Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Дебют Анатолия Эфроса в кино, ставший шедевром на все времена

Театральные режиссёры нечасто становятся режиссёра кинофильмов, однако гениальному Анатолию Эфросу удалось это сделать. В 1960 году он, уже будучи знаменитым театральным мастером, дебютировал как кинопостановщик. Правда, не один, а в компании с Георгием Натансоном.

В конце пятидесятых спектакли Эфроса, тогда служившего в Центральном детском театре, собирали аншлаги. В его постановке вышел и спектакль «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова. Именно эту пьесу и решили перенести Эфрос и Натансон на экран, но изменили название на «Шумный день».

Дебют Эфроса в кино оказался фееричным: картина моментально стала популярной, а сегодня входит в золотой фонд советского кино и считается одним из самых ярких явлений «оттепели».
Кадр из фильма «Шумный день»
Кадр из фильма «Шумный день»

Решив перенести в кинематограф пьесу, режиссёры отчасти рискнули. Прежде бытовало убеждение, что

большой экран призван эффектно демонстрировать масштабные сцены с большим числом персонажей, частую смену натуры, активное действие.

Театральная пьеса же подразумевает камерность и постоянство обстановки, небольшое число героев. В «Шумном дне» зритель фактически не выходит за пределы одной квартиры, его взгляд движется меж стен и обстановки, но как раз большой экран и позволяет ощущать пространство, видеть происходящее не плоско, будто из зрительного зала, а объёмно и многопланово.

Но, как и в театре, так и в кино куда важнее обстановки герои. Анатолий Эфрос почти без раздумий

взял на некоторые роли театральных исполнителей, отлично знакомых с творчеством Виктора Розова.

Так, роль матери семейства сыграла актриса ЦТД Валентина Сперантова, молодая коллега Сперантовой по сцене Татьяна Надеждина изобразила её дочь, а мещанку Лену воплотила актриса «Современника» Лилия Толмачёва, которая, к слову, ту же роль играла и в театре.

Одну из главных ролей Натансон и Эфрос доверили молодому, но определённо перспективному артисту всё из того же «Современника» — Олегу Табакову. Ему достался самый юный герой, старшеклассник Олег, горячный максималист, который готов отстаивать правду даже кулаками.

Табакову персонаж был прекрасно знаком: он тоже уже не раз выходил на сцену в этом образе.

Любопытно, кстати, что многие считают, что лента «Шумный день» стала едва ли не дебютом Олега Табакова в кино, хотя в реальности это была восьмая работа.

Ещё один представитель «Современника», попавший на площадку «Шумного дня», Владимир Земляникин, несмотря на молодость, уже был кинозвездой и любимцем зрителей: тремя годами ранее вышла мелодрама «Дом, в котором я живу», где он сыграл одного из центральных персонажей. «Дом, в котором я живу» сразу же стал символом своего времени, а снявшихся в нём артистов обожали.

Фото со съёмок. Роберт Чумак, Олег Табаков, Лилия Толмачёва, Геннадий Печников, Валентина Сперантова, Владимир Земляникин, Татьяна Надеждина
Фото со съёмок. Роберт Чумак, Олег Табаков, Лилия Толмачёва, Геннадий Печников, Валентина Сперантова, Владимир Земляникин, Татьяна Надеждина

Ну и отмечу также Льва Круглого, тоже актёра из «Современника», которому Натансон и Эфрос предложили роль робкого влюблённого парня, который внезапно взбунтовался против отца-хапуги.

Круглый в 1979 году уехал из СССР, поэтому его имя нередко вымарывали из титров и вообще всячески старались забыть.

И вот ещё любопытный факт. Роль обеспеченного и самоуверенного претендента на симпатии Тани (сыгранной Татьяной Надеждиной), сестры Олега, создатели отдали актёру ЦДТ Роберту Чумаку. И если фамилия кажется вам знакомой, то вы не ошиблись:

Роберт — старший брат телезвезды девяностых экстрасенса Алана Чумака.

Несмотря на то, что компания на съёмках собралась большей частью театральная, у группы получилось сделать именно кинокартину, а не просто адаптацию пьесы.

«Шумный день» оказался историей, очень близкой и знакомой, а в героях каждый мог узнать соседа, коллегу, приятеля. И, что удивительно, сама идея ленты не устаревает!

Я посмотрела этот фильм, наверное, в восьмидесятые. И если бы не какие-то явные приметы времени (вроде школьной формы, деталей интерьера, упоминаний войны или чёрно-белой плёнки) я бы вполне могла решить, что речь идёт о современниках. Да и сейчас не так уж много изменилось (опять же с поправкой на приметы времени).

«Шумный день» уже в первые дни проката влюбил в себя зрителей.

Показатели посещаемости были рекордными, хотя, наверное, это было предсказуемым. Замечательная (и уже популярная!) литературная основа, тандем режиссёров-мастеров своего дела и точно подобранный актёрский ансамбль, понятная каждому главная мысль — всё это просто должно было породить шедевр. Но меня в этой ленте до сих пор коробит одна реплика. Её адресовала мать в исполнении Валентины Сперантовой старшему сыну, вспоминая о его юношеских похождениях: «Если он не изменится, пусть лучше умрёт». И вот уже много лет я не понимаю, как может мать сказать такое своему ребёнку, пусть и неудачнику, подкаблучнику и мещанину. А вы понимаете?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-3