Театральные режиссёры нечасто становятся режиссёра кинофильмов, однако гениальному Анатолию Эфросу удалось это сделать. В 1960 году он, уже будучи знаменитым театральным мастером, дебютировал как кинопостановщик. Правда, не один, а в компании с Георгием Натансоном.
В конце пятидесятых спектакли Эфроса, тогда служившего в Центральном детском театре, собирали аншлаги. В его постановке вышел и спектакль «В поисках радости» по пьесе Виктора Розова. Именно эту пьесу и решили перенести Эфрос и Натансон на экран, но изменили название на «Шумный день».
Дебют Эфроса в кино оказался фееричным: картина моментально стала популярной, а сегодня входит в золотой фонд советского кино и считается одним из самых ярких явлений «оттепели».
Решив перенести в кинематограф пьесу, режиссёры отчасти рискнули. Прежде бытовало убеждение, что
большой экран призван эффектно демонстрировать масштабные сцены с большим числом персонажей, частую смену натуры, активное действие.
Театральная пьеса же подразумевает камерность и постоянство обстановки, небольшое число героев. В «Шумном дне» зритель фактически не выходит за пределы одной квартиры, его взгляд движется меж стен и обстановки, но как раз большой экран и позволяет ощущать пространство, видеть происходящее не плоско, будто из зрительного зала, а объёмно и многопланово.
Но, как и в театре, так и в кино куда важнее обстановки герои. Анатолий Эфрос почти без раздумий
взял на некоторые роли театральных исполнителей, отлично знакомых с творчеством Виктора Розова.
Так, роль матери семейства сыграла актриса ЦТД Валентина Сперантова, молодая коллега Сперантовой по сцене Татьяна Надеждина изобразила её дочь, а мещанку Лену воплотила актриса «Современника» Лилия Толмачёва, которая, к слову, ту же роль играла и в театре.
Одну из главных ролей Натансон и Эфрос доверили молодому, но определённо перспективному артисту всё из того же «Современника» — Олегу Табакову. Ему достался самый юный герой, старшеклассник Олег, горячный максималист, который готов отстаивать правду даже кулаками.
Табакову персонаж был прекрасно знаком: он тоже уже не раз выходил на сцену в этом образе.
Любопытно, кстати, что многие считают, что лента «Шумный день» стала едва ли не дебютом Олега Табакова в кино, хотя в реальности это была восьмая работа.
Ещё один представитель «Современника», попавший на площадку «Шумного дня», Владимир Земляникин, несмотря на молодость, уже был кинозвездой и любимцем зрителей: тремя годами ранее вышла мелодрама «Дом, в котором я живу», где он сыграл одного из центральных персонажей. «Дом, в котором я живу» сразу же стал символом своего времени, а снявшихся в нём артистов обожали.
Ну и отмечу также Льва Круглого, тоже актёра из «Современника», которому Натансон и Эфрос предложили роль робкого влюблённого парня, который внезапно взбунтовался против отца-хапуги.
Круглый в 1979 году уехал из СССР, поэтому его имя нередко вымарывали из титров и вообще всячески старались забыть.
И вот ещё любопытный факт. Роль обеспеченного и самоуверенного претендента на симпатии Тани (сыгранной Татьяной Надеждиной), сестры Олега, создатели отдали актёру ЦДТ Роберту Чумаку. И если фамилия кажется вам знакомой, то вы не ошиблись:
Роберт — старший брат телезвезды девяностых экстрасенса Алана Чумака.
Несмотря на то, что компания на съёмках собралась большей частью театральная, у группы получилось сделать именно кинокартину, а не просто адаптацию пьесы.
«Шумный день» оказался историей, очень близкой и знакомой, а в героях каждый мог узнать соседа, коллегу, приятеля. И, что удивительно, сама идея ленты не устаревает!
Я посмотрела этот фильм, наверное, в восьмидесятые. И если бы не какие-то явные приметы времени (вроде школьной формы, деталей интерьера, упоминаний войны или чёрно-белой плёнки) я бы вполне могла решить, что речь идёт о современниках. Да и сейчас не так уж много изменилось (опять же с поправкой на приметы времени).
«Шумный день» уже в первые дни проката влюбил в себя зрителей.
Показатели посещаемости были рекордными, хотя, наверное, это было предсказуемым. Замечательная (и уже популярная!) литературная основа, тандем режиссёров-мастеров своего дела и точно подобранный актёрский ансамбль, понятная каждому главная мысль — всё это просто должно было породить шедевр. Но меня в этой ленте до сих пор коробит одна реплика. Её адресовала мать в исполнении Валентины Сперантовой старшему сыну, вспоминая о его юношеских похождениях: «Если он не изменится, пусть лучше умрёт». И вот уже много лет я не понимаю, как может мать сказать такое своему ребёнку, пусть и неудачнику, подкаблучнику и мещанину. А вы понимаете?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296