Найти тему
ВидеоКёнигсберг

Впечатления от фильмов про отца Сергия

"Чем меньше имело значения мнение людей, тем сильнее чувствовался Бог." (Лев Толстой, "Отец Сергий")

Почему именно "Отец Сергий" привлек мое внимание?

Я писал статью об Иване Мозжухине — знаменитом русском актере немого кино. Одна из великолепных ролей Мозжухина — роль отца Сергия в одноименном фильме Якова Протазанова, вышедшем в 1918 году.

Иван Мозжухин в роли отца Сергия, 1918 год
Иван Мозжухин в роли отца Сергия, 1918 год

До 1918 года фильм по рассказу Льва Толстого не разрешали ставить — нельзя было изображать на экране в фильмах членов Императорской семьи. Фильма, а именно женского рода поначалу называлось новое развлечение в обществе, была прежде всего скоморошьим представлением для народа, где показывались смешные сценки, легкомысленные, лубочные истории.

И вот, в 1918 году зрителю впервые представили нечто новое — экранизацию серьезной вещи. Народ выходил после премьеры фильмы "Отец Сергий" потрясенным. Это было что-то неслыханное! Иван Мозжухин играл так, что люди плакали, искренне переживая за князя Касатского, ставшего монахом...

Экранизация фильмов в Советской России

В 1928 году к 100-летию со дня рождения Льва Николаевича Толстого зрителю вновь захотели представить фильм Протазанова. Но советская власть воспротивилась показу: во-первых, Иван Мозжухин уже покинул Советскую Россию, а, во-вторых, сочли политически неверным показывать народу картину про церковь. Зачем напоминать в разгар борьбы с религией про сильную личность, монаха, да еще князя по происхождению?

Сергей Бондарчук в роли отца Сергия, 1978 год
Сергей Бондарчук в роли отца Сергия, 1978 год

Были и другие произведения у Толстого, вполне отвечавшие идеологическим установкам. Например, "Крейцерова соната", вышедшая в 1926 году, или "Анна Каренина" 1918 года, "Поликушка" (1919) режиссера Санина...

Однако, уже к 150-летию Льва Толстого, в 1978 году Игорь Таланкин снимает полнометражный цветной фильм "Отец Сергий" с Бондарчуком в главной роли. Видимо, авторитет Льва Толстого пересилил все идеологические установки. Для меня является загадкой, как пропустили такой фильм с сильной религиозной подоплекой!

Сравнение двух фильмов

Сравнение двух фильмов, 1918 года и 1978 года, напрашивается само собой. Но сравнение это не совсем корректно. Ведь изобразительные средства и приемы немого кино сильно отличаются от звуковых картин, тем более, после 60 лет развития кинематографа.

Лев Николаевич Толстой. Фото Прокудина-Горского, 1908 год.
Лев Николаевич Толстой. Фото Прокудина-Горского, 1908 год.

Фильм с Иваном Мозжухиным — действительно, очень интересен! Просматривая старую ленту, я на миг увлекся и забыл, что это немое кино — настолько выразительно, просто и ясно играл Мозжухин!

Фильм с Бондарчуком более следует рассказу Толстого — становятся понятны некоторые эпизоды, мотивы поступков князя Касатского. Сергей Бондарчук не совсем похож на высокого красавца князя, как его изображал Лев Николаевич. Но играл Бондарчук сильно, не менее выразительнее Мозжухина. Да иначе быть и не могло — нельзя было фальшивить после знаменитой фильмы Якова Протазанова!

Впечатления и #ценный урок

Впечатления сильные от этих двух картин! Я не пожалел ни на секунду, что отыскал старую ленту с Мозжухиным в главной роли и посмотрел на нее. Я также не пожалел, что посмотрел актерскую работу Сергея Бондарчука. Его отец Сергий не менее колоритен, но более человечен и понятен.

А еще я получил подтверждение давней мысли — отлучение от церкви Льва Толстого имело под собой основу. И это — страх правды о том, во что превратилась эта церковь.

"Сергий видел, что он был средством привлечения посетителей и жертвователей к монастырю и что потому монастырские власти обставляли его такими условиями, в которых бы он мог быть наиболее полезен..." (Л. Н. Толстой, "Отец Сергий")

К сожалению, все это продолжается и сегодня...