Угон автомобиля как ранее, так и в наши дни является прибыльным "бизнесом". Поэтому не переводятся желающие поживиться за чужой счет. Как же обезопасить свое имущество?
Существует ряд «мелочей» или «странностей», на которые очень легко не обратить внимания или не придать особого значения. Но вот если они повторяются, то стоит задуматься незамедлительно о возможных их причинах. Существует статистика правоохранителей, согласно которой, в случае угона преступниками чаще всего взламываются двери и замки зажигания (разными способами и приспособлениями, например, при помощи механического «воротка»). Могут банально разбить стекло и так попасть в салон. Двигатель часто заводят подготовленным заранее дубликатом ключа. Могут применяться специальные радиоэлектронные средства, которые позволяют открыть двери, завести мотор и блокировать противоугонную систему.
Однако, до того, как угнать автомобиль, его часто предварительно «исследуют». Способы и варианты такой проверки известны, но вот признаков присутствия угонщиков возле машины (проявленного интереса к ней) не так много и о них следует знать заранее. Ниже приведу наиболее распространенные из них ( явные ситуации, когда раскурочена личинка замка, стекло разбито, салон и проводка повреждены, не будут рассматриваться потому, что все очевидно). Жизнь показывает, что часто все же не только сигнализация спасает автомобиль от угона, а еще осведомленность и внимательность его владельца.
Установщики охранных систем постоянно подвержены профессиональному росту, за последние годы они несравненно повысили свою квалификацию, однако тем же делом были заняты и угонщики автомобилей, о чем не следует забывать. Редко, когда угон машины происходит спонтанно, чаще этому предшествует ряд событий, объединяемых термином «подготовка к угону». Она (подготовка) обычно включает в себя:
1) выбор автомобиля – жертвы
2) непосредственно подготовку, разведку.
3) дезактивация охранной сигнализации
4) вскрытие салона
5) запуск двигателя
6) перемещение автомобиля (своим ходом или на эвакуаторе, в кузове грузовика)
7) далее уже следует «отстаивание» авто, продажа или разборка, оформление документов… Возможны варианты последовательности событий и их исполнения, но суть понятна – угон дело не пяти минут, его готовят и обычно довольно тщательно.
На разных этапах этой подготовки хозяин машины может обратить внимание на какие-то необычные вещи, происходящие с автомобилем, и это хорошо, если обратит.
Информация, изложенная в статье, не аксиома, а лишь данные, полученные автором при подготовке материала, полученные из разных источников, включая предшествовавшие беседы со специалистами как по установке охранных систем, так и «с другой стороны».
Что должно насторожить автовладельца?
1. Вы «зыбыли» закрыть машину.
У каждого водителя бывали случаи, когда он в какой-то момент не был уверен в том, что действительно закрыл свой автомобиль и поставил на сигнализацию. Но все же бываю случаи, когда уверенность на 100%, а при подходе к машине выясняется, что автомобиль не заперт. Возможно просто не сработала сигнализация при нажатии на кнопку постановки на охрану, а вы не убедились в закрытии машины, но не исключается и работа угонщиков (был успешно применен «код-граббер»). Возможно, они уже нацелились именно на вашу машину и ищут подходы к ней, слабые места как сигнализации, так и ее владельца. Может их просто что-то спугнуло, не дав довести дело до конца. Вероятно, что они не далеко и не оставили своих намерений. А может целью были вещи в машине, а не сам автомобиль? В любом случае вы ничего не решите в такой момент на месте, но, возможно, стоит поставить машину на платную охраняемую стоянку (что тоже не панацея, но все же что-то). Можно доехать до сервиса, где ставили сигнализацию и попросить установить дополнительно что-то (иммобилайзер, секретную кнопку - хитрушку).
Следует знать, что угоны в ночное время чаще совершаются на неохраняемых придомовых парковках, а днем возле магазинов и торговых центров (куда водитель заходит не на 2-3 минуты).
2. Выявлены признаки внешнего воздействия.
Любые следы воздействия, оставшиеся на кузове, говорят о том, что машиной интересовались и «не просто посмотреть». Пример: отогнутый или порезанный подкрылок - говорит о поиске доступа в пространство под капотом, на котором установлены дополнительные замки. Как раз за пластиком, закрывающим колесную арку, часто имеется доступ к тросикам таких замков. Насторожить должны повреждения личинок замков. Все это признаки подготовки к угону или свершившаяся его попытка. А если в салоне заметите перемещенные предметы, грязь или что-то еще не обычное, чего раньше точно не было, то – да, у вас были «гости» и это ничего хорошего не сулит. Но еще не угнали, а это главное.
С обычным автомобилем так "заморачиваться" никто не будет. Но если целью является именно ваша машина (не такая по модели, а уже именно ваша) и если автомобиль очень хорошо защищен, то вполне возможна попытка угона после определенной подготовки, даже пробного посещения машины, следы чего вы и заметили. Будучи владельцем взятой на прицел угонщиками машины, следует сделать верные выводы и сберечь свою собственность путем установки дополнительной защиты (возможны варианты), на какое-то время или всегда начать хранить машину на охраняемой территории.
3. Сигнализация ведет себя как-то не обычно.
Очень важным сигналом является нестандартное срабатывание сигнализации. Да, ни одна охранная сигнализация не застрахована от обычных глюков электроники или от садящейся батарейки в брелоке управления. И все же это повод лишний раз задуматься. Внезапные срабатывания «тревоги», которых ранее не наблюдалось, постановка или снятие с охраны не получается с первого раза, да любые отклонения от обычного сценария поведения вашей сигнализации могут свидетельствовать о том, что вашу машину начали «изучать» злодеи. Замена батарейки в пульте и/или перестановка машины на иное место не помогли? Да, следует быть осторожным и внимательным, пусть лучше зря, чем на фоне мнимого спокойствия и благополучия машину «уведут».
В случае начавшихся ночных срабатываниях – не бегите к машине с ключами, может быть от вас именно этого и ждут. У большинства сигнализаций возможно настроить уровень чувствительности, сделайте это, если еще не сделали (как временную меру можно рассмотреть отключение пультом режима срабатывания от ударов и незаметно понаблюдать из окна за автомобилем какое-то время). Многие сигнализации при установке настраиваются так, что система начинает сигналить просто из-за проезжающей рядом «громкой» машины. Владелец постепенно привыкает к этому и не придает уже значения. Но этим могут воспользоваться угонщики. Иногда нарочно стучат по колесам или окнам, чтобы проверить реакцию хозяина машины и его расторопность. Вариантов тут много.
Иногда применяются специальные «глушилки» - приборы, создающие некий цифровой шум в радиусе нескольких метров. Вследствие этого, установленная сигнализация не может передавать тревожные сообщения ни на брелок, ни на смартфон владельца… пульт сигнализации также не может «достучаться» до блока управления. Возникает ситуация, когда постановка машины на охрану может стать проблематичной или не возможной (кроме автопостановки, естественно, при активированной функции). Некоторые запирают машину на ключ и быстро бегут в магазин… а когда вернутся, то их машины уже нет. Верным же будет перепарковать авто в иное место, так спокойнее.
Подобные случаи не гарантируют, что угон случится или просто готовится, но важно то, что ваш автомобиль привлек чье-то внимание, а это уже заслуживает вашего серьезного отношения к ситуации.
4. Поступление телефонного звонка (звонков) с вопросами специфическими по своей сути. Многие преступления в наше время начинаются со звонка телефона. Угон – не исключение. Цель таких действий — получение информации (как о владельце, так и о защищенности автомобиля). Ваши контакты могут быть найдены через разные базы, иногда абсолютно легальные и доступные преступникам. Но чтобы ответить на уточняющие вопросы незнакомца про ваш автомобиль, да еще и по телефону … это каким доверчивым нужно быть, а ведь такие случаи имеются, и злоумышленники не брезгуют этим простым способом. Они могут представиться, например, сотрудником автомобильного сервиса, где вы «недавно устанавливали сигнализацию или проводили ремонт», повод звонка не важен, важно дальнейшее развитие разговора в плане выуживания информации под разными благовидными поводами.
Задача злодеев значительно упрощается, если вы подали объявление о продаже своего автомобиля (в таком случае у них появляется реальная возможность без спешки осмотреть вашу машину) – это почти идеальные условия для подготовки к угону. За рядом безобидных и стандартных вопросов потенциального «покупателя» могут последовать и «уточняющие» - что за система установлена и нет ли сбоев в работе охранной сигнализации, где хранилась машина все время эксплуатации и где хранится машина в настоящее время (можно ли на нее взглянуть, например, просто проезжая мимо «по делам»)? Не стоит отвечать на вопросы про место хранения, да и про сигнализацию ни при каких обстоятельствах. На подобные вопросы по телефону отвечайте кратко: «да, охранная система есть и исправна, автомобиль хранится в надежном месте, а все уточняющие защищенность машины вопросы только лично (особенности сигнализации, наличие «секретной» кнопки и ее расположение, например) - и после совершения сделки». Дайте понять, что информация будет предоставлена в полном объеме, но в свое время.
5. На вашем автомобиле оставлены предметы – это могут быть «контрольки».
Особый интерес для криминалитета представляют автомобили, долго стоящие на одном месте. Это не гарантирует, что за таким авто никто не присматривает. Машиной может и не пользуются какое-то время, но стоит она в прямой видимости из окна и, соответственно, за ней регулярно приглядывают хозяева. Простой способ проверить, есть ли за машиной надзор, поместить под дворник или в зазор двери какую-нибудь рекламную брошюрку, а можно и положить на кузов небольшую ветку от соседнего дерева. Если владелец «на чеку», то мусор будет быстро убран. А вот ежели нет, то угонщики воспримут это как знак к относительной безопасности работы с этим автомобилем. Совет: если что-то подобное заметили на своей машине, которой редко пользуетесь, то немедленно уберите и лучше переставьте машину в иное место (съездите в магазин), что создаст иллюзию использования автомобиля.
А могут и бутылку на заднее колесо положить (замок повесить - вариантов много) с обратной от водителя стороны. При движении вы услышите звук и, скорее всего, не глуша двигатель, выйдете из машины для осмотра... Дальше лишь дело техники, но машина продолжит путь уже без вас.
6. Используется просьба о помощи (иногда помощь может реально требоваться).
При нарушении закона преступники очень любят использовать жалостливость, человечность предполагаемой жертвы. Я не призываю игнорировать поступающие просьбы о необходимой помощи, но бдительность никогда не помешает. Однако, не оставляйте без присмотра свой автомобиль пытаясь помочь нуждающемуся. Возможно он – всего лишь наживка, а вы - легкая добыча, ради которой и затеян весь незамысловатый спектакль.
Важно: заглушите двигатель и закройте все окна, поставьте машину на сигнализацию прежде, чем приступить к помощи незнакомцу (незнакомке). Ситуации могут быть разные и пока вы будете помогать, накачивая колесо или ставить «запаску» ваша машина может уехать без вас. Бдительность и еще раз бдительность!
Злоумышленники могут воспользоваться и реальной ситуацией, где нужна помощь. Например – ДТП (пожар, ЧС и т.п.) и пока вы будете оказывать посильную помощь… верно, ваш автомобиль переместится без вас под чужим управлением. Бдительность, а только после помогать!
7. Трудно определить наличие электронных средств слежения, но иногда возможно.
Например, при посещении автосервиса по установке охранных сигнализаций в память блока управления двигателем или блока сертификации ключей прописывается третий ключ (дополнительно к двум штатным). Вы это никак не сможете определить ни по работе двигателя, ни по холостым оборотам или другим техническим эксплуатационным признакам. Этот самый третий ключ приклеивают изолентой в потайном условленном месте. Ночью (и не обязательно следующей, а может и через месяц) приходит угонщик, достает его, после чего угнать автомобиль ему становится гораздо легче и происходит это быстрее. Обезопасить себя после сервиса по установке сигнализаций (всегда следует подозревать) можно сразу же после его посещения - обратиться к официальному дилеру для проверки количества прописанных в памяти ключей (количество брелоков тоже определят и скажут). В инструкциях к современным сигнализациям можно найти способ самостоятельно проверить количество прописанных в памяти брелоков. А при ранее установленном противоугонном комплексе – передавать машину третьим лицам переводя охранную систему в сервисный режим, когда невозможно прописать новые ключи и метки. В автосервисе могут банально «ослабить» вашу охранную систему, лишив ее некоторых функций (электронных систем или механических блокираторов). Внешне же она будет работать.
Если у вас есть основания полагать, что вашу машину «пасут», то не будет лишним проверить ее на наличие установленного маячка GPS (обычно ставят на дорогие модели).
Это устройство слежения, чаще крепят его под днищем или за крылом с помощью магнита. Существует вероятность, что прибор слежения установят в салоне. Найти "жучок" можно при визуальном осмотре (зеркальцем или на смотровой яме). Так же поиск может быть выполнен и с помощью электронного индикатора: GPS-трекер будет «фонить» и на него среагируют другие электронные приборы (даже обычный смартфон может почувствовать эти помехи). Но надежнее всего воспользоваться специальным устройством, улавливающим исходящий радиосигнал.
8. Украдены ключи от автомобиля.
Преступники подмечают куда были положены ключи от машины, далее их крадут. Если ключи действительно украдены, а не потеряны, то тут нужно сразу принимать меры (не оставлять машину без присмотра и переместить ее на охраняемую стоянку, рассмотрите необходимость замены всех замков и, возможно, сигнализации, причем незамедлительно).
Любая из ситуаций, указанных выше в тексте, может по факту оказаться банальным сбоем охранной системы или простыми действиями хулиганов. Не стоит развивать в себе манию преследования, бояться ежеминутно, что машину угонят. Но все же осторожность не повредит никогда. Если ритм вашей жизни не позволяет его сменить, то не поленитесь в течение некоторого времени оставлять автомобиль под присмотром охраны или хотя бы камер наружного наблюдения, что явно не будет лишним никогда и никому.
Угонщики говорят, что если машина заинтересовала, то она будет обязательно угнана тем или иным способом (эвакуатор, просто заберут машину, выкинув хозяина из салона и т.п.), сегодня или через месяц.
И только особо упертые и аккуратные владельцы способны противостоять натиску автоугонщиков долго и эффективно (тут или один проворонит, или другие найдут себе новую, более доступную жертву).
Специалисты по противодействию угонам рекомендуют:
Имеется ряд способов (от дорогих, до бесплатных), позволяющих снизить степень интереса злоумышленников именно к вашей машине.
Способом из 90х – «мигающим цветным светодиодом» на панели, имитирующим сигнализацию никого сейчас не отпугнешь. Охраняемая стоянка – не полная гарантия сохранности. «Неугоняемость» машин с нанесенной аэрографией – больше похоже на миф (да и цена сигнализации или «хитрушки» бывает ниже, выполнения аэрографии). Но вот что может помочь, так это имитация неисправности двигателя или качественный механический блокиратор. Ведь при некоторых из выше указанных способов «изучения» потенциальной жертвы преступники о дополнительной защите узнают в последний момент, а это для них лишние сложности (решить-то проблему они смогут, но на это нужно время, а оно так дорого во время угона), иногда заставляющие отказаться от намерений относительно вашего авто на время или совсем.
А теперь несколько важных и универсальных рекомендаций по охране своего авто:
1. Для разных марок автомобилей следует применять индивидуальную охрану, с учётом наличия слабых мест конкретного автомобиля.
2. Подбирать систему охраны, не забывая о ее стоимости. Учитывать текущий показатель «угоняемости» именно имеющейся у вас модели. Чем выше этот показатель, тем больше рубежей должна иметь устанавливаемая защита. 3. Устанавливать охранную систему должен опытный мастер. Следует исключить установку элементов в «стандартных местах».
4. При обслуживании автомобиля доверять его лишь проверенным сервисным центрам (пусть хоть частный гараж, но проверенный). Не лениться проверять факт постановки авто под охрану, покидая его (смотрите индикацию активной охраны на брелоке).
5. После посещения автосервиса, особенно малознакомого, обязательно проверьте затяжку креплений механических блокираторов. Никому не рассказывайте про установленную систему защиты. Переводите сигнализацию в сервисный режим, отдавая авто в ремонт. Не оставляйте на время ремонта ключ от автомобиля без особой на то необходимости.
6. Обращайте внимание на людей рядом с местом предполагаемой парковки автомобиля (они могут находиться в автомобиле рядом с вами, обычно не далее нескольких метров), особенно если происходит «беспричинное» срабатывание сигнализации или наоборот она не работает. По возможности, перегоните автомобиль в другое, более надёжное место.
7. Можно установить автосигнализацию или иммобилайзер (дополнительный) с кодовой авторизацией. Без нажатия определённой комбинации штатных кнопок, защита не даст тронуться с места. Это может быть очень полезно потому, что угонщик узнает об этой особенности запуска вашего автомобиля в последний и самый решающий момент. Почти однозначно он откажется от своих намерений, хотя бы в настоящий момент, что даст вам время.
8. Достаточно перспективной выглядит установка сигнализации с метками, способными заблокировать работу ключей автомобиля. Как только вы отходите от машины, автосигнализация перестаёт видеть метки и отключает работу штатных ключей. Вы приближаетесь и система «Keyless» начинает снова работать, можно заводить двигатель и ехать.
9. Возможна установка не оригинальных деталей (ЭБУ, переделанных диагностических разъемов и т.п.) - при подключении к ним злоумышленник испортит свое оборудование и быстро уйдет. Только нужно иметь к ним переходники для диагностики при необходимости в легальном сервисе.
Конечно же данный перечень не полный, рад буду прочитать в комментариях ваши варианты защиты своего автомобиля от угона, а также описание случаев попытки угона (или даже его совершения, к сожалению).
Главное после установки всех желаемых охранных систем и приспособлений – это бдительность самого владельца, трудно ее переоценить.
Если статья понравилась, то ставьте «палец вверх», подписывайтесь на мой канал.
В комментариях буду рад увидеть ваше мнение по теме, случаи из жизни.
Всем здравия и ровных дорог!