Начало смотрите здесь:
Динозавры учат шахматам. Рефлексия 1
В комментарии 1А мы сформулировали во вступительной части ряд общих положений, которые полезно постоянно иметь ввиду, знакомящемуся с этими материалами.
Произносимый в программе текст:
«И восемь рядов в длину
В сумме это шестьдесят четыре клетки»
Комментарий:
Не буду спорить с переводчиком.
Трёхлеткам всё параллельно: и вертикали, и горизонтали, и диагонали.
И длина, и ширина.
Да и математическая или философская – кому как нравится – категория «ряд» малышам до высокой лампочки в далёком коридоре.
У нас секунды на захват внимания.
Ребёнок нам доверился и позволяет распоряжаться своим драгоценным временем.
Да, да!
Драгоценным.
И он своё время по-своему очень даже ценит.
Считаем, ведя ладонь вверх, клетка за клеткой!
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь!
Чуть позже мы начнём читать этот странный алфавит:
А, БЭ, ЦЭ, ДЭ, Е, ЭФ, ЖЭ, АШ.
Это будет наша считалка в начале урока.
Каждый раз пробежимся.
И по вертикалям и по горизонталям.
И через сто погружений малыш будет легко и читать буквы и считать до восьми.
Играючи!
С улыбкой на устах!
А про шестьдесят четыре мы пока помолчим.
Пропустим мимо ушей дитяти.
Ей эти подсчёты ни к чему.
А ведь мы можем сообщить массу презанятнейших вещей про это число:
Два в шестой степени!
Обратное числу хромосом у человека (46 – 64)!
Кстати, 18 в разнице между этими константами – одно из проявлений принципа Паули, известного как «два эн в квадрате»!
Нас, взрослых, только запусти в этот райский сад Числ и Чисел!
Уж мы разойдёмся!
Раззудимся!
Разухабимся!
Шестьдесят четыре, признаемся мы скромно, это четыре магических квадрата четвёртого порядка, то есть четвёрка матриц 4х4, в которых в каждой по четыре матрицы второго порядка, содержащей 4 клетки!
А если пронумеровать эти матрицы числами от одного до шестнадцати, как это, к примеру, сделал автор «Меланхолии» Дюрер в 1514-ом году, то…