраховщиками была поддержана инициатива, направленная на полную отвязку диагностических карт от ОСАГО. Такое решение направлено на то, чтобы избежать возможной дестабилизации ситуации. Анкетирование, которое было проведено в РСА, показало, что по всей стране имеется 5300 аккредитованных пунктов ТО. Страховыми компаниями был поставлен вопрос о том, готовы ли пункты к приёму водителей с 1 марта. Ответ о готовности был получен только от половины сервисов. Также обращения были направлены в адрес региональных властей, которые отвечают за готовность приёма сервисов к моменту запуска новой системы, однако ответа с их стороны не последовало.
Страховщики поясняют, что их предложение основано не на страхе потерять прибыль, а на ситуации, которая вызовет сложности для водителей, так как ОСАГО представляет собой социально значимый вид страхования.
Перенос и отмена
Предложение РСА, касающееся отмены привязки ОСАГО к получению диагностической карты в ситуации, когда отсутствует достаточное количество пунктов ТО в регионах, оказалось ожидаемым. Дело в том, что по новым правилам пункты техосмотра должны обладать достаточно большим количеством оборудования, которое обходится в десятки миллионов рублей. Полностью оборудованных сервисов в настоящее время в России немного. Получается, что люди в регионах сталкиваются с проблемой прохождения техосмотра, так как нужных пунктов нет и их появление в достаточном количестве не предвидится. Всё это приводит к тому, что страховым компаниям привязка ОСАГО к диагностической карте оказывается невыгодной.
В то же время предложение, связанное с тем, чтобы отвязать ОСАГО от техосмотра, имеет сложности в реализации. Связано это с тем, что согласно действующему законодательству получение диагностической карты перед приобретением полиса обязательного страхования автогражданской ответственности является обязанностью водителя. Чтобы изменить законодательство такого уровня, потребуется много времени. Эксперты полагают, что до 1 марта переписать нормативную базу оказывается невозможным.
Единственный выход из ситуации на данный момент - перенос сроков введения новых правил. В том случае если перенос осуществлён не будет, высока степень вероятности того, что настанет коллапс. Также понятным становится то, что в течение ближайшего полугода бизнес не сможет открыть достаточное число пунктов техосмотра, так как необходимое оборудование стоит миллионы, кроме того, его нужно заказать и дождаться.
Возникшая ситуация оказывается похожей на ту, которая была в связи с передачей частным лицам производства номерных знаков. Тогда частники не начали в массовом порядке открывать данное производство, а результате чего людям не удавалось оформить номера. После этого такая возможность была возвращена в МРЭО. С техосмотром возможно повторение такой истории. Однако, тогда от государства потребуются серьезные инвестиции, потому что система ТО в ГИБДД оказалась разрушенной.
Существует три выхода из ситуации. Первый заключается в полном переходе техосмотра ГИБДД. Второй состоит в том, что для бизнеса появляются стимулы к такой экономической деятельности. В качестве таких стимулов могут выступить резкий рост тарифов, а также государственные субсидии на открытие необходимых пунктов. Ещё один вариант заключается в полной отмене технического осмотра. Однако, реализация последнего варианта стремится к нулю. Вероятнее всего, что введение новых правил будет несколько раз отложено, после чего отменено вовсе. В результате ситуация вернётся к существующей сегодня.
На нашем сайте RSA.SU Вы можете:
- оформить полис ОСАГО онлайн
- проверить полис ОСАГО на подлинность
- проверить свой коэффициент КБМ
- проверить штрафы ГИБДД
- проверить автомобиль по базе ГИБДД
- и многое другое :)