Найти в Дзене
Русский мир.ru

«Я всегда был ничьим человеком»

Свобода, равенство и братство! Разве не прекрасные идеалы? Но, соблазнившись ими, человечество повернуло совсем не туда. Пронеся идеи о недопустимости возвышения одних над другими, о счастье в коллективе, о горении в слаженной работе над устроением рая на земле через блистательный XIX век, мир уперся в век жуткий – ХХ. Свобода обернулась порабощением целых народов, равенство – никчемностью всех перед всеми, а братство выродилось в безликую массу. Почему? Была ли альтернатива? Свобода, творчество и личность! Такую триаду предложил миру Николай Бердяев, самый внимательный наблюдатель ХХ столетия, самый строгий его судья.

Текст: Марина Ярдаева, фото предоставлено М. Золотаревым

Говорить о биографии Николая Александровича Бердяева странно. Его биография – это движение мысли и чувства, это, в сущности, философография. Нет, конечно, и в жизни мыслителя внешние события были тесно связаны с внутренними, но связь эта такая парадоксальная, иррациональная, что порой и не знаешь, с какого конца подступиться. И потому начать лучше не с конца, а с начала.

Или все же с конца? «Я никогда не ощущал, что родился от родителей», – признается философ, подводя итоги своего пути в «Самопознании». Это следует отметить прежде. И снова вернуться к началу.

Николай Александрович Бердяев. 1920-е годы
Николай Александрович Бердяев. 1920-е годы

Николай Бердяев родился 6 (18) марта 1874 года в Киеве. Отец, Александр Михайлович Бердяев, происходил из дворянского рода киевских и харьковских помещиков. Предки его почти все военные, сам он был кавалергардом, рано вышедшим в отставку. Мать, Алина Сергеевна, урожденная княжна Кудашева, наполовину француженка. Родители вращались в кругах, близких к императору Александру III. Семейный уклад отличался крепким, комфортным бытом. И в то же время будущий философ подмечал в родных какую-то неприспособленность к жизни, надлом, большую чувствительность и душевное неблагополучие. Отца раздирали противоречия между патриархальными привычками и либеральными взглядами. Мать была болезненной и нервной. В доме «образовалась атмосфера, родственная Достоевскому».

Киев. Аскольдова могила. На склоне лет, во Франции, Бердяев вспоминал лавру, Крещатик, Софию, Днепр, Царский сад и кладбище возле Аскольдовой могилы, где были похоронены предки философа...
Киев. Аскольдова могила. На склоне лет, во Франции, Бердяев вспоминал лавру, Крещатик, Софию, Днепр, Царский сад и кладбище возле Аскольдовой могилы, где были похоронены предки философа...

Раннее детство – пора безмятежности. Прогулки с няней по чудесным аллелям, катание на кабриолете с пони, поездки в Вену. Потом – учеба, суровая повседневность. По семейной традиции мальчик был зачислен в Киевский кадетский корпус. Это было то еще испытание – казенщина, военщина, грубое общество. Учился кадет Бердяев посредственно, по собственному признанию, «не мог решить ни одной математической задачи, не мог выучить четырех срок стихотворения». Позже он объяснял: «Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном творческом состоянии, и я не мог обнаружить способностей, когда нужно было пассивное усвоение, запоминание». Способности обнаружились к философии.

Уже в 14 лет Николай Бердяев читал Канта, Гегеля и Шопенгауэра. Немецкие мыслители подтвердили его смутные догадки о мире: оказалось, что разлад с миром явлений отнюдь не мнимый, не кажущийся, он реален, трагичен, невыносим. С этим нужно было что-то делать. Просто принять это было невозможно. Жизнь бросила вызов – следовало вступить в борьбу. Досужая психология теперь легко объясняет такие порывы и озарения подростковыми кризисами. Бердяев рано понял, что человек одной психологией не исчерпывается, как не исчерпывается он и социологией, и уж тем более биологией. Человек есть существо, способное возвыситься над природным миром и над самим собой.

В шестом классе Николая Бердяева переводят в Пажеский корпус в Петербург. Но он отказывается ехать в столицу, отказывается вовсе от военной карьеры, ставшей ему ненавистной заранее. Он бросает все, еще больше углубляется в книги, готовясь к поступлению в Киевский университет. В 1894 году он становится студентом естественного факультета. Через год переходит на юридический.

Н.А. Бердяев. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии (С.-Пб., 1901). Титульный лист
Н.А. Бердяев. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии (С.-Пб., 1901). Титульный лист

ПРАВДА МАРКСИЗМА

«У меня было раннее сознание того, что мир, общество, цивилизация основаны на неправде и зле. <...> Я рано почувствовал разрыв с дворянским обществом, из которого вышел, мне все в нем было не мило и слишком многое возмущало. <...> Мне никогда не импонировало никакое положение в обществе, никакой иерархический чин, никакая власть», – пишет Бердяев в своей философской автобиографии. Во время учебы в университете все его противоречия – сословные, социальные и как следствие мировоззренческие, духовные – усугубляются. Доходит до абсурда: новоявленный студент предпочитает общество евреев лишь потому, что это дает ему гарантию, что они не дворяне и не родственники. С такими воззрениями немудрено попасть в среду молодых революционеров.

Еще в первые годы учебы Бердяев сошелся с марксистом Давидом Логвинским, через него вошел в группу, в которую входил и Луначарский. Порвавший со своей средой дворянин начал читать лекции и доклады членам Киевского социал-демократического комитета. Он даже сделался кем-то вроде идейного руководителя. Что же пленило философа в марксизме? Историзм, масштаб, широта перспектив. К тому же трудно было не согласиться с марксистской критикой капитализма. Правду этой социальной критики Бердяев не отвергал по-настоящему никогда. А в молодости он готов был за нее и пострадать.

Н.А. Бердяев. Судак. 1912 год
Н.А. Бердяев. Судак. 1912 год

В 1898 году Бердяев был арестован и исключен из университета. Около месяца он провел в Лукьяновской тюрьме, где испытал почти религиозный экстаз. Настроение его охватывало самое победное. Да и тюремный режим был легок – во время прогулок арестанты устраивали собрания с докладами. Благодаря связям отца философа скоро освободили. Но позже, уже в 1900 году, неблагонадежного дворянина сослали на три года в Вологодскую губернию. Вместе с ним туда отправились и многие его товарищи-социалисты.

Еще до ссылки, впрочем, Бердяев начал отдаляться от марксизма – он сделался для него слишком тесным. Философ в то время читал Достоевского, Толстого, Ницше, символистов. На почве сходности литературных интересов подружился с религиозным экзистенциалистом Львом Шестовым. Начал работать над первой книгой, «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии». В своей работе Бердяев высказывает крамольные для марксиста мысли: «Истина, добро, красота не зависят от революционной классовой борьбы, определяются не социальной средой, а трансцендентальным сознанием». В 1901 году книга печатается с предисловием Петра Струве, который тоже уже повернул к идеализму. Работа Бердяева вызвала негодование в левых кругах. А после публикации статьи «Борьба за идеализм» марксисты и вовсе записали философа в изменники. Однако, даже столкнувшись с нетерпимостью, узостью сознания подавляющего большинства, низким уровнем культуры оппозиционно настроенного общества, Бердяев продолжал считать себя социалистом.

Главный зал библиотеки Киевского университета Святого Владимира. 1890-е годы
Главный зал библиотеки Киевского университета Святого Владимира. 1890-е годы

После ссылки Николай Бердяев переехал в Петербург и на время примкнул к нелегальному «Союзу освобождения». В 1903–1904 годах участвовал в организованных обществом заграничных съездах. В Женеве, к слову, встречался с Плехановым, говорил с ним о наивности материалистического рационализма. Плеханов, впрочем, его не понял, заявил, что с такой философией нельзя оставаться марксистом. Вскоре собрания представителей движения, так называемые «освобожденческие банкеты», стали для философа мучительными, он окончательно порвал с этой средой.

ПОВОРОТ К РЕЛИГИИ

В 1905 году представители различных новых течений сходились на страницах петербургского журнала «Вопросы жизни», а ищущие нового религиозного откровения – еще и в салоне Мережковских. Бердяев не остался в стороне ни от того, ни от другого. На этих встречах он познакомился с самыми интересными, самыми яркими философами, писателями и поэтами: Вячеславом Ивановым, Андреем Белым, Василием Розановым. С Зинаидой Гиппиус он мог разговаривать до глубокой ночи. С самим Дмитрием Мережковским тесного общения не случилось. А жаль.

Н.А. Бердяев. Sub specie aeternitatis (С.-Пб., 1907). Титульный лист
Н.А. Бердяев. Sub specie aeternitatis (С.-Пб., 1907). Титульный лист

Оба философа во многом сходились. Во взглядах на идеи Достоевского и Толстого, в нелюбви к Рафаэлю, в интересе к фигуре Леонардо да Винчи и в двойственной оценке его творчества. И оба этой схожести не признавали. Удивительно читать признания Бердяева об огромной разности с Мережковским. И еще удивительнее иллюстрации этой разности. Николай Александрович упрекал Мережковского, например, в том, что тот совсем не чувствителен к правде толстовского протеста. Но ведь он и сам в «Духах русской революции» недвусмысленно называл бунт Толстого «рабьим». Бердяев упрекал Мережковского в холодной эгоцентричности, в равнодушии к идеям других, но ведь и его самого часто упрекали в том же, и он, как никто, понимал истоки этого непонимания. Мережковский так же чувствовал себя чуждым миру, как сам Бердяев ощущал себя «ничьим человеком». Поразительно, как оба не угадали этого друг в друге. Поразительно, как смогли они потом разойтись на всю жизнь и не встречаться даже в Париже, в эмиграции.

Слева направо: А.К. Герцык, Н.А. Бердяев, Л.А. Жуковская, Е.К. Герцык, М.А. Волошин, Л.Ю. Бердяева. У дома Герцыков в Судаке. 1910 год
Слева направо: А.К. Герцык, Н.А. Бердяев, Л.А. Жуковская, Е.К. Герцык, М.А. Волошин, Л.Ю. Бердяева. У дома Герцыков в Судаке. 1910 год

Впрочем, возможно, они просто повстречались не вовремя. Их разделила русская революция 1905 года, они разминулись в ее понимании. Хотя и это ужасно странно. Многие идеи, что высказывал Мережковский еще в 1900-х годах, были продолжены потом в сборнике статей о русской интеллигенции «Вехи», но Мережковский, будто забыв о своих былых настроениях, приветствовал 1905-й с каким-то неудержимым восторгом. Бердяев же переживал этот год тяжело: слишком удручающее впечатление произвели на него исторические события.

Обложка сборника "Вехи". 1909 год
Обложка сборника "Вехи". 1909 год

Поворот Николая Бердяева к христианству ознаменовался выходом книги Sub specie aeternitatis («С точки зрения вечности»). Хотя как такового обращения у философа не было, была лишь эволюция – вот ее-то он и зафиксировал в сборнике статей 1900–1906 годов. Об этой книге очень уж иронично отозвался Лев Шестов. Даже едко. Он подшучивал, что Бердяев «стал христианином прежде, чем выучился четко выговаривать все слова Символа веры. <...> стал выговаривать слово Христос тем же тоном, которым прежде произносил слово Маркс». По мнению Шестова, Бердяев открыл сборник убежденным кантианцем, а закончил полным отрицанием эмпирического мира, чем уподобился девицам, продолжающим играть в шахматы без короля.

А философу король и не нужен. Он сам по себе. Он знает, что в его пути нет ничего от метаний неофита, он только ищет новые способы выражения своих идей. И дело тут вовсе не в неумении что-то выговаривать, а в своей собственной терминологии, которая шла у философа от усложняющегося отношения к христианству. Он ведь подступался к нему с разных сторон: и с ортодоксальной, и с прогрессивной, и с народной, и даже с сектантской. Он участвовал и в религиозных собраниях интеллигенции, но его можно было встретить и в трактирах за спорами с бессмертниками, духоборами и хлыстами. Он изучал старчество и общался со странниками-паломниками. И ничего не удовлетворяло его.

Василий Васильевич Розанов (1856–1919), русский религиозный философ
Василий Васильевич Розанов (1856–1919), русский религиозный философ

В религии Николая Бердяева больше всего волновали вопросы о свободе, о творчестве, о личности. Он ставит их уже в книге «Новое религиозное сознание и общественность», вышедшей в 1907 году. Позже он разовьет эти идеи в работах «Философия свободы» и «Смысл творчества. Опыт оправдания человека».

А в 1909-м вышли в свет «Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции вызвал шквал возмущения в обществе. Николай Бердяев выступил в сборнике со статьей «Философская истина и интеллигентская правда». Философ был, может быть, и не столь резок, как его коллеги, поскольку его в большей степени волновали вопросы все-таки отвлеченные, но и он обвинил революционеров в низкой культуре и невежестве. А главное, что поставил автор в упрек русской интеллигенции, – это утилитарное отношение к философии, обращение к ней за обоснованием их борьбы и, конечно, увлечение материализмом, самой элементарной и низкой формой философии. «С русской интеллигенцией в силу исторического ее положения случилось вот какого рода несчастье, – писал Бердяев, – любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине».

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941), русский писатель, поэт, критик
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941), русский писатель, поэт, критик

Любовь к истине, любовь к свободному поиску самому Бердяеву не прощали очень уж часто. В «Философии свободы», вышедшей в 1911 году, усмотрели ересь уже и представители религиозных кругов. За статью «Гасители духа», опубликованную в 1913 году в «Русской молве», философа под дружное одобрение общественности отдали под суд за богохульство. Ему грозила Сибирь, но началась война, рассмотрение дела постоянно откладывалось вплоть до 1917 года – от новой ссылки Бердяева спасла, как это ни парадоксально, революция. Моральное же осуждение реакционной православной среды философа мало задевало. Да и прогрессивной тоже.

Уже в 1911 году Николай Александрович перестал посещать собрания Религиозно-философского общества, отошел от издательства «Путь», углубившись в творческое уединение. Зиму 1912-го философ с женой Лидией провел в Италии, где, конечно, много размышлял о судьбе Ренессанса. Здесь родилась и развилась философская идея об оправдании человека творчеством. Книгу «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» Николай Бердяев называл самым вдохновенным своим произведением.

Н.А. Бердяев с женой Лидией Юдифовной (третья слева, в платке) и знакомыми на крыльце школы им. Вл. Соловьева на Остоженке. 1913 год
Н.А. Бердяев с женой Лидией Юдифовной (третья слева, в платке) и знакомыми на крыльце школы им. Вл. Соловьева на Остоженке. 1913 год

Василий Розанов посвятил «Смыслу творчества» 14 критических статей. И в своих разборах то восхищался трудом Бердяева, то нещадно на него нападал. А нападая, он был совсем уж суров, писал, что книга слабая, что размышления дурные и газетные. При этом на поставленный Бердяевым вопрос, лучше ли было бы, если бы в России в начале ХIХ века жили не великий святой Серафим Саровский и великий гений Пушкин, а два святых – святой Серафим и святой Александр, Розанов не моргнув глазом отвечает: да, с двумя святыми было бы очень даже замечательнее. Более того, Розанов тут же за Александра Сергеевича в некой гипотетической ситуации всем распорядился. «Сам Пушкин – сам! – ни на минуту не задумался бы кинуть и свои поэмы, и стихи к подножию той высоты, на которой стоят песнопения Дамаскина».

Читать такие разборы неловко даже не самому образованному читателю, а каково было автору. Бердяев по традиции сетовал, что опять оказался не понят. Что критики свели содержание книги к банальнейшей проблематике: оправдывает ли христианство творчество культуры (и почему-то только культуры). Философ же говорил не об оправдании творчества, а об оправдании человека творчеством, об антроподицее, об отношении человека к Богу посредством творчества, о том, что Бог такого стремления в человеке не только не осуждает, но ждет. Философа не услышали. Да и едва ли могли услышать. В 1916 году, когда вышла книга, историю двигали идеи отнюдь не созидательные. Мир был охвачен безумием разрушения.

Н.А. Бердяев. Философия свободы (М., 1911). Обложка
Н.А. Бердяев. Философия свободы (М., 1911). Обложка

РЕВОЛЮЦИОНЕР ПРОТИВ РЕВОЛЮЦИИ

1917 год Николай Бердяев встретил с негодованием. Сбылись все самые мрачные его пророчества. Либеральная Февральская революция обернулась провалом, разложением и в конце концов большевистским Октябрьским переворотом, крушением культуры. Однако – и это вполне в духе философа – стихия русской революции и Гражданской войны не подавила Бердяева, не ввергла в уныние. В очередной раз он испытал творческий подъем. Да, философ был движим злостью, гневом, он готов был сражаться.

Особенно продуктивным для него был 1918 год. В это время выходит сборник «Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности». Также Бердяев пишет эссе «Духи русской революции», посвященное влиянию на революционеров русской литературы. Удивительно, какие парадоксальные связи увидел философ в отношениях отечественных «освободительных сил» и нашей классики. Это, конечно, интерпретация интерпретаций, но насколько она оригинальна! Так еще никто до Бердяева не разбирал наследие Достоевского, Толстого и Гоголя. И в этот же период философ пишет полную обличительного пафоса «Философию неравенства», которая так и не будет опубликована в Советской России.

Н.А. Бердяев. 1900-е годы
Н.А. Бердяев. 1900-е годы

«Философия неравенства» – удивительная вещь. Принято считать, что позже философ от нее отрекся. Но это не вполне так. Впоследствии Бердяев признавался лишь в том, что этой своей книги не любит. При этом важно понимать, что он вообще мало какими своими работами был удовлетворен, нередко уже после публикации очередной книги он чувствовал, что выразил мысль в ней недостаточно полно и ясно. «Философия неравенства», впрочем, не удовлетворяла автора более других, слишком уж скор он был в этой работе на обвинения. Однако и в самые последние годы жизни Бердяев признавал, что и в этой чрезмерно эмоциональной книге он оставался верен своей любви к свободе. Не отказывался он и от большинства высказанных в книге идей о равенстве, демократии, культуре и, конечно же, снова о творчестве (которое считал явлением аристократичным) и о личности (всегда противопоставленной коллективу).

В эти смутные времена Николай Бердяев вообще очень активен. Он много пишет, выступает с публичными докладами в Вольной академии духовной культуры, в 1920 году становится профессором Московского университета, на своих лекциях критикует марксизм. Философ открыто объявляет большевиков своими врагами, ведет с ними ожесточенную – не политическую, не социальную, но духовную – борьбу. При этом он выступает вовсе не как реставратор монархии, напротив, он ощущает себя гораздо в большей степени революционером, чем его оппоненты. Бердяев вполне осознает, что старый мир невозможен, его не особенно тревожат и социальные потрясения, они осознаются как временные, не стоящие внимания. Он даже видит в них хоть и дурную, но правду – даже когда самому приходится чистить снег, отбывая трудовую повинность, даже когда жизнь его семьи зависит от распределения пайков в Лавке писателей. Всё, что философа по-настоящему ужасает в большевистском режиме, – это надругательство над свободой, террор и возможность тотального геноцида, уничтожение культуры, торжество невежества, низвержение интеллигенции (революции всегда неблагодарны к тем, кто их готовит), превращение мира в промышленную ассоциацию, а общество – в массу потребителей (тут он предвосхитил Бодрийяра). Разумеется, те, против кого Бердяев направил свой гнев, не могли этого долго терпеть.

Н.А. Бердяев. Свободная церковь (М., 1917). Обложка
Н.А. Бердяев. Свободная церковь (М., 1917). Обложка

В феврале 1920 года Николай Александрович переживает первый при новом строе арест. Формально репрессии были связаны с делом так называемого «Тактического центра» (объединение подпольных антибольшевистских партий и организаций), к которому философ отношения не имел. Во внутреннюю тюрьму ЧК к философу пожаловал сам Дзержинский. Бердяев отмечал, что допрос в его присутствии носил какой-то торжественный характер. Философ много и пламенно говорил, основатель ВЧК внимательно слушал, а потом попросил Менжинского отвезти арестанта домой на автомобиле.

Следующий арест случился через два года на фоне антирелигиозных преследований. Философ просидел в тюрьме около недели, а потом ему объявили о высылке из СССР. Через два месяца Николай Александрович с семьей покинул Россию на знаменитом «философском пароходе».

Н.А. Бердяев. Философия свободного духа (Париж, 1927). Обложка
Н.А. Бердяев. Философия свободного духа (Париж, 1927). Обложка

ЭМИГРАЦИЯ

Первые годы эмиграции Николай Бердяев живет в Берлине. Участвует в создании Русского научного института и Религиозно-философской академии. Однако вскоре окружение вновь перестает удовлетворять философа. Да и он – окружающих. За высказанную Бердяевым мысль о том, что западным государствам было бы неплохо формально признать советскую власть, чтоб не усиливать культурную и общественно-политическую изоляцию России от остального мира, что могло бы смягчить самые пагубные стороны большевизма, он подвергается чуть ли не остракизму. Радикальнее всего философ расходится с бывшим идейным товарищем Петром Струве, возглавившим в Берлине одну из групп Белого движения.

Н.А. Бердяев. Русская идея (Париж, 1946). Обложка
Н.А. Бердяев. Русская идея (Париж, 1946). Обложка

Первыми книгами Бердяева, вышедшими в эмиграции, становятся «Смысл истории» и «Новое средневековье». В этих работах философ продолжает развивать идеи, обозначенные ранее в эссе «Предсмертные мысли Фауста», посвященном анализу «Заката Европы» Шпенглера, и статье «Демократия, социализм и теократия». Небольшая книжка «Новое средневековье» приносит Николаю Бердяеву европейскую известность – работу перевели на 14 языков. И это вполне объяснимо: Европа переживала послевоенную раздробленность, была напугана будущим – капитализм себя изжил, а в коммунизме мерещился новый антихрист. Народы искали сплочения в новой возвышающей идее. Философ попал, что называется, в тренд.

Однако сам Николай Александрович больше ценил «Смыл истории», труд, который оказался менее понят. В этом произведении усиливается характерная для философа эсхатологическая проблематика. И отнюдь не в духе Шпенглера. Конец истории мыслился автором не как апокалипсис, а как торжество Царства Божьего, царства свободы, как преодоление разрыва между миром природным и личностью, как победа над малостью и извечным одиночеством человека.

Иван Александрович Ильин (1883 —1954), русский философ, писатель и публицист
Иван Александрович Ильин (1883 —1954), русский философ, писатель и публицист

Одиночество, тоска, творчество, бунт, свобода – эти темы все больше углубляются и заостряются в работах Бердяева. Сам он определяет свою философию как экзистенциальный персонализм. Наиболее ярким выражением этого направления становятся двухтомник «Философия свободного духа», написанный уже после переезда философа в Париж, и книга «О назначении человека», опубликованная в 1931 году. Философ не только дает афористическое понимание личности, но и открывает путь раскрытия человеческого «я». «Личность совсем не есть часть общества, – утверждает он. – Наоборот, общество есть часть личности, лишь социальная ее сторона. Личность не есть также часть мира, космоса, наоборот, космос есть часть личности. <...> При этом личность не самодостаточна <...> Личность есть сопротивление, сопротивление детерминации обществом и природой, героическая борьба <...> Личность есть боль. <...> Быть личностью, быть свободным есть не легкость, а трудность».

Трудно не только быть свободным, трудно само понимание идеи свободы. Особенно в эпоху, когда умы захватила идея социально-политической борьбы. Как это случилось со многими русскими эмигрантами. Бердяев следил за развитием их идей, но полемика с ними становилась все более нежизнеспособной. В евразийцах философа отталкивало упоение Востоком, при котором Орда оказывалась роднее Византии; в идеологах военного отпора коммунистам пугала косность и агрессивность. В этом смысле показателен заочный спор Бердяева с Иваном Ильиным. Николай Александрович сравнил книгу «О сопротивлении злу силою» с проповедью «Чека во имя Божие», Ильин в ответ назвал рецензию Бердяева «больной выходкой». И вся аргументация идеолога Русского общевоинского союза свелась к цитированию Библии, к приведению в примеры Крестовых походов и благословению русских воинов Сергием Радонежским.

"Три богатыря" русской философии: Сергей Николаевич Булгаков, Владимир Францевич Эрн, Николай Александрович Бердяев
"Три богатыря" русской философии: Сергей Николаевич Булгаков, Владимир Францевич Эрн, Николай Александрович Бердяев

В Париже Николай Александрович все больше сходится с французскими писателями и философами. Он встречается и много беседует о коммунизме с Андре Жидом, участвует в философских собраниях у Габриэля Марселя, спорит об Аристотеле и Фоме Аквинском с Жаком Маритеном. С соотечественниками философ разрывает почти все связи.

Исключение составляла только дружба с Шестовым. И он, в свою очередь, в 1930-е оставался одним из немногих русских эмигрантов, кто интересовался собственно философией Николая Бердяева, а не его высказываниями на актуальные темы. В эти годы Лев Шестов уже не так иронично-снисходителен к товарищу, как в 1900-х, но он по-прежнему критикует мыслителя с позиции будто бы старшего брата. Шестов указывает Бердяеву на слабость понятия «несотворенной свободы», на несостоятельность обращения к идеям, выраженным Достоевским в «Великом инквизиторе», и бунту датского философа и теолога Кьеркегора, на неразрешимость парадокса ветхозаветной Книги Иова. По мнению Шестова, философ идет по пути, намеченному до него, и останавливается на половине. Он писал, что Бердяев, утверждая, что Бог над свободой не властен, поскольку свобода необходима для познания истины, вовсе отбрасывает вопрос «Зачем познавать это чертово добро и зло, если это так дорого стоит», и добавлял, что философ также игнорирует финал Книги Иова, в котором Бог отнюдь не бессилен.

Но что, если Бердяев не на половине остановился, а дальше пошел? Что, если это сам Шестов на Достоевском споткнулся, приняв лишь пафос человека из подполья, бунт Ивана Карамазова да претензии миру Ипполита. Ведь и сам Достоевский дальше пошел: невозмутимо мимо Ипполита, вслед за своим князем Мышкиным. Как ни возмущался Шестов слабостью образа Мышкина, как ни корчился от его тихого «Простите нам наше счастье», а Достоевский все же мыслью и сердцем с ним дальше отправился. И Бердяев идет дальше, обходя тупики. Он идет, не упрощая, а усложняя мир.

Лев Исаакович Шестов. Портрет работы С. Сорина. 1922 год
Лев Исаакович Шестов. Портрет работы С. Сорина. 1922 год

Бердяев и в мирском идет дальше. Если Мережковский – сам себя перерастающий в своей прозе – не выдерживает гнета времени и высказывает перед войной симпатии к Гитлеру (пусть потом и горько раскаивается), то Бердяев входит в историю совсем иным жестом: в 1944 году, после страшных лет оккупации (страшных для него не столько бомбами, сколько упадничеством духа), он вывешивает на своем доме в Кламаре красный флаг, приветствуя освободителей. Не большевиков – освободителей! Если правда оказывается на стороне его оппонентов, он остается с правдой. Если такова судьба России, то это и его судьба тоже. Такова его свобода.

О судьбе России Николай Александрович наиболее полно размышляет, конечно, в одной из самых известных книг – в «Русской идее». Вычленять главное смысла нет, да это и невозможно, слишком громаден материал. Философ задается не столько вопросом, чем была и является Россия эмпирически, сколько тем, что замыслил Творец о России. Эту книгу можно было бы назвать итогом творчества философа, если бы итоги были для него возможны.

Но философ не мыслит свою жизнь отрезками с началами и концами. После каждой вышедшей книги философ пишет новую. В любых условиях. Бердяев пишет во время бомбардировок, пишет после смерти жены, пишет во время болезней. В 1947 году выходит книга «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация», также философ заканчивает труд «Царство духа и царство кесаря». В это же время Николаю Александровичу присуждают степень доктора теологии Кембриджского университета, сообщают, что он является кандидатом на получение Нобелевской премии, приглашают на конференцию «Международные встречи в Женеве». В окружении мыслителя говорят о его мировой славе.

«С трудом поверят, как мало радости это мне дает, – вспоминал об этом Бердяев. – Я все-таки чувствую себя довольно несчастным, несчастным не по внешней своей судьбе, а по внутренней своей конструкции, по невозможности испытать удовлетворение, по непреодолимым противоречиям, по нелюбви ни к чему конечному».

Не любя ничего конечного, Николай Бердяев продолжает работать до самых последних дней. Жизнь философа обрывается 23 марта 1948 года. В собственном доме в Кламаре. За письменным столом.